ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:56

Дети не пахнут

Главная фишка фильма "Дети шпионов 4D", как и в случае с третьей частью, - техническая сторона, попытка внести новую технологию в массовый кинематограф. В этот раз новым измерением восприятия стали запахи

Дети не пахнут

Москва. 23 августа. INTERFAX.RU – Как и в случае со стереокино, идея не новая. Но я прошу всех вспомнить, как вы ходили на третью часть "Детей шпионов". Я хочу, чтобы вы мысленно перенеслись в 2003 год на один из показов того фильма. Еще раз представили себе, как вы теребили в руках картонные очки с красно-зелеными линзами. Как скептически вы отнеслись к ним, потому что незадолго до этого ездили в Химки испытывать на себе IMAX и были полностью потрясены размахом трехмерных киноаттракционов. А тут какие-то несерьезные очки. Более того, фильм оказывался не полностью, а только частично трехмерным. С экрана зрителю поступал сигнал, что пора надеть очки (это было обосновано сюжетно), и с этого момента начиналась трехмерность, которая сильно уступала аймаксовской. Зато это был именно фильм с настоящими приключениями и известными актерами Антонио Бандерасом, Сальмой Хайек и Сильвестром Сталлоне. Поэтому чувство легкого неудовлетворения быстро сменялось диким восторгом.

Роберт Родригес этой картиной проложил путь десяткам 3D-фильмам, которые мы смотрим до сих пор. С крутыми очками, с более впечатляющими эффектами и сюжетом. Родригесу я лично признателен за то, что он не побоялся тогда выступить с "сырой" технологией и обыграть ее в фильме так, как и не снилось многим современным режиссерам, которые трехмерность вставляют в фильм для галочки, чтобы была.

В новых "Детях шпионов" Родригес вновь пытается совершить тектонический сдвиг в технике кино. К каждым стереочкам зритель при входе на фильм получает небольшой листочек с восемью цифрами. Под цифрами кроются запахи, которые, если верить пресс-релизу, должны соответствовать запахам всяких вкусностей и один раз хвои. Во время показа периодически на экране показывается цифра, которую нужно стереть, чтобы почувствовать то, что чувствуют герои. Это все та же сюжетная обусловленность. Не знаю, может, мое обоняние, как и у других коллег, с которыми я говорил, атрофировано, но лично мне удалось почувствовать только один запах. Как я ни скреб бумажку – сильно, слабо, вертикально, горизонтально, ногтем, монеткой, - все равно я мог различить лишь вонь типографской краски. В общем, куча народа постирала сразу все номера, как только убедилась, что первый не пахнет, и отложила бумажки в сторону. Может, с этого момента нас ждет лавина пахнущих на все лады фильмов, и мы опять вспомним Родригеса добрым словом, но технология пока все равно сырая.

И вот еще что: запахи не те. То есть в фильме постоянно говорится о том, что что-то воняет, а при этом стереть табличку предлагается только на моментах с приятными ароматами. Это скучно. Я не призываю имитировать запахи канализации, но ведь можно было бы подойти как-то изобретательно. Например, на экране кто-то портит воздух, мы стираем табличку и чувствуем запах, не знаю, той же хвои. Получается забавный контраст. Здесь Родригесу не хватило радикальности.

Теперь совсем неприятная новость. Родригес сильно сузил целевую аудиторию. Раньше "Дети шпионов" были семейным фильмом, теперь превратились в сугубо детский продукт, который ни один взрослый (если он не фанат "Детей шпионов") не будет смотреть дольше десяти минут. Во-первых, в фильме нет звездных актеров, кроме Джессики Альба, которая вообще не играет. Остальные актеры играют хуже, чем в низкопробных сериалах. Особенно это касается "выросших" детей шпионов. Алекса Вега в свои 22 выглядит на экране женщиной за тридцать, в отличие от своего экранного брата Дэрила Сабары, годящегося ей в сыновья. Оба они играют гораздо хуже, чем когда они были детьми. Остальные актеры просто произносят диалоги.

Сюжет, при всех потенциальных возможностях (замедление и остановка времени, путешествия во времени) подан настолько нелепо, что специально высиживаешь титры, чтобы посмотреть, кто это такой умный придумал все это. С изумлением узнаешь, что Родригес был не только автором сценария и режиссером, но еще продюсером, композитором и одним из операторов. То есть самый что ни на есть авторский фильм. Смотреть невозможно. Но если зрителю меньше 10 лет, и ему нравится, чтобы все было ярко и красочно, чтобы дети одной левой побеждали взрослых, а домашняя собака оказалась супер-роботом, то надо отвести его в зал оставить на полтора часа с размеченной бумажкой. Может, у него получится почувствовать запахи и получить от фильма еще больше удовольствия.

Обозреватель Сергей Сычев

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });