ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 04:05

Эксперты обсудили инициативу цифровой трансформации отрасли грузоперевозок

Подведены итоги V международной конференции "Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности"

Эксперты обсудили инициативу цифровой трансформации отрасли грузоперевозок
Эксперты обсудили инициативу цифровой трансформации отрасли грузоперевозок
Фото: АТО Events

В Москве завершилась 5-я международная конференция "Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности – 2019", которая прошла 1–2 октября и собрала в этом году более 280 экспертов в отрасли грузового автотранспорта.

Обращаясь в своём послании к участникам конференции, министр транспорта России Евгений Дитрих отметил позитивные процессы, консолидацию отрасли, появление крупных компаний, которые перешагивают границы коммерческого автоперевозчика и становятся транспортно-логистическими комплексами с собственной развитой складской инфраструктурой. Начался процесс цифровизации отрасли, который повышает эффективность производственных процессов, способствует формированию прозрачной структуры рынка услуг по грузовым автоперевозкам.

Фото: АТО Events

Вопрос цифровизации и создания её регуляторной базы стал ключевой темой первого дня конференции. Участники отметили несколько тенденций и точек роста в этом направлении, согласившись, что базой для полноценной цифровизации должна стать электронная документация.

Гендиректор "РТИТС", компании-оператора государственной системы "Платон", в своём выступлении заявил, что помимо отремонтированных 2700 км дорог и 30 мостов, госсистема повышает прозрачность рынка грузоперевозок и является источником юридически значимой информации для государства. "Цифровая инфраструктура "Платона" позволила государству получить фактические данные о количестве реально работающих грузоперевозчиков в стране и структуре рынка. Также стало возможным в автоматическом режиме собирать массив данных о загрузке дорог и интенсивности движения, что полезно и для государства, и для бизнеса" — пояснил Антон Замков.

Фото: АТО Events

"Принятие решений для развития цифровизации в транспортной отрасли и принятие нормативно-правовых актов должно быть основано на статистике, которой нет даже по деятельности крупных компаний. "Платон" провёл регистрацию реальных владельцев транспортных средств, то есть перевозчиков, и это единственная система, которая позволила получить статистику о передвижении большегрузов", — сообщил вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев.

По мнению игроков рынка, стремительная трансформация и цифровизация отрасли грузоперевозок невозможна в связи с тонкостями регуляторного процесса. Программное обеспечение меняется гораздо быстрее нормативного регулирования. Для ускорения процесса цифровизации инициатива должна исходить в первую очередь от бизнеса. "Если мы хотим двигаться в направлении цифровой трансформации отрасли, инициатива должна идти от бизнеса, этим нужно заниматься профессионально. Бизнесу нужно взять на себя ответственность в части подготовки проектов новых регуляторных актов, создавать новые механизмы. У крупного бизнеса есть ресурсы, чтобы заниматься регуляторными вопросами, которые должны обеспечить цифровую трансформацию, которую все ждут" - отметил главный аналитик Ассоциации цифрового транспорта и логистики Андрей Ионин.

Фото: АТО Events

Оценивая темпы цифровой трансформации и возможности интеграции с международными транспортными платформами, директор по закупкам по России в компании XPO Logistics Андрей Попов рассказал об использовании мирового опыта в области беспилотного транспорта и отметил, что технологии беспилотного транспорта могут стать драйвером для рынка грузоперевозок.

Новые возможности на рынке грузоперевозок должна открыть оптимизация парка. Сегодня многие перевозчики эксплуатируют устаревшую технику, так как 70% парка старше 20 лет и это повод для оптимизации. Замена старой техники на современную даст новый виток развития отрасли.

Участники конференции обсудили необходимость формирования транспарентного рынка. "Здесь все говорят о цифровой прозрачности рынка, в основном о прозрачности между государством и рынком. Мы, как крупнейший логист отрасли, видим потребность в цифровой прозрачности прежде всего между участниками рынка, — отметил совладелец транспортной компании ПЭК Вадим Филатов, — Необходимо понимать, с какими контрагентами мы работаем, и сможем ли мы с ними построить устойчивый бизнес. Эта конференция даёт возможность начать процесс объединения сообщества в понимании этой общей цели".

Фото: АТО Events

Обсуждая направления развития отрасли, участники отметили вызовы грузового автотранспортного рынка. "Основные вызовы связаны с ростом себестоимости услуг грузоперевозок — это, к сожалению, устойчивая тенденция. В частности, утверждён дальнейший рост акцизов на бензин и дизельное топливо в ближайшие три года. Второй момент — недостаточная проработанность некоторых моментов в госрегулировании отрасли, например, до сих пор нет механизма контроля прозрачности работы рамок АСВГК. В результате во избежание автоматического начисления штрафов почти половина перевозчиков недогружают транспорт на 20%, — сказал директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК "Деловые Линии" Александр Лашкевич, — Рост издержек ведения бизнеса негативно сказывается на тарифах на грузоперевозки. Крупные компании могут компенсировать часть роста себестоимости цифровой оптимизацией, мелкие и средние просто переложат выросшие затраты на клиентов. Вложения в сервис и удобство для клиента — объективная необходимость перевозчиков", — добавил г-н Лашкевич

Фото: АТО Events

На конференции также обсудили вопрос разграничения ответственности экспедитора и перевозчика на законодательном уровне и в деловой практике и провели дискуссию, посвящённую тенденциям развития сегмента перевозки сборных грузов.

Во второй день конференции на сессии, посвящённой системе АСГВК и проблемах её внедрения на федеральном и региональном уровнях, обсудили нормативные документы, регулирующие вес и габариты грузов, систему штрафов и распределение ответственности за нарушения. Также в рамках второго дня участники обсудили факторы, влияющие на эффективность транспортного процесса и цифровизации транспортно-логистической отрасли. В конце дня состоялось заседание Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли.

V Международная конференция и выставка "Грузовые автоперевозки: вызовы и возможности — 2019" организована отраслевым порталом "Грузовики и Дороги" и компанией ATO Events  и продолжает серию профессиональных мероприятий, направленных на формирование предложений по развитию транспортно-логистического рынка и повышению эффективности грузовых автомобильных перевозок.

Фотогалереи