Гендиректор "Петергофа": изменение портрета посетителей идет музею на пользу и заставляет нас искать новые формы общения

Роман Ковриков рассказал, какие проекты ожидаются в наступающем году

Гендиректор "Петергофа": изменение портрета посетителей идет музею на пользу и заставляет нас искать новые формы общения
Пресс-служба

Москва. 22 декабря. INTERFAX.RU - Государственный музей-заповедник "Петергоф" в следующем году откроет после реставрации путевой дворец Петра I. О том, когда дворец примет первых посетителей, на каком этапе реставрация Монплезира и почему она потребовалась, как изменился портрет посетителей, а также о планах на будущий год в интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Марии Щеголевой рассказал генеральный директор "Петергофа" Роман Ковриков.

- Роман Валерьевич, год еще не закончился, но уже можно оценить, сколько человек посетили музей в 2025 году? И изменилось ли количество посетителей по сравнению с прошлыми годами?

- Год еще не закончился, но мы уже можем говорить о том, что приняли в этом году ровно такое же количество посетителей, как и в прошлом. Это чуть больше 5 миллионов человек. Но впереди еще много предновогодних дней, когда гости и петербуржцы приезжают к нам, поэтому окончательные цифры будут в январе. Но мы уже четко понимаем, что пришли к концу года практически человек к человеку в сравнении с 2024 годом.

Чем это обусловлено? Конечно, погодой. "Петергоф" – это, прежде всего, парки, свежий воздух, поэтому наша посещаемость зависит от погоды. Мы "погодозависимые" люди, а в июне и в конце августа погода нас не порадовала. Поэтому, конечно, корреляция произошла. Но, хочу отметить, что мы все равно продолжаем держать для себя планку, что практически все туристы, приезжающие в Санкт-Петербург, приезжают в "Петергоф".

- Изменилась ли картина посещаемости?

- Картина меняется кардинально. С каждым годом все больше и больше становится индивидуальных посетителей, которые самостоятельно принимают решения о поездке, планируют ее и выбирают достопримечательности, которые хотят посетить. Если в 2019 году доля индивидуальных посетителей "Петергофа" была 40%, то сейчас она выросла до 82%. Только 18% туристов к нам приезжает в составе организованных групп.

Нам, конечно, как и любому музею, учреждению, гораздо проще принимать организованных туристов: приехал автобус, вышел экскурсовод, провел экскурсию. Но я считаю, что изменение портрета посетителей, по крайней мере, "Петергофу", идет на пользу и заставляет нас искать новые формы общения с посетителями. Пример тому - наш историко-культурный проект "Подвиг возрождения" - заглавный проект этого года, представленный к празднованию 80-летия Великой Победы. Он посвящен "Петергофу" в сложный период эвакуации: подготовке к ней, самой эвакуации предметов, жесточайшему периоду разрушения "Петергофа" и очень долгому, героическому процессу его возрождения. Этот проект - дань памяти от нас, современных музейных работников, нашим коллегам, которые спасали сокровища "Петергофа", спасали русскую культуру.

Мы также абсолютно изменили подход к нашему главному событию года, которое десятилетиями привлекает посетителей, - к осеннему празднику фонтанов. Уже второй год он проводится в измененном формате – это фестиваль. И мы видим, как наш подход востребован у гостей, которые приезжают к нам как самостоятельные посетители.

У нас в этом году было очень много мероприятий. Мы посчитали, что в летний сезон у нас в день проходило минимум два мероприятия, очень насыщенная программа. В следующем году она будет не менее насыщенной.

- Вы упомянули историко-просветительский проект "Подвиг возрождения". Расскажите о нем подробнее. Насколько он был востребован у посетителей?

- Думаю, что об успехе проекта скажут цифры и то, что мы продлили его до конца февраля. Количество посетителей уже перешагнуло за 50 тысяч. Также за себя говорит количество отзывов, которые я читаю в книге отзывов посетителей. Мы уже начали четвертую книгу. И в них очень много отзывов от детей, что меня лично и нас всех очень радует.

Это говорит о том, что мы попали именно туда, куда и хотели попасть. Создавая проект, мы приняли решение адресовать его молодой аудитории, школьникам, для нас это очень важно. Потому что очень сложно на примере фотографий, на примере каких-то стендовых проектов рассказать такую пронзительную и очень многоплановую историю подрастающему поколению. Сейчас оно совершенно по-другому воспринимает действительность. Поэтому, мы пошли на очень рискованный шаг: впервые в истории "Петергофа" и Большого петергофского дворца отдали под выставочный и театральный проект (а в рамках выставки используются театральные технологии, театральные декорации) некоторые парадные залы Большого петергофского дворца. Но мы сознательно пошли на этот риск и поняли, что все правильно сделали.

Многие считают, что выставка в музее должна быть академической, но я считаю, что использование в разумных пределах театральных приемов абсолютно оправдано. Тем более, что на выставке представлены исторические музейные предметы, в том числе те, что не покидали фонды многие десятилетия и сейчас представлены впервые. Например, макет. Перед каждой серьезной реставрацией создаются макеты, делается большая и серьезная подготовительная работа, которая сопровождается документами, в том числе изобразительными. Они потом лежат у нас в архивах, мы их исследуем. И осколки того "Петергофа", который был уничтожен нацистами во время войны. Ленинградцы и музейные смотрители собирали их, бережно очищали, эти осколки легли в основу его восстановления. И эти предметы годами лежали у нас на складе, мы очень бережно и трепетно к ним относимся, но, представьте, насколько важно их показать. Какой изобразительный эффект имеют эти предметы, когда человек видит обломки ржавого железа и понимает, что это не просто обломки - это останки "Петергофа". Сейчас посетители могут выйти в парк, увидеть все в золоте, абсолютно все восстановленное, а вот этого прошлого уже нет… И это, конечно, попадает в нерв. Для нас это очень важно.

Ничто не может быть таким же важным, как воспоминания о тех людях, которые героически занимались эвакуацией "Петергофа". Это были молодые ребята, им было по 20−30 лет, они увозили в эвакуацию предметы, жили с ними в блокадном Ленинграде, а в первые дни после освобождения "Петергофа" вернулись пешком по снегу, чтобы увидеть "Петергоф" и понять, что вопреки всему они его восстановят. Об этом нужно рассказывать.

- Расскажите о планах на будущий год, какие выставочные проекты планируются?

- Самый главный проект, о котором мы будем говорить весь следующий год, - это юбилей парка Александрия. В следующем году исполняется 200 лет с момента создания парка и создания там Дворца Коттедж. И через эту юбилейную дату мы будем говорить о понятии детства. Потому что ничто, кроме детства, не формирует нас так отчетливо, не закладывает все необходимые правильные посылы. Все они закладываются в семье. Мы начнем наш рассказ с того, что детство в современном понимании было сформировано совсем недавно. Отношение к ребенку не как к маленькому взрослому, а именно как к ребенку, появилось в России в императорской семье Николая I. Потом это пошло дальше в дворянство, затем уже в обиход. И мы хотим об этом рассказать: как важна семья, что она - очаг любви, очаг добра, где передаются все важные культурные ценности. Ведь все, что в нас есть хорошее или плохое, в большей своей части закладывается в семье. Об этом мы будем говорить весь следующий год.

Этой теме мы посвятим и наш весенний праздник фонтанов, и летом под эгидой семьи и детства пройдет очень много выставочных проектов, очень много фестивалей.

- "Петергоф" уже не первый год проводит реставрацию музеев. На каком этапе реставрация Монплезира? Почему она потребовалась?

- Дело в том, что реставрация в музее не заканчивается никогда. Как вы понимаете, музей, тем более такой, как "Петергоф", а у нас более 30 музеев и больше 150 только зданий - объектов культурного наследия, не считая парков, водоподводящей системы, фонтанов, и реставрировать его нужно постоянно. Потому что каждый музей – это живой организм.

Если говорить о Монплезире, я считаю, что это сердце "Петергофа". С него "Петергоф" начался, и именно в Монплезире Петр I принимал важнейшие решения в своей жизни, он отдыхал там именно душой, он мечтал. Этот дворец был построен быстро, все решения принимались быстро, и он стоял открытый всем стихиям около 300 лет своего бытования в "Петергофе". Представляете, здесь не было дамбы. А "Петергоф" стоит на Финском заливе, каждую осень тут ураганные ветра, наводнения, и, конечно, за это время пришла в негодность и требует реставрации система берегоукрепления. Мы ее реставрируем. Требует реставрации так называемый глиняный замок - это архитектурно-строительное решение, которое не позволяет воде попадать в здание, которое стоит на берегу. Он тоже требует реставрации. И, конечно, сам дворец – он не отапливается, поэтому все постоянные перепады температуры и влажности на него повлияли.

Последняя научная реставрация Монплезира закончилась в 60-х годах прошлого века. Дальше реставрация проводилась выборочная. Сейчас мы вновь проводим научную реставрацию, но ее отличие от той, что была в послевоенное время, в том, что та реставрация была спасительной, нужно было возрождать "Петергоф" из пепла. Прошло время, и мы, благодарно принимая опыт реставраторов, которые восстановили Монплезир, подошли к этой работе более научно.

Мы восстанавливаем обшивку стен, живописные плафоны, лепные детали, восстанавливаем то, что сохранилось, как мы считаем, еще с петровской эпохи. Конечно, мы все равно опираемся на проект Александра Эрнестовича Гессена – автора первой реставрации, которая началась в 1947 году. Основываясь на нем, мы двигаемся дальше. Нам нужно отреставрировать лаковые панно, мебель, которая там жила свою жизнь. Деревянная мебель привыкла жить в перепадах температуры, и, конечно, на пользу ей это не пошло.

Реставрация Монплезира долгая, не быстрая, и закончится она не раньше, чем через три года. Но что поделать, научная реставрация требует серьезного подхода к себе.

- В этом году после реставрации открылся павильон "Китайская кухня". Какие находки были совершены при проведении его реставрации?

- "Китайская кухня" - это место, расположенное рядом с Китайским дворцом, в котором шло приготовление пищи. Она была построена в начале 19 века. Это достаточно бытовое помещение, но нам оно показалось интересным, и оказалось, что это действительно так. Потому что мы вернули из прошлого тот необходимый штрих быта в парадный ансамбль Ораниенбаума.

В этом павильоне можно узнать о том, как готовили пищу, где ее готовили, с помощью каких предметов. Моя самая любимая история о мясорубке. Это простой прибор для приготовления фарша, у каждого дома найдется старая советская мясорубка, как минимум на антресолях. Но, тем не менее, простая мясорубка появилась в середине XIX века, и ее конструкция не изменилась до сих пор. Советская мясорубка полностью повторяет облик и конструктив той мясорубки XIX века, которая теперь у нас есть в экспозиции в "Китайской кухне". В павильоне показан весь процесс приготовления пищи: очень интересно, как люди обходились без холодильников в современном представлении в те времена, как они точили ножи, где хранили крупы. Получился такой рассказ о быте, но с интересной точки зрения.

- На каком этапе сейчас реставрация путевого дворца? Ожидается ли ее завершение в 2026 году и когда дворец сможет принять посетителей?

- В следующем году нас ждет знаковое событие. После комплексной реставрации мы открываем путевой дворец Петра I. Дворец был построен в начале XVIII века. И, конечно, со временем он много раз перестраивался. Во время войны он очень сильно пострадал, после войны были проведены косметические работы. И только в 80-х годах была проведена реставрация.

Поскольку дворец деревянный, а с момента последней реставрации прошло без малого 50 лет, пришла пора и ему обновиться и пройти такой серьезный реставрационный путь. В следующем году - во второй половине - мы открываем дворец Петра I.Тогда он и примет первых посетителей.

Интервью

CFO МТС: Не случаен факт, что за год вы не слышали новостей о нашем выходе в совсем новые области
Директор Института Китая и современной Азии РАН: Запад имеет дело с фактическим союзом двух величайших держав Евразии - России и Китая
Зампред Сбера: вектор в регулировании криптовалют должен быть на максимальное использование существующей инфраструктуры
Сергей Миронов: мы знаем, где взять деньги на социалку
Топ-менеджер ВТБ: Мы можем увидеть рост обращений за реструктуризацией в I полугодии
Глава  "Национальной страховой информационной системы": НСИС не конкурент рынку, наоборот, мы можем оперативно реагировать на ситуации, которые несут ему угрозу
Академик Покровский: Заболеваемость ВИЧ в России в последние пять лет характеризуется стойкой тенденцией к снижению
Первый зампред ВТБ: мы должны иметь баланс по принципу "как потопаешь, так и полопаешь"
Замглавы Минэкономразвития РФ: любые цели климатического финансирования должны оставаться добровольными

Фотогалереи