ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Глава ВТБ: мы будем искать капитал на рынке, когда откроются двери

Андрей Костин рассказал о том, как отразится на финансовом результате банка история с "Трансаэро" и о планируемых корректировках стратегии группы

Глава ВТБ: мы будем искать капитал на рынке, когда откроются двери
Андрей Костин
Фото: пресс-служба ВТБ

Москва. 13 октября. INTERFAX.RU - ВТБ, оказавшись под санкциями в условиях падающей экономики и высокой ключевой ставки ЦБ РФ, в 2015 году борется за выход из убыточной зоны, одновременно решая вопросы с проблемными заемщиками. О том, как отразится на финансовом результате банка история с "Трансаэро", о планируемых корректировках стратегии группы и планах по присоединению Банка Москвы и ВТБ 24 рассказал в интервью агентству "Интерфакс" глава ВТБ Андрей Костин.

- В начале года руководство ВТБ в условиях высокой ключевой ставки прогнозировало убытки по итогам 2015 года. Впоследствии прогнозировалось, что прибыль будет около нуля. Сейчас, при ставке 11% и на фоне истории с "Трансаэро", какой финрезультат может показать группа в текущем году?

- По итогам 8 месяцев ситуация начала несколько улучшаться, и за август мы получили прибыль. Мы надеемся, что если не возникнет большого количества дополнительных резервов, то мы будем по итогам года где-то "в нуле". Мы планировали, что ключевая ставка ЦБ к концу года будет на уровне 10,5%, поэтому, если ЦБ подтянет ее еще на полпроцента, а мне кажется, такие шансы есть, то, в принципе, мы будем в рамках бизнес-плана.

Что касается "Трансаэро", то посмотрим. У нас, во-первых, существуют резервы под кредиты авиакомпании. Во-вторых, эти кредиты частично закрыты госгарантией. Что касается лизинга самолетов, то "Аэрофлот" сказал, что заинтересован в том, чтобы продолжить лизинговые операции на 30% авиапарка "Трансаэро". Остальное будем предлагать другим российским и международным операторам. Думаем, что уровень recovery (возврата - прим. ИФ) будет больше 50% по лизинговой части. Для нас, конечно, все равно возникнут дополнительные резервы, но, я думаю, что они не будут столь существенными, чтобы сильно повлиять на финансовый результат.

- А по "Трансаэро" когда планируете иски подать?

- Вы знаете, это уже рутинная работа. В ближайшее время ВТБ подаст в суд на банкротство компании. Но там особого забирать нечего, потому что у компании большой долг. Но у нас, я повторяю, долг, который не закрыт госгарантиями, очень небольшой - практически 1,5 млрд рублей.

- Банк МФК к вам не выходил с предложениями по спасению "Трансаэро"?

- Нет, к сожалению, банки по большому счету не успели или не сумели организоваться, и какого-то диалога не получилось. Мы были в контакте с ВЭБом (MOEX: VEBM), Сбербанком, но единого решения так и не нашли. Ну и, по-моему, в нем не очень был заинтересован "Аэрофлот", потому что ему пришлось бы вешать на себя дополнительные издержки. Зачем? "Аэрофлот" и так получит, что ему нужно. Если захочет, он заберет часть пассажиропотока "Трансаэро".

- Вы еще относительно недавно говорили о возможности списания 30% долга "Трансаэро".

- Рассматривалась возможность, что "Аэрофлот" готов взять часть долга при условии государственной гарантии. Банкам такой вариант был интересен. Но правительство заняло другую позицию: министерство финансов не хотело брать государственную гарантию даже на "Аэрофлот", хотя, казалось бы, это довольно надежный заемщик. Но это предполагало бы увеличение государственного долга, поэтому Минфину это было не выгодно.

- ВЭБ предложил создать новую авиакомпанию на базе парка "Трансаэро". Как вам это предложение?

- Я считаю, что темы нет, она уже умерла. На каком-то этапе я смотрел на такую возможность, но мы сегодня не видим возможностей ее реализации.

- Есть ли желание скорректировать нынешнюю стратегию развития ВТБ?

- Да, у нас в ноябре будет наблюдательный совет, на котором мы скорректируем кое-какие вещи. Жизнь вносит свои поправки.

- Что вы хотите скорректировать?

- Исходя из нынешней ситуации, мы сконцентрируемся на своей работе в России. Поэтому в определенной степени скорректируем свою международную деятельность.

- Сократите международное присутствие?

- Присутствие - нет. Но мы существенно подсократим, наверное, размер нашей деятельности. Кроме того, будут скорректированы и другие цели. Вы видите, что рынок развивается не так, как мы планировали два года назад. Взять, допустим, ту же розницу. Она была в этом году в минусе, поэтому наши планы в этой сфере тоже потребуют определенной корректировки. Я думаю, мы в ноябре огласим скорректированную стратегию развития.

- Будет ли проводиться сокращение персонала в иностранных "дочках"?

- Мы уже делали это. Хотим продолжить и дальше. Я думаю, что в ряде стран, таких, как Армения и Белоруссия, будем проводить оптимизацию персонала. И не будем вкладывать новые деньги в виде капитала. Мы также хотим реорганизовать наш европейский холдинг. Я думаю, что столицу холдинга надо из Вены перенести во Франкфурт. Франкфурт - более продвинутая и важная с точки зрения финансового центра столица. И, конечно, будем сокращать издержки везде потихоньку, включая загранточки.

- Вот уже больше года ВТБ и другие компании под санкциями не могут занимать на западных рынках капитала, пытаясь при этом переориентировать стратегию на Азию. Почему ВТБ и другие крупные российские компании пока не привлекают на азиатских рынках капитала? Когда ВТБ может разместить бонды в юанях?

- Мы в этом направлении работаем давно. Но китайский рынок сам по себе закрытый, да еще последние события, связанные с падением фондового рынка Китая, не очень способствуют этой работе. Вы видите, какая там коррекция произошла, и это тоже надо учитывать при оценке рисков.

Работа, конечно, должна вестись. Тут очень много зависит от действий Центрального банка и правительства. Китай достаточно закрытая в финансовом плане экономика. Поэтому для решения этого вопроса потребуются совместные усилия и государства, и частных банков. Мы сейчас будем принимать новую стратегию развития филиала в Шанхае, мы хотим серьезно усилить его работу. Мы, как у них говорят, идем маленькими шажками к большой цели. Думаю, что пройдем достаточно быстро.

- Для расширения деятельности в Китае нужны какие-то новые лицензии?

- Нет, у нас лицензии все есть, а что касается допуска, скажем, на внутреннюю биржу, то тут нужны не лицензии, а отдельное системное решение. В Китае должен быть принят закон о допуске для иностранных, и в частности, российских банков на биржу.

- В 2016 году ВТБ может выйти с бондами в юанях?

- Возможно, да. Просто нужно посмотреть, насколько это вписывается в нашу политику. Мы все-таки сегодня упор делаем на внутренние источники фондирования. Посмотрим, пока у нас в планах такого нет. Но 2016 год еще впереди.

- ВТБ получил вливания в капитал через программу ОФЗ. Хватит ли банку этого капитала до конца года и в 2016 году?

- Мы считаем, что 2015 и 2016 годы пройдем без дополнительного капитала. У нас сегодня по МСФО достаточность капитала 12,8%, по российским стандартам - 16,2%. Конечно, надо будет посмотреть, как будет развиваться диалог между Центральным банком и Базельским комитетом. Ужесточения, которые ЦБ предпримет на основании рекомендаций Базеля, и одновременные послабления к нормативу достаточности капитала, нивелируют друг друга. Это уже хорошо, потому что были опасения, что более жесткие меры по внедрению принципов "Базеля III" ударят по капиталу. Но с учетом корректировки, которую банки давно просили, этого не произойдет.

В экономике ситуация, мне кажется, достаточно стабильная, и какого-то взрывного роста плохих долгов мы не ожидаем в следующем году. Поэтому мы исходим из того, что 2015 и 2016 годы проживем с тем капиталом, который у нас есть.

- Какие-то еще меры поддержки банков стоит ЦБ вводить?

- Я пока не вижу такой необходимости. ЦБ отозвал за последние два года 160 лицензий, это 1,5% активов банковского сектора. Ну и что? Этот процесс проходит незаметно. Поэтому я сейчас считаю, что никаких новых мер поддержки не требуется.

Мне говорят, одних государство поддерживает, а других - нет. Но это разумно. Во-первых, государство поддерживает банки, где является акционером. Во-вторых, против крупнейших российских банков введены санкции не из-за правонарушений, а по внешнеполитическим соображениям и вследствие той независимой политики, которую проводит российское государство - основной акционер ВТБ.

Я бы напомнил, что ВТБ собрал с частных инвесторов на рынке за все эти годы $14 млрд. Но сейчас у нас нет такой возможности из-за санкций, поэтому наш единственный источник - это государство. Мы привлекаем от него капитал в форме привилегированных акций, чтобы удельный вес частных инвесторов в голосующих акциях сохранялся. И таким образом, когда у нас откроются двери для нормального рыночного размещения, мы, конечно, вернемся на рынок и будем искать капитал там.

- Есть ли сейчас понимание, как будет проходить процесс разделения бизнеса Банка Москвы? Из каких средств будут создаваться резервы в рамках плана финансового оздоровления, если весь генерирующий доходы бизнес отойдет к ВТБ?

- Технология в том, чтобы все хорошие активы Банка Москвы перешли в банк ВТБ.

- А что будет с плохими?

- Плохие активы останутся в "старом новом" банке, где будет также оставлен и депозит, который был выдан в рамках финансового оздоровления.

- А новое название Банка Москвы - М-банк - это единственный вариант?

- Наверное, да. Оно созвучно с Банком Москвы. Но это не будет активно действующий банк. Он не будет привлекать средства клиентов и выдавать кредиты.

- А кто будет курировать розницу ВТБ после передачи розничного бизнеса?

- Будет курировать Владимир Верхошинский (зампред правления Банка Москвы), но над ним будет стоять Михаил Задорнов (глава ВТБ 24).

- Сохраняются ли планы присоединить ВТБ 24?

- Да, сохраняются. Мы эту тему сейчас реанимируем и буквально в октябре планируем провести заседание комиссии по консолидации банка ВТБ 24. Мы планируем, что после присоединения Банка Москвы начнем консолидацию ВТБ 24. Точные сроки еще не определены, но это будет от одного года до двух лет после присоединения Банка Москвы.

- Как будут дальше выстраиваться взаимоотношения с "Мечелом" после подписания соглашения по реструктуризации долга компании? Что будет, если "Мечел" не сможет договориться со Сбербанком?

- Я думаю, что какая-то договоренность будет в любом случае. Это как с "Трансаэро": мы могли бы, конечно, зайти туда и стать еще и летчиками, но, наверное, это было бы совсем неправильно, потому что это огромный сложный проект.

То же самое и с "Мечелом": банки, конечно, не заинтересованы в том, чтобы заходить куда-то или, тем более, банкротить компанию. Банкротство, вы знаете, чем обычно заканчивается - уголовным делом, сбежавшим за границу собственником и пустыми счетами банка. А так мы договорились с компанией, и в этом году получили с нее в виде выплаченных процентов около 8 млрд рублей.

Думаю, что и Сбербанк с "Мечелом" найдут какое-то решение и договорятся.

Интервью

Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена