Экспорт без границ: российский малый бизнес активно осваивает мировые рынки с господдержкой
Москва, 19 августа 2025 — Современные меры государственной поддержки кардинально изменили процесс выхода российских компаний на международные рынки. Сегодня экспорт — это не сложный и длительный процесс, а четкий алгоритм. Благодаря инструментам поддержки, которые реализуются по национальному проекту "Международная кооперация и экспорт", даже малые компании могут начать продажи за рубежом с минимальными затратами. Для этого совершенствуют законодательство, разрабатывают и дополняют существующие консультационные и маркетинговые инструменты, которые помогают найти иностранных партнеров и новые каналы продаж. Для поддержки предпринимателей по нацпроекту были запущены цифровая платформа "Мой экспорт" и программа "Сделано в России".
Сегодня спрос на российские товары растет не только в странах СНГ, но и в Европе, Африке, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Более 60 тысяч малых и средних предприятий уже работают на зарубежных рынках.
В целом, за последние 25 лет объем российского экспорта вырос почти в 6 раз — с $72,8 млрд в 1999 году до $433 млрд в 2024. Особенно заметен рост несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ): за последние 10 лет поставки продукции АПК увеличились в 2,5 раза, а объем ННЭ в 2023 году достиг $148 млрд. К 2030 году экспорт несырьевых неэнергетических товаров должен вырасти не менее, чем на 70% по сравнению с 2020 годом.
Цифровая платформа "Мой экспорт" — ключевой инструмент поддержки экспортеров в России
Платформа объединяет 127 услуг в режиме "одного окна" — от компенсации логистических расходов до подбора маркетплейсов и аналитики по зарубежным рынкам. Пользователи получают доступ к услугам Российского экспортного центра (РЭЦ, Группа ВЭБ.РФ), а также мерам поддержки федеральных и региональных ведомств, услугам институтов развития и коммерческих партнеров.
Зарегистрированные участники могут:
- компенсировать часть затрат на логистику продукции
- получить аналитику по товарно-страновому профилю со списком потенциальных покупателей
- принять участие в выставках и бизнес-миссиях
- размещать продукцию на зарубежных маркетплейсах под единым брендом "Сделано в России".
Среди пользователей как опытные экспортеры, так и те, кто только выходит на внешние рынки, — вне зависимости от отрасли, размера бизнеса и опыта.
Примером успешного использования сервиса "Профессионалы экспорта" на платформе "Мой экспорт" стала компания "Фамильный текстиль" (Новосибирская область). Производитель ортопедических подушек с уникальной технологией сборки благодаря участию в программах РЭЦ смог выйти на рынки Беларуси и Казахстана, заключив три новых международных контракта.
Компания "Нейропорт" (Санкт-Петербург), разрабатывающая оборудование для медицинской реабилитации, за счет участия в международных выставках развития смогла выйти на рынки Европы и Ближнего Востока.
"Участие в зарубежных выставках и бизнес-миссиях стало для нас настоящим прорывом. Мы не только нашли новых партнеров в России и за рубежом, но и подзарядили внутреннюю мотивацию всей команды. Ведь мы увидели реальные перспективы роста. Теперь уверенно выходим на новый уровень развития бизнеса", — рассказывает Купин Геннадий Викторович, директор компании "Нейропорт"
С момента запуска платформы бизнесу оказано свыше 1,6 млн услуг, а 75% компаний возвращаются за новыми возможностями.
Программа "Сделано в России" — знак доверия для зарубежных партнеров
"Сделано в России" — первый шаг для повышения узнаваемости продукции российских компаний на внешних рынках.
Участие в программе дает малому и среднему бизнесу:
- возможность быстрее находить новых покупателей за рубежом, запускать новые каналы продаж и расширять экспортную географию,
- бесплатную сертификацию, подтверждающую качество продукции,
- маркетинговую поддержку на международных выставках.
Так, завод СОЭМЗ (Солнечногорск), специализирующийся на производстве экологичной упаковки из пульперкартона, после получения сертификата "Сделано в России" значительно расширил географию поставок в страны СНГ. Теперь экспорт составляет 5% от оборота компании, а в дальнейшем планируется еще большее расширение международных поставок.
Уже 20 тысяч товаров получили сертификат программы, а российские экспортеры заключили контракты на 100+ млрд рублей благодаря участию в мероприятиях с зарубежными партнерами.
2025 год обещает новые возможности для российских экспортеров
Всего в этом году российские компании примут участие в 35 международных мероприятиях, включая крупнейшие отраслевые выставки в Шанхае и Абу-Даби. Все события можно найти на платформе "Мой экспорт" в разделе "Мероприятия".
