ХроникаПандемия коронавирусаОбновлено в 17:21Заразились
на 24.06
В России 5 388 695+20 182В мире 179 595 550+437 255

Эксперты обсудили цифровую трансформацию образования в России

12-го марта прошел Forum.Digital Education 2021, онлайн-форум по цифровизации образования, который собрал более 73 тыс. заинтересованных зрителей – представителей крупнейших технологических компаний, создающих и развивающих программные платформы для цифровизации образования, включая облачные решения, IoT, 5G и др., руководителей и специалистов образовательных и IT-департаментов федеральных и региональных министерств, руководителей образовательных учреждений, представителей педагогического сообщества, экспертов компаний, занятых в реализации государственных контрактов в сфере образования, преподавателей и студентов. Forum.Digital уже более двух лет является центральной площадкой для обсуждения цифровизации отраслей экономики, организации диалога между государством и бизнесом по вопросам цифровой трансформации.

Директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения РФ Павел Кузьмин заявил: "Приоритетом для нас является очное образование, но задача в формировании единого образовательного пространства и предоставление ребёнку доступа к качественному образованию вне зависимости от места его проживания". Также Павел Кузьмин отметил, что в 2021-м году все школы в России будут обеспечены доступом к интернету, а к 2024-му году почти 33 тыс. образовательных организаций в России получат новое компьютерное оборудование.

В России, как и во всём мире, возник бум рынка EdTech. Член Совета Фонда развития цифровой экономики Максим Черешнев отметил: "В мире рынок EdTech достиг за 2020-ый год $16 млрд. и увеличился за последние 8 лет с 2012-го года более чем в 12 раз".

С приходом диджитализации должна измениться и парадигма образования в нашей стране, оно должно стать более практикоориентированным. Генеральный директор АНО "Развитие человеческого капитала" Максим Киселёв заявил: "Образование –  это не про набивание знаний в голову, а про возможность потом эти знания применить. Как мне кажется, акцент нашего образования многие годы был смещён как раз в первую сторону. Я буду невероятно рад, если сейчас это меняется или начнёт меняться".

Сегодня цифровизация образования вызывает опасения среди многих родителей и учеников. Это подтвердила Руководитель научно-методического отдела компании ISMART Дзерасса Гояева: "Бурное развитие цифровой педагогики с одной стороны вызывает огромный интерес, а с другой стороны вызывает много опасений. Поэтому в последнее время появляются проекты по верификации образовательного контента, который компании предоставляют". Они связаны прежде всего с представлением о цифровизации образования как о шаге, который приведёт к отказу от учителя и полному переходу на дистанционное обучение. Министр образования и науки Астраханской области Виталий Гутман развеял эти опасения: "Необходима большая разъяснительная кампания для объяснения гражданам, что цифровое образование и дистанционное образование – это не всегда совпадающие вещи. Взаимопересекающиеся, но не одни и те же". Он также добавил: "Компьютер школу не заменит. Учителя он не заменит никогда. Преподаватели никуда не денутся, у них изменятся форматы".

Успешная трансформация образования действительно невозможна без её одобрения как со стороны учеников, так и со стороны учителей. Чтобы начать адаптироваться к новым методам преподавания, учителя должны видеть от них реальную ощутимую пользу. Управляющий партнёр Skyeng Александр Ларьяновский заявил: "Пока мы будем смотреть на учителей как на тех, кого нужно заставлять что-то делать – ничего не получится. Они должны увидеть все те же выгоды от цифровизации, которые видим мы. Наши учителя должны чувствовать, что цифровизация им выгодна, что у них никто ничего не забирает или что ещё хуже, как это чаще всего бывает, не добавляет новую нагрузку".

Одним из преимуществ трансформации образования является перевод учебных материалов в digital-форматы. Директор электронно-библиотечной системы "Лань" Александр Никифоров заявил: "Цифровизация, применение искусственного интеллекта и нейронных сетей, создание персонализированных рекомендательных сервисов и движение в сторону разработки и обеспечения индивидуальных траекторий обучения — вот перспективы электронных библиотек завтрашнего дня. ЭБС Лань уже делает уверенные шаги в этом направлении".

Говоря о диджитализации, необходимо также понимать, что успешное применение новых технологий в образовании невозможно без их совмещения с традиционными, наработанными десятилетиями практиками. Генеральный директор "Алгоритмика" Андрей Лобанов предложил обдумать объединение старых и новых форматов преподавания: "Нам стоит подумать позитивно как взять лучшее от технологий и оставить лучшее от системы образования, которая была, то есть сделать систему образования ещё лучше".

Многие новые подходы в образовании связаны с применением больших данных. Работа с ними позволит выявить, какие специалисты сегодня нужны рынку труда, чтобы можно было быстро адаптировать систему образования под потребности рынка. Управляющий директор по кадрам для цифровой экономики Университета 2035 Олег Подольский отметил: "Всплески кадровых потребностей поступают не системно. Нам нужно инвестировать туда, где будет спрос. А это мы можем узнать на основании данных". Одна из существующих сегодня проблем на российском рынке труда – нехватка специалистов в сфере IT. Руководитель ассоциации iCluster Марат Мухарьямов высказался о проблеме: "На сегодняшний день в IT-отрасли работают 1,5%-2% трудоспособного населения, а требуется 5%. Нам нужно сокращать этот кадровый дефицит за короткое время. Эту задачу решает образовательная платформа HiBrain, аккумулирующая курсы дополнительного образования и учебные программы для всех, кто желает развиваться в области высоких технологий.  Платформа внедрена в Нижнем Новгороде, сейчас ее используют ННГУ им. Лобачевского и филиал НИУ ВШЭ. За год на базе HiBrain было подготовлено более 500 специалистов. Мы планируем масштабировать эту практику на другие регионы – запланированы пилоты с вузами Москвы, Орла, Калуги".

Новая эпоха в образовании характеризуется индивидуализацией обучения. Образование будущего не будет универсальным, а станет адаптироваться под способности и запросы ученика. Добиться этого можно, используя нейронные сети и искусственный интеллект. Генеральный директор Maximum Михаил Мягков заявил: "Мы верим в большие данные. Мы считаем, что данные могут позволить создать системы, которые повышают вовлеченность ученика в процесс".

Также на площадке форума удалось достичь диалога между государством и бизнесом. Директор Департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения РФ Павел Кузьмин рассказал EdTech-предпринимателям о возможности получения государственных грантов на реализацию их проектов через образовательный маркетплейс Министерства просвещения РФ. По итогам форума принято решение о размещении лучших образовательных продуктов в Магазине цифровых решений.рф для дальнейшей рекомендации их Министерству.

На форуме было представлено более 10-ти инновационных проектов в сфере EdTech, решения которых вошли в отбор проектов закрытого pipeline Фонда развития цифровой экономики для обсуждения возможностей потенциального инвестирования, а также организации индивидуальных встреч с частными и венчурными инвесторами.

Ознакомиться с календарем событий Forum.Digital в 2021 году можно на официальном сайте.

Фонд развития цифровой экономики – институт цифровой трансформации, который оказывает содействие в масштабировании и инкорпорировании отечественных цифровых решений, росте капитализации корпораций посредством цифровизации, а также создает площадки для презентации цифровых решений и обмену кейсов их интеграции. 

Фотогалереи

 
Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код