140 000 км экономических возможностей: как опорная сеть автодорог объединяет регионы
Москва, 03.12.2025 — В России при поддержке национального проекта "Инфраструктура для жизни" продолжается развитие автодорог, в том числе в составе опорной сети. Опорная сеть автодорог протяженностью 140 000 км связывает более 2 000 опорных населенных пунктов, обеспечивая не только транспортную, но и экономическую связанность страны. Обновленные автомагистрали и региональные дороги, обходы населенных пунктов и транспортные развязки в ее составе напрямую влияют на логистику, инвестиционную привлекательность регионов, способствуют повышению качества жизни, создавая новые возможности для развития территорий.
Опорная сеть дорог – это наиболее загруженные и востребованные дороги, по которым осуществляется большая часть перевозок грузов и пассажиров. Они обеспечивают бесперебойную транспортную связанность и единство экономического пространства страны.
Дороги опорной сети соединяют столицу региона с административными центрами муниципальных районов, ведут к многосторонним автомобильным пунктам пропуска, а также к крупным промышленным предприятиям или кластерам. От транспортной связанности напрямую зависят развитие торговли, логистики, туризма и бизнеса как в крупных городах, так и в малых населенных пунктах.
Обновление дорожной сети по нацпроекту включает не только ремонт, реконструкцию и строительство крупных автомагистралей, но и их объединение с региональными и муниципальными дорогами. Отдельное внимание уделяется развитию дорог, которые входят в состав международных транспортных коридоров (МТК) "Север — Юг", "Запад — Восток", "Европа — Западный Китай" и подъездных дорог к ним. В зоне тяготения этих дорог проживает большая часть жителей страны.
Укрепление межрегиональных связей
Развитие федеральных трасс в составе опорной сети усиливает экономические связи между регионами. Например, капитальный ремонт участка трассы Р-217 "Кавказ" позволил увеличить пропускную способность до 35 тысяч автомобилей в сутки. Трасса является ключевым маршрутом для грузовых и пассажирских перевозок в направлении Азербайджана и стран Ближнего Востока в составе МТК "Север — Юг".
Также в этом году реконструировали другие участки автодорог опорной сети. Например, трассу М-5 "Урал" постепенно расширяют до 4 полос. Такая работа позволит увеличить пропускную способность трассы с 11 до 30 тыс. автомобилей в сутки. Также работы проводились на трассах Р-504 "Колыма" в Магаданской области, А-181 "Скандинавия" в Ленинградской области.
Скорость как импульс для экономики
Значимый экономический эффект от развития автодорог — сокращение времени в пути. Например, скоростная магистраль М-12 "Восток", которая входит в состав МТК "Запад — Восток", наглядно это демонстрирует.
Результаты впечатляют: "чистое" время в пути от Москвы до Казани по М-12 "Восток" - 6,5 часов вместо 12 часов по другим дорогам. Это не только комфорт для путешественников, но и серьезный стимул для деловой активности, позволяющий эффективнее выстраивать цепочки поставок между экономическими центрами страны. От Москвы до Казани уже совершено свыше 51 млн поездок.
Для грузового транспорта путь от Казани до Екатеринбурга сократился с 14 часов до 9 часов 45 минут благодаря новому участку трассы Дюртюли – Ачит. Экономится и топливо – из-за того, что вместо 1060 км грузовик проезжает 862 км, тратится на 60 литров меньше.
В целом, для бизнеса скоростные трассы, в том числе М-12 "Восток", – это отличная возможность точнее рассчитать время и расходы на логистику. Грузы едут быстро, за точно прогнозируемое время – а значит снижаются расходы на логистику.
Драйверы регионального развития
Обновление дорог способствуют росту инвестиционной и строительной активности в регионах. Яркий пример — Республика Татарстан, где реконструкция и строительство участка трассы Р-239 и обхода села Сокуры создали потенциал для строительства более 7,5 миллионов квадратных метров жилья и размещения новых производственных площадок в зоне притяжения трассы. Для жителей это означает не только увеличение предложения на рынке недвижимости, но и создание новых рабочих мест.
Ввод в эксплуатацию обхода села Сокуры и съездов на него с Р-239 помогли сократить время в дороге в часы пик с 60 до 5 минут. Это прямое снижение транспортных издержек для местного бизнеса и улучшение экологической обстановки для жителей.
Продолжается строительство обхода Адлера. Его протяженность составит почти 10 километров. Дорога позволит не только быстрее добираться из центра Сочи до аэропорта Адлера, но и существенно разгрузит развивающиеся районы.
В целом, обходы населенных пунктов позволяют направить транзитный транспорт по более рациональному пути, снизить пробки, шум и выбросы, повысить безопасность и сделать транспортную систему более устойчивой и комфортной для всех участников движения. К 2030 году должно быть обеспечено строительство не менее 50 автодорожных обходов населенных пунктов.
О нацпроекте "Инфраструктура для жизни"
Нацпроект "Инфраструктура для жизни" направлен на комплексное развитие территорий и создание комфортной среды для жизни. По всей стране ремонтируют дороги, уделяя особое внимание значимым для людей маршрутам. На улицы городов выходит современный общественный транспорт, строят новое и расселяют аварийное жилье, благоустраивают дворы, парки и набережные.


