Всероссийский Форум лидеров страхового рынка прошел в Москве
30 октября в Москве в Центре событий РБК состоялся 11-й Всероссийский Форум лидеров страхового рынка.
Мероприятие объединило на одной площадке более 800 топ-менеджеров и собственников страховых компаний, представителей Банка России, ФАС, ВСС, а также ИТ-компаний, предоставляющих инновационные решения для страховой отрасли. Организаторами форума выступили АСН, "Регламент" и АЦ "БизнесДром" при поддержке ВСС и РСА.
Спикеры обсудили вопросы перестрахования в эпоху санкций, изменения в ОСАГО, модели взаимодействия с маркетплейсами, поделились кейсами внедрения ИИ в клиентский сервис, урегулировании убытков и монетизации новых форматов.
Президент ВСС Евгений Уфимцев отметил, что для будущего страхового рынка очень важен диалог страховщиков с властью. "Я считаю, что российский страховой рынок может развиваться еще более энергичными, серьезными темпами. Мы показываем хорошие результаты, и, если мы будем более активно взаимодействовать с органами власти, они бы стали обращать на это внимание", — сказал он.
Глава департамента страхового рынка Банка России Илья Смирнов сообщил, что общий объем страховой премии за 9 мес. 2025 г. вырос на 15% (за 9 мес. 2024 г. сборы составили 2,4 трлн р.). "Рост прибыли менее значимый, но в целом рынок развивается и финансово устойчив", — сказал представитель ЦБ.
Начальник управления контроля финансовых рынков ФАС России Ольга Сергеева подчеркнула, что концентрация на страховом рынке усиливается. Если в 2023 г. на долю трех крупнейших участников рынка приходилось примерно 34% сборов премии, то в 2024 г. эта цифра увеличилась до 42%. Если рассматривать топ-10 страховщиков, то показатель вырос с 71% в 2023 г. до 74% в 2024 г.
Лидер по организационному развитию и операционной эффективности Zunami Дарья Спиридонова рассказала о том, какие задачи решает цифровизация массового страхования, а также как цифровые инструменты помогают страховым компаниям и их клиентам соответствовать требованиям времени в части управления качеством процессов и автоматизации урегулирования претензий.
В числе трендов развития финансового и страхового секторов, отмеченных спикерами рост объема продаж страхования через маркетплейсы, который, по данным ЦБ за 6 месяцев 2025 г., превысил 1,7 млрд р. Рост объясняется как общей тенденцией цифровой трансформации банков, страховых и иных финансовых компаний, в том числе за счет внедрения искусственного интеллекта, так и активным предложением финансовых услуг сравнительно новыми игроками в этой сфере — маркетплейсами и технологическими компаниями на своих платформах. Также участники сообщили, что в 2025 г. страховая отрасль столкнулась сразу с несколькими вызовами. На рынок влияет ряд макрофакторов, таких как турбулентность сегмента кредитования и в целом невысокие темпы роста экономики. Рентабельность страхового бизнеса также сокращается за счет инфляционного роста убытков в ключевых видах страхования: ОСАГО, каско и ДМС. В будущем есть риск столкнуться со снижением маржинальности бизнеса из-за экспансии маркетплейсов, которая может затронуть и страхование. С другой стороны, росту страхового рынка могут способствовать такие факторы, как развитие АИС страхования, интеграция с ФОИВ и важные законодательные инициативы, например проверка ОСАГО по камерам.
"На пленарной сессии традиционно обсудили ключевые вызовы и драйверы роста страхового рынка, уделив особое внимание взаимодействию страховщиков с маркетплейсами, диджитализации и применению искусственного интеллекта в страховании: где он уместен, а где — лишь дань моде и хайпу. Руководители маркетплейсов и страховых компаний пришли к главному выводу: место на рынке найдётся всем, и каждый будет выполнять свою роль, чтобы потребители получали качественные страховые услуги", — прокомментировал итоги генеральный продюсер форума Павел Самиев.