Экспорт без границ: российский малый бизнес активно осваивает мировые рынки с господдержкой

Москва, 19 августа 2025 — Современные меры государственной поддержки кардинально изменили процесс выхода российских компаний на международные рынки. Сегодня экспорт — это не сложный и длительный процесс, а четкий алгоритм. Благодаря инструментам поддержки, которые реализуются по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт", даже малые компании могут начать продажи за рубежом с минимальными затратами. Для этого совершенствуют законодательство, разрабатывают и дополняют существующие консультационные и маркетинговые инструменты, которые помогают найти иностранных партнеров и новые каналы продаж. Для поддержки предпринимателей по нацпроекту были запущены цифровая платформа "Мой экспорт" и программа "Сделано в России".

Сегодня спрос на российские товары растет не только в странах СНГ, но и в Европе, Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Более 60 тысяч малых и средних предприятий уже работают на зарубежных рынках.

В целом, за последние 25 лет объем российского экспорта вырос почти в 6 раз — с $72,8 млрд в 1999 году до $433 млрд в 2024. Особенно заметен рост несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ): за последние 10 лет поставки продукции АПК увеличились в 2,5 раза, а объем ННЭ в 2023 году достиг $148 млрд. К 2030 году экспорт несырьевых неэнергетических товаров должен вырасти не менее, чем на 70% по сравнению с 2020 годом.

Цифровая платформа "Мой экспорт" — ключевой инструмент поддержки экспортеров в России

Платформа объединяет 127 услуг в режиме "одного окна" — от компенсации логистических расходов до подбора маркетплейсов и аналитики по зарубежным рынкам. Пользователи получают доступ к услугам Российского экспортного центра (РЭЦ, Группа ВЭБ.РФ), а также мерам поддержки федеральных и региональных ведомств, услугам институтов развития и коммерческих партнеров.

Зарегистрированные участники могут:

  • компенсировать часть затрат на логистику продукции
  • получить аналитику по товарно-страновому профилю со списком потенциальных покупателей
  • принять участие в выставках и бизнес-миссиях
  • размещать продукцию на зарубежных маркетплейсах под единым брендом "Сделано в России".

Среди пользователей как опытные экспортеры, так и те, кто только выходит на внешние рынки, — вне зависимости от отрасли, размера бизнеса и опыта.

Примером успешного использования сервиса "Профессионалы экспорта" на платформе "Мой экспорт" стала компания "Фамильный текстиль" (Новосибирская область). Производитель ортопедических подушек с уникальной технологией сборки благодаря участию в программах РЭЦ смог выйти на рынки Беларуси и Казахстана, заключив три новых международных контракта.

Компания "Нейропорт" (Санкт-Петербург), разрабатывающая оборудование для медицинской реабилитации, за счет участия в международных выставках развития смогла выйти на рынки Европы и Ближнего Востока.

"Участие в зарубежных выставках и бизнес-миссиях стало для нас настоящим прорывом. Мы не только нашли новых партнеров в России и за рубежом, но и подзарядили внутреннюю мотивацию всей команды. Ведь мы увидели реальные перспективы роста. Теперь уверенно выходим на новый уровень развития бизнеса", — рассказывает Купин Геннадий Викторович, директор компании "Нейропорт"

С момента запуска платформы бизнесу оказано свыше 1,6 млн услуг, а 75% компаний возвращаются за новыми возможностями.

Программа "Сделано в России" — знак доверия для зарубежных партнеров

"Сделано в России" — первый шаг для повышения узнаваемости продукции российских компаний на внешних рынках.

Участие в программе дает малому и среднему бизнесу:

  • возможность быстрее находить новых покупателей за рубежом, запускать новые каналы продаж и расширять экспортную географию,
  • бесплатную сертификацию, подтверждающую качество продукции,
  • маркетинговую поддержку на международных выставках.

Так, завод СОЭМЗ (Солнечногорск), специализирующийся на производстве экологичной упаковки из пульперкартона, после получения сертификата "Сделано в России" значительно расширил географию поставок в страны СНГ. Теперь экспорт составляет 5% от оборота компании, а в дальнейшем планируется еще большее расширение международных поставок.

Уже 20 тысяч товаров получили сертификат программы, а российские экспортеры заключили контракты на 100+ млрд рублей благодаря участию в мероприятиях с зарубежными партнерами.

2025 год обещает новые возможности для российских экспортеров

Всего в этом году российские компании примут участие в 35 международных мероприятиях, включая крупнейшие отраслевые выставки в Шанхае и Абу-Даби. Все события можно найти на платформе "Мой экспорт" в разделе "Мероприятия".

Материал предоставлен АНО «Национальные приоритеты»

Пресс-релизы

Новости в разделах
В мире ЮНЕСКО признала итальянскую кухню нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО признала итальянскую кухню нематериальным культурным наследием Все новости
Экономика FT сообщила о предложении в ЕС сделать заморозку активов России бессрочной FT сообщила о предложении в ЕС сделать заморозку активов России бессрочной FT Все новости
В России Медведев сообщил о прибытии в воинские части в 2025 г. свыше 400 тыс. военных Медведев сообщил о прибытии в воинские части в 2025 г. свыше 400 тыс. военных В добровольческие подразделения зачислено более 34 тыс. человек, заявил он Все новости
Спорт Союз биатлонистов России оспорит в CAS отстранение спортсменов Союз биатлонистов России оспорит в CAS отстранение спортсменов Все новости
Культура На торги Московского аукционного дома выставят коллекцию русской живописи с эстимейтом 2,5 млрд руб. На торги Московского аукционного дома выставят коллекцию русской живописи с эстимейтом 2,5 млрд руб. Все новости

Фотогалереи