ФАС проверяет законность скидочной политики маркетплейсов
Глава ведомства считает, что активизация скидок может нести риски и для покупателей, и для производителей, и для продавцов
Москва. 10 июня. INTERFAX.RU - Федеральная антимонопольная служба оценивает соответствие законодательству активное предоставление скидок маркетплейсами, заявил глава ФАС Максим Шаскольский на "Антимонопольном форуме 2025".
По его словам, ведомство полагает, что в перспективе усиление позиций маркетплейсов за счёт скидок может нести риски как для покупателей и продавцов, так и для отечественных производителей, так как в онлайн-ритейле широко представлены импортные товары.
Он отметил, что ранее была пресечена деятельность маркетплейсов по предоставлению скидок в автоматическом режиме без согласия продавцов.
"Идет широкое обсуждение и изучение, например, соответствия антимонопольному законодательству действий компании по предоставлению скидок на товары продавцов уже за счет самих маркетплейсов... В среднесрочной перспективе действительно существуют риски окончательной монополизации данного рынка с соответствующими негативными последствиями как для покупателей, так и для продавцов", - сообщил Шаскольский.
"Более того, мы, общаясь с представителями рынка, с производителями российскими, видим, что появляются риски для производителей, потому что в основном на маркетплейсах идет перепродажа импортных товаров нероссийских производителей. И здесь также формируются определенные риски для наших российских производителей", - добавил он.
Как пояснил позднее журналистам Шаскольский, у ФАС есть опасения, что за счёт предоставления значительных скидок "два крупнейших маркетплейса поглотят всех остальных, потому что никто не может с ними конкурировать в масштабах этих скидок". Речь идёт о Wildberries и Ozon, которых ФАС в прошлом году признала занимающими доминирующее положение с совокупной долей рынка более 80%.
Глава ФАС отметил, что на данный момент ситуация, когда маркетплейсы за свой счёт предоставляют скидки, может всех устраивать - и покупателей, приобретающих товары дешевле, и продавцов, у которых растут объемы продаж. Но уже сейчас продавцы, например, ограничены в возможности предлагать свои товары на других площадках по более высоким ценам. В перспективе условия могут ужесточаться и для потребителя.
"Что бы там ни говорилось о благих намерениях, вырастут цены для потребителей, хуже станут условия для продавцов, и тем самым рынок будет монетизирован так, как это с рынком такси произошло - описал Шаскольский риски перетока продаж в крупнейшие маркетплейсы из-за предоставления скидок.
Он подчеркнул, что в России вопрос регулирования прорабатывается, в том числе в рамках нового законодательства о платформенной экономике, где появятся регулирующие механизмы. "Вопрос требует обсуждения и изучения", - отметил глава ФАС.