ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 18:10

Посол Польши в РФ: мы открыты на конструктивное сотрудничество в сфере захоронений

Катажина Пелчинска-Наленч прокомментировала ситуацию в связи с демонтажем памятников советским воинам на территории Польш

Посол Польши в РФ: мы открыты на конструктивное сотрудничество в сфере захоронений
Посол Польши в РФ: мы открыты на конструктивное сотрудничество в сфере захоронений
Фото: ТАСС, Михаил Метцель

Москва. 2 декабря. INTERFAX.RU - Посол Польши в России Катажина Пелчинска-Наленч прокомментировала корреспонденту "Интерфакса" Алексею Эйбоженко ситуацию в связи с демонтажем памятников советским воинам на территории Польши.

- Как в Варшаве воспринимают обвинения российского МИД в нарушении Польшей положений ряда двусторонних соглашений в связи с демонтажем памятников советским войнам на польской территории?

- Польша не нарушает международных обязательств и проводит свою политику строго в согласии со всеми двусторонними соглашениями. Мы считаем, что соглашение, которое было подписано Польшей и Россией в 1994 г., относится к кладбищам и местам захоронений. Так называемые символические памятники, где никто не захоронен, находятся в ведении местных властей и в соответствии с их решениями и, конечно, в соответствии с определенными процедурами, их можно демонтировать. Они не охраняются международными соглашениями, в том числе и двусторонним соглашением между Польшей и Россией от 1994 г. Это правовой контекст происходящего, но мне кажется, что позиция российской стороны и эмоции, которые прослеживаются в заявлении МИД РФ, связаны также с нашей совместной историей.

В Польше традиционно с глубоким уважением относятся к погибшим, и поэтому на территории нашей страны охраняются все кладбища, в том числе и кладбища российских и советских солдат: всего на территории Польши около 1,8 тыс. мест таких захоронений. Это число охватывает захоронения, сделанные еще во времена наполеоновских войн, и те, что появились позднее - в 20-е годы и, конечно, главные - времен Второй мировой войны. Они охраняются и ремонтируются польским государством, они находятся в очень хорошем состоянии. Все случаи порчи памятников на кладбищах преследуются польским государством. В частности, после последнего подобного инцидента в Гарволине было возбуждено дело, виновник был задержан, ему будут предъявлены обвинения и ему угрожает до пяти лет тюрьмы.

Что касается символических памятников, то их на территории Польши около 290. Это так называемые памятники благодарности Красной Армии, которые были поставлены в Польше после 1945-го года и это не было решением польского народа. Красная армия воспринимается в России как армия, которая победила фашизм, и это правда. Но мы знаем, что кроме того, что Красная армия победила фашизм, она также подчинила себе страны Центральной Европы, в том числе Польшу, в 1939-1941 гг. и после 45-го года. Польша прекратила быть свободной страной. В Польше было много жертв в результате действий Красной армии, так же как и в Советском союзе было много жертв советского режима: тысячи польских граждан погибли, были сосланы или отправлены в тюрьму. С этим тоже ассоциируется Красная Армия. Поэтому символические памятники благодарности воспринимаются как символ советского господства в Польше, и они устанавливались тогда как символ советского господства. И сегодня, когда местные власти принимают решения о демонтаже памятников, они руководствуются этими историческими причинами и пожеланиями местного населения.

- Осуществляется ли в этом контексте какое-либо взаимодействие с российской стороной? Оповещаются ли представители властей РФ о демонтаже того или иного монумента и его дальнейшей судьбе?

- Мы открыты на прагматичное и конструктивное сотрудничество в сфере захоронений. Этот вопрос еще далеко не решен. Как известно, в страшных условиях нацистских лагерей на территории Польши трагическим образом погибло от полумиллиона до 800 тыс. советских граждан. Тут еще много можно сделать по вопросу увековечивания и захоронения. Польская сторона предлагает сотрудничество в этой области.

Что касается памятников, то, как я уже сказала, этот вопрос находится в ведении местных властей, и мы не считаем, что есть какие-либо международные обязательства в этой области. В последнем подобном случае в Мелеце памятник был отправлен в музейный комплекс.

- И это происходит по взаимодействии с российской стороной?

- По вопросу захоронений мы сотрудничаем и готовы сотрудничать еще шире, а по вопросу памятников все происходит в соответствии с польским законодательством и тут договоров, которые бы предусматривали сотрудничество с Россией нет.

- Памятник в Мелеце-это не последний монумент советским войнам, который будет демонтирован в Польше?

- Если будут приняты соответствующие решения местных властей, а насколько я знаю будут по некоторым памятникам, а их очень много, то они будут демонтированы.

- Российская сторона регулярно призывает польские власти найти и привлечь к ответственности виновных в вандализме по отношению к захоронениям советских воинов. Предпринимает ли Польша какие-то меры в этом направлении?

- В Польше такие инциденты однозначно осуждаются, соответствующие органы действуют согласно польскому законодательству и, как я уже сказала, в случае с осквернением кладбища в Гарволине виновник был задержан и он находится под следствием. Это был 25-летний местный житель, который в момент осквернения находился в нетрезвом виде. Это нарушение польского законодательства и, конечно, соответствующие органы в этих случаях действуют очень жестко.

Интервью

Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена
Александр Кинщак: в работе РФ на ближневосточном направлении нет скрытой повестки