ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:11

За четвертый квартал 2019 года МегаФон нарастил выручку на 5,4%

Вместе с этим Компания достигла роста всех ключевых финансовых показателей

За четвертый квартал 2019 года МегаФон нарастил выручку на 5,4%

Ключевые результаты четвертого квартала 2019 года[1]:

Выручка увеличилась на 5,4% и составила 93,2 млрд руб.

Сервисная выручка увеличилась на 1,3% и составила 80,4 млрд руб.

Выручка от продаж оборудования и аксессуаров выросла на 41,5% до 12,8 млрд руб.

Показатель OIBDA вырос на 39,8% до 38,5 млрд руб., рентабельность OIBDA составила 41,3%[2]

Скорректированная чистая прибыль выросла на 78,5% до 2,0 млрд руб.[3]

Чистый долг сократился на 8,5% до 320,4 млрд руб.

Рост выручки

Сервисная выручка в четвертом квартале 2019 года выросла на 1,3% и составила 80,4 млрд руб. в основном благодаря росту выручки мобильной передачи данных в связи с обновлением линейки «Включайся!» последними технологическими решениями и партнерскими сервисами. Абонентам была предложена система кросс-скидок, впервые на рынке внедрена функция кэшбека с абонентской платы, который можно потратить на приобретение продуктов Компании. Эти и другие решения привели к росту пользователей передачи данных на 6,7% до 34,9 млн человек, количество мобильных абонентов в России сохранилось на уровне 75,2 млн человек. Рост выручки от услуг клиентам государственного сектора в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) также оказал положительный эффект как на мобильный, так и на фиксированный сегменты выручки. По итогам года сервисная выручка достигла 310,8 млрд руб., показав прирост в 1,2%.  

Салоны будущего

В четвертом квартале МегаФон продолжил развитие своей розничной сети за счет внедрения салонов продаж нового поколения с высоким уровнем сервиса и особым подходом к обслуживанию. Среднее количество клиентов в обновленных салонах выросло на 20%, средняя дневная выручка – на 30-40% по сравнению с салонами традиционного формата.

Развитие форматов обслуживания в рознице МегаФона продолжается. Так, в ноябре 2019 года открыт первый в России Experience store с фокусом на цифровой опыт клиентов. Это новый формат салонов продаж в четыре раза большей площади с открытой выкладкой, электронными ценниками, интерактивными механиками взаимодействия с потребителями и технологиями самообслуживания. Experience store состоит из пяти тематических зон, посвященных смартфонам, технологиям «умного» дома, ТВ и геймингу, путешествиям и здоровому образу жизни, а также увлечениям детей.

Лучшая мобильная сеть в России и развитие сетей 5G

CAPEX в четвертом квартале составил 31,3 млрд руб., на 18,2% меньше аналогичного периода прошлого года. Экономия CAPEX обусловлена тем, что в 2018 году осуществлялись масштабные вложения в обновление биллинговой платформы. В 2019 году основной фокус Компании был направлен на продолжающееся развертывание и повышение устойчивости сетей, повышение качества услуг, развитие клиентского опыта. За четвертый квартал 2019 года введены в эксплуатацию порядка 2 470 новых базовых станций в стандарте LTE и LTE Advanced. Компания активно готовится к внедрению нового стандарта 5G в России.

Здоровая ликвидность

МегаФон продолжает работать над снижением долговой нагрузки, направляя часть прибыли на ее сокращение. Чистый долг Компании за отчетный период сократился на 29,9 млрд руб до 320,4 млрд руб. Это позволило МегаФону снизить соотношение чистого долга к OIBDA с 2,49x в 3 квартале 2019 года до 2,11x в 4 квартале 2019 года.  Скорректированная чистая прибыль в четвертом квартале продемонстрировала рост на 78,5%. На годовых показателях прибыли по-прежнему сказывается рост финансовых расходов прошлых периодов в связи с привлечением дополнительных заемных средств для финансирования выкупа акций и ГДР, завершившегося в сентябре 2018 года, обязательного предложения о приобретении акций МегаФона, завершившегося в первом квартале 2019 года, а также выкупа акций у миноритарных акционеров, который был осуществлен во втором квартале 2019 года.

Геворк Вермишян, генеральный директор Компании, подвел итоги квартала:

МегаФон продолжает уверенно развивать бизнес, что подтверждает динамика основных показателей Компании. Востребованность услуг мобильной связи остается стабильно высокой. Вектор, направленный на интересы цифровых абонентов, демонстрирует свою эффективность – количество абонентов, пользующихся услугами передачи данных, в очередной раз растет, как и выручка в этом сегменте. Мы предлагаем новые услуги, актуальные для современных абонентов. Реализация ИКТ‑проектов для корпоративных клиентов позволила увеличить в четвертом квартале выручку от услуг фиксированной связи.

Мы показываем позитивную динамику сервисной выручки и по итогам года. Это особенно значимо, ведь на предыдущий 2018 год пришелся рост наших доходов от контрактов в рамках проведения Чемпионата Мира по футболу.

Основные ожидания по развитию цифровой среды в России связаны с появлением в стране стандарта связи пятого поколения. Ключевые игроки рынка синхронизируют усилия для развития технологий – в декабре операторы договорились о создании совместного предприятия для подготовки к запуску 5G в стране. Мы рассчитываем, что совместная работа по развитию и оптимальному использованию сетей мобильной связи пятого поколения, позволит предложить рынку новые возможности 5G.

Предложения МегаФона для корпоративного бизнеса не ограничиваются услугами связи. Мы разрабатываем продукты на базе искусственного интеллекта, позволяющие упростить бизнес-процессы. Например, в ноябре было запущено облачное решение интеллектуальной обработки вызовов, которое позволяет компаниям принимать и делать звонки без привлечения операторов и тем самым сократить расходы и трудозатраты персонала, также разработан сервис виртуальной АТС для малого и среднего бизнеса.

МегаФон продолжает развивать партнерства с крупными компаниями, позволяющие укрепить позиции Компании в области цифровых технологий. В начале четвертого  квартала завершилось формирование совместного предприятия МегаФона с РФПИ, Alibaba Group и Mail.ru Group. В ноябре первый шаг в рамках AliExpress Россия оценили наши абоненты – МегаФон стал первым оператором, запустившим интернет-магазин на ресурсе TMall.

Партнерства и разработка собственных продуктов и услуг, отвечающих актуальным задачам абонентов и бизнеса, позволяют МегаФону реализовывать стратегию цифровой трансформации. Мы положительно оцениваем результаты четвертого квартала – как и года в целом – и видим, что финансовые показатели подтверждают актуальность выбранного направления развития Компании.

Начало 2020 года для бизнеса оказалось нетипичным. И наши абоненты, и бизнес оказались в ситуации неопределенности в связи с ограничениями, вызванными эпидемиологической ситуацией в стране. Мы принимаем все меры для того, чтобы наши сотрудники и клиенты максимально комфортно прошли этот период. Пользователям предоставлен целый ряд льготных продуктов и услуг, чтобы помочь им справиться с вынужденными изменениями в образе жизни.

Никита Орлов, финансовый директор Компании, прокомментировал финансовые результаты квартала:

В четвертом квартале 2019 года мы достигли хороших результатов и продемонстрировали рост ключевых финансовых показателей.

Выручка выросла на 5,4% и достигла 93 202 млн руб. Основная доля по-прежнему приходится на Россию – более 98,4% от всей выручки Компании. Компания продолжает развивать новые сервисы, тарифы и инновационные услуги, реализуя стратегию цифровой трансформации, в результате чего цифровая выручка в четвертом квартале выросла на 52,3%.

Выручка от продажи оборудования и аксессуаров в четвертом квартале 2019 года выросла на 41,5% и составила 12 822 млн руб., в связи с ростом продаж смартфонов, в том числе в высокой ценовой категории, новых моделей Samsung и Apple, а также смартфонов Honor и Huawei, которым были посвящены специальные маркетинговые инициативы. Положительный эффект на продажи оказало открытие салонов нового поколения.

Показатель OIBDA в четвертом квартале 2019 года вырос на 39,8% по сравнению с четвертым кварталом прошлого года до 38 518 млн руб.,[4] а рентабельность OIBDA выросла на 10,1 п.п. до 41,3%. Положительный эффект оказали рост выручки и снижение затрат, благодаря проведению целого ряда инициатив по повышению эффективности, а также снижение затрат на радиочастоты с изменением тарифов.

Скорректированная чистая прибыль в четвертом квартале 2019 года составила 2 022 млн руб.,[5] увеличившись на 78,5% в связи с ростом выручки и сокращением операционных затрат.

Финансовые показатели (в млн руб., если не указано иное)

Без учета влияния

МСФО (IFRS) 16

4 кв. 2019

4 кв. 2018

4 кв. 2019/
4 кв. 2018

4 кв. 2019

4 кв. 2019/
4 кв. 2018

Выручка

93 202

88 412

5,4%

93 202

5,4%

Сервисная выручка

80 380

79 350

1,3%

80 380

1,3%

Услуги мобильной связи

70 759

71 073

(0,4%)

70 759

(0,4%)

Включая выручку от передачи данных

27 229

26 903

1,2%

27 229

1,2%

Услуги фиксированной связи

9 621

8 277

16,2%

9 621

16,2%

Продажа оборудования и аксессуаров

12 822

9 062

41,5%

12 822

41,5%

OIBDA

38 518

27 561

39,8%

32 995

19,7%

Рентабельность OIBDA

41,3%

31,2%

10,1 п.п.

35,4%

4,2 п.п.

Скорректированная чистая прибыль

2 022[6]

1 133

78,5%

2 8526

151,7%

CAPEX

31 307

38 260

(18,2%)

31 307

(18,2%)

Без учета влияния

МСФО (IFRS) 16

2019 год

2018 год[7]

2019 год /
2018 год

2019 год

2019 год /
2018 год

Выручка

348 961

335 549

4,0%

348 961

4,0%

Сервисная выручка

310 806

307 017

1,2%

310 806

1,2%

Услуги мобильной связи

280 375

276 076

1,6%

280 375

1,6%

Включая выручку от передачи данных

107 624

100 936

6,6%

107 624

6,6%

Услуги фиксированной связи

30 431

30 941

(1,6%)

30 431

(1,6%)

Продажа оборудования и аксессуаров

38 155

28 532

33,7%

38 155

33,7%

OIBDA

151 618

124 042

22,2%

130 628

5,3%

Рентабельность OIBDA

43,4%

37,0%

6,4 п.п.

37,4%

0,4 п.п.

Скорректированная чистая прибыль

10 3486

21 068

(50,9%)

13 6306

(35,3%)

CAPEX

67 301

81 456

(17,4%)

67 301

(17,4%)

Россия: финансовые показатели[8] (в млн руб., если не указано иное)

Без учета влияния

МСФО (IFRS) 16

4 кв. 2019

4 кв. 2018

4 кв. 2019/
4 кв. 2018

4 кв. 2019

4 кв. 2019/
4 кв. 2018

Выручка

91 745

87 051

5,4%

91 745

5,4%

Сервисная выручка

78 924

77 990

1,2%

78 924

1,2%

Услуги мобильной связи

69 314

69 723

(0,6%)

69 314

(0,6%)

Включая выручку от передачи данных

26 459

26 314

0,6%

26 459

0,6%

Услуги фиксированной связи

9 610

8 267

16,2%

9 610

16,2%

Продажа оборудования и аксессуаров

12 821

9 061

41,5%

12 821

41,5%

OIBDA

37 821

27 158

39,3%

32 336

19,1%

Рентабельность OIBDA

41,2%

31,2%

10,0 п.п.

35,2%

4,0 п.п.

Скорректированная чистая прибыль

1 7856

1 160

53,9%

2 6076

124,7%

Без учета влияния

МСФО (IFRS) 16

2019 год

2018 год7

2019 год /
2018 год

2019 год

2019 год /
2018 год

Выручка

343 393

330 485

3,9%

343 393

3,9%

Сервисная выручка

305 242

301 956

1,1%

305 242

1,1%

Услуги мобильной связи

274 849

271 051

1,4%

274 849

1,4%

Включая выручку от передачи данных

105 024

98 884

6,2%

105 024

6,2%

Услуги фиксированной связи

30 393

30 905

(1,7%)

30 393

(1,7%)

Продажа оборудования и аксессуаров

38 151

28 529

33,7%

38 151

33,7%

OIBDA

148 407

122 628

21,0%

127 582

4,0%

Рентабельность OIBDA

43,2%

37,1%

6,1 п.п.

37,2%

0,1 п.п.

Скорректированная чистая прибыль

10 2426

22 422

(54,3%)

13 4986

(39,8%)

Для дополнительной информации

СМИ:

pr@megafon.ru

+7 925 696-05-07

Управление по связям с инвесторами:

ir@megafon.ru

+7 495 926-20-12

Справка

ПАО «МегаФон» – национальный российский оператор цифровых возможностей, занимающий ведущие позиции на телекоммуникационном рынке. МегаФон работает во всех сегментах телекоммуникационного рынка в России, а также в республиках Абхазия, Южная Осетия и Таджикистан, традиционно уделяет особое внимание качеству связи и предоставляет своим абонентам интернет на самых высоких скоростях. МегаФон – признанный лидер в предоставлении услуг мобильной передачи данных, первым в России ввел в коммерческую эксплуатацию сеть 3G, первым в мире запустил в коммерческую эксплуатацию сеть LTE Advanced (4G), а также первым в России совершил международный 5G видеозвонок. Дополнительная информация о МегаФоне и представляемых продуктах и услугах размещена на сайте http://www.megafon.ru.

Ограничение ответственности. Утверждения прогнозного характера и предупреждение об инсайдерской информации

Приведенные выше обсуждения и анализ следует рассматривать вкупе с консолидированной финансовой отчетностью ПАО «МегаФон», доступной для скачивания на вебсайте по адресу: http://corp.megafon.com/investors/

Ряд заявлений и/или прочие данные, содержащиеся в этом документе, могут не являться историческими фактами и могут представлять собой «утверждения прогнозного характера» (forward looking statements) по смыслу Раздела 27А Закона США о ценных бумагах 1933 года и Раздела 2(1) (е) Закона США о фондовых биржах 1934 года (в редакции последующих изменений). Такие слова как «считает», «ожидает», «предусматривает», «намеревается», «оценивает», «планирует», «прогнозирует», «проектирует», «желает», «может», «следует» и аналогичные выражения определяют утверждения прогнозного характера, но не являются единственными средствами определения таких утверждений. Утверждения прогнозного характера также содержат заявления, касающиеся наших планов, ожиданий, перспектив, целей, задач, стратегий, будущих событий, будущих объемов выручки, операций или результатов деятельности, капитальных затрат, финансовых потребностей, наших планов или намерений касательно расширения или сокращения нашего бизнеса, а также конкретных сделок приобретения или отчуждения, наших конкурентных преимуществ и недостатков, а также бизнес-рисков, с которыми мы сталкиваемся, и мер, направленных на снижение таких рисков, планов или задач в отношении прогнозируемой выработки, запасов, финансовой позиции и будущих операций и развития, нашей бизнес-стратегии и ожидаемых нами отраслевых тенденций, политических, экономических, социальных и правовых условий, в которых мы работаем, а также прочей информации, не касающейся прошлых периодов, вместе с допущениями, лежащими в основе таких утверждений прогнозного характера. По своей природе утверждения прогнозного характера подразумевают неотъемлемые риски, факторы неопределенности и прочие важные факторы, которые могли бы существенно изменить наши фактические результаты, показатели или достижения по сравнению с результатами, показателями или достижениям, выраженными или подразумеваемыми указанными утверждениями прогнозного характера. Такие утверждения основаны на многочисленных допущениях касательно нашей нынешней и будущей стратегии ведения бизнеса, а также политических, экономических, социальных и правовых условий, в которых мы будем работать в будущем. Мы не даем никаких заверений, гарантий или прогнозов в отношении того, что результаты деятельности, ожидаемые в связи с такими утверждениями прогнозного характера, будут достигнуты, и такие утверждения представляют в каждом случае лишь один из многочисленных возможных сценариев развития событий и не должны рассматриваться как наиболее вероятный или стандартный сценарий. Мы прямо отказываемся от обязательств обновлять какие-либо утверждения прогнозного характера с целью отражения фактических результатов, изменений допущений или любых факторов, влияющих на актуальность таких утверждений.

Приложение 1: Определения

Абонент мобильной связи — каждая SIM-карта, подсоединенная к сети мобильной связи, по которой прошло хотя бы одно оплачиваемое событие трафика (то есть пользование услугами голосовой связи, дополнительными услугами или услугами передачи данных) в течение предшествующих трех месяцев независимо от того, кто оплачивает указанные услуги – абонент или третья сторона (например, плата за соединение, осуществляемая другими операторами). В случае если одно физическое лицо имеет более одной SIM-карты, каждая SIM-карта учитывается как отдельный абонент.

Группа – ПАО «МегаФон» вместе с ее консолидируемыми дочерними компаниями. Ранее Группа консолидировала финансовую отчетность своей дочерней компании Mail.Ru Group Limited (Mail.Ru) с начала 2017 года. В июне 2018 года Группа заключила, что у нее нет возможности управлять деятельностью Mail.Ru и, таким образом, больше нет контроля над этой компанией. Соответственно, Группа прекратила консолидировать финансовую отчетность Mail.Ru с конца второго квартала 2018 года.

Капитальные затраты (CAPEX) — затраты на приобретение нового оборудования, строительство, модернизацию, приобретение программного обеспечения, радиочастот и прочих нематериальных активов, других долгосрочных активов и относящиеся к ним затраты, понесенные до начала использования соответствующих активов в запланированных целях и включаемые в расчет по наиболее раннему событию — платежу или поставке. Долгосрочные активы, полученные в результате приобретений компаний, не включаются в расчет показателя капитальных затрат.

Пользователь услуг передачи данных — абонент, который воспользовался трафиком передачи данных в течение предшествующего месяца.

Скорректированная чистая прибыль – это прибыль за период, приходящаяся на акционеров Группы, без учета переоценки инвестиции в ассоциированную компанию (неденежный фактор).

Цифровая выручка — выручка от цифровых сервисов, включая решения в сфере дополнительных услуг (МегаФон.ТВ, игры, музыка, прочие контент-услуги, финансовые мобильные сервисы, МТМ-услуги), конвергентные и ИТ-услуги, а также услуги информационно-коммуникационных технологий, в том числе услуги, оказываемые Компанией в рамках госпрограммы «Цифровая Экономика», такие как «Безопасный город» и «Умный город».

Чистый долг — разница между (а) суммой денежных средств, их эквивалентов, основной суммы по депозитам и (б) основной суммой задолженности по займам и кредитам за вычетом неамортизированных комиссий по кредитам и займам. Это финансовый показатель, который должен рассматриваться в дополнение, а не как альтернатива информации, содержащейся в финансовой отчетности Группы. 

OIBDA (прибыль от операционной деятельности до вычета амортизации основных средств, активов в форме права пользования и нематериальных активов) является финансовым показателем, который не определен стандартами МСФО и должен рассматриваться в дополнение, а не как альтернатива информации, содержащейся в финансовой отчетности Группы. Рентабельность показателя OIBDA определяется как OIBDA в процентах от выручки. Показатели OIBDA и рентабельность OIBDA широко применяются инвесторами, аналитиками и рейтинговыми агентствами для оценки и сравнения текущих и будущих операционных показателей и для определения стоимости компаний в телекоммуникационной отрасли. В то же время показатели OIBDA и рентабельность OIBDA, применяемые Группой, могут быть напрямую несопоставимы с показателями, раскрываемыми другими компаниями. 

OIBDA, рентабельность OIBDA, чистая прибыль и рентабельность чистой прибыли без влияния МСФО (IFRS) 16. С 1 января 2019 года МегаФон применил новый стандарт МСФО, а именно МСФО (IFRS) 16 «Аренда». Для удобства использования в 2019 финансовом году МегаФон представляет финансовые результаты согласно отчетности (т.е. включая влияние МСФО (IFRS) 16) и без учета влияния МСФО (IFRS) 16. 

LTM OIBDA – OIBDA за последние 12 месяцев.


[1].    На основании консолидированной финансовой отчетности по МСФО за 12 месяцев 2019 года, прошедшей аудиторскую проверку АО «КПМГ». В связи с округлениями, рассчитанными вручную, финансовые и операционные показатели могут отличаться от представленных результатов. Сравнение аналогичных показателей осуществляется за одни и те же периоды в текущем и предыдущем году на ежеквартальной основе, если не указано иное.

[2].    Показатель OIBDA приведен с учетом положительного влияния МСФО (IFRS) 16. Без учета МСФО (IFRS) 16 показатель OIBDA составил 33,0 млрд руб., рентабельность OIBDA составила 35,4%.

[3].    Показатель скорректированной чистой прибыли приведен с учетом влияния МСФО (IFRS) 16. Без учета МСФО (IFRS) 16 сумма скорректированной чистой прибыли составила 2,9 млрд руб.

[4]. Показатель OIBDA приведен с учетом положительного влияния МСФО (IFRS) 16. Без учета МСФО (IFRS) 16 показатель OIBDA составил 32 995 млн руб., рентабельность OIBDA составила 35,4%.

[5]. Показатель скорректированной чистой прибыли приведен с учетом влияния МСФО (IFRS) 16. Без учета МСФО (IFRS) 16 сумма скорректированной чистой прибыли составила 2 852 млн руб.

[6].    Показатель не включает переоценку инвестиции в ассоциированную компанию (неденежный фактор)

[7].       Суммы представлены в соответствии с финансовой отчетностью как результаты от продолжающейся деятельности, включая внутригрупповые обороты между Группой и Mail.Ru Group.

[8].     Исключая взаиморасчеты с ЗАО «ТТ мобайл», ЗАО «АКВАФОН-GSM» и ЗАО «ОСТЕЛЕКОМ».

ПРЕСС-РЕЛИЗ. Материал публикуется на коммерческих условиях.
Интерфакс не несет ответственности за содержание материала.
Размещение пресс-релизов
ЗАЯВКА НА РАЗМЕЩЕНИЕ ПРЕСС-РЕЛИЗОВ Если вы хотите опубликовать ваш пресс-релиз на нашем сайте, заполните пожалуйста эту форму.
Наши сотрудники свяжутся с вами.
Captcha не менее 10 символов

Пресс-релизы

Фотогалереи