ХроникаПандемия коронавирусаОбновлено в 13:37Заразились
на 23.10
В России 1 480 646+17 340В мире 41 695 675+468 499

Иван Солтановский: предпосылкой к возвращению отношений к норме станет отмена санкций ЕС

Директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ рассказал о перспективах восстановления полноформатных отношений с Евросоюзом.

Иван Солтановский: предпосылкой к возвращению отношений к норме станет отмена санкций ЕС
Иван Солтановский: предпосылкой к возвращению отношений к норме станет отмена санкций ЕС
Фото: Reuters

Москва. 26 сентября. INTERFAX.RU - Директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Иван Солтановский рассказал в интервью корреспонденту "Интерфакса" Дарье Морозовой о перспективах восстановления полноформатных отношений с Евросоюзом.

- Иван Дмитриевич, как идет работа с Евросоюзом в свете текущей политической ситуации? Рассчитываете ли Вы, что 30 сентября Евросоюз начнет процесс пересмотра санкций в отношении России?

- Мы, безусловно понимаем, что в Евросоюзе достаточно сложный процесс принятия решений, поэтому в том, что касается возможных решений 30 сентября, трудно заниматься политическим прогнозированием. Решения в отношении России требуют консенсуса. Мы знаем позиции многих стран "за" постепенную нормализацию наших отношений, которые находятся не в самом лучшем состоянии по вине ЕС. В то же время, в ЕС существует целый ряд недоброжелателей, которые хотели бы поддерживать состояние полукризиса или перманентного кризиса в отношениях с Россией. Поэтому я не берусь здесь предсказывать.

Однако для санкций просто отсутствуют правовые обоснования, о чем неоднократно говорил и президент России Владимир Путин, и министр иностранных дел Сергей Лавров. В конце концов, санкции бьют по интересам самих европейцев. По подсчетам европейской комиссии, европейцы теряют в этом году 40 млрд евро, в будущем году - 50 млрд. Евросоюз явно политизирует эти вопросы и занимает необъективную позицию.

В Брюсселе сейчас придет новое руководство, но мы понимаем, что по крупнейшим, принципиальным вопросам важнейшую роль играют ключевые страны Евросоюза. В то же время не стоит недооценивать роль европейской бюрократии, позиция которой, к сожалению, в последнее время не была конструктивной.

Российская сторона всегда был открыта для диалога с Евросоюзом, состояние некоторых диалогов и контактов поддерживается и сейчас, ведется ряд консультаций по политическим вопросам, обсуждается и ряд отраслевых вопросов, в частности, энергетика.

Безусловно, предпосылкой к тому, чтобы вернуть отношения в нормальное состояние станет отмена санкций со стороны Евросоюза. Абсолютно необоснованных, дискриминационных. Странно, что некоторые полагают, что Россию можно как бы отодвинуть в сторону и маргинализировать. Любые попытки изолировать Россию в решении принципиальных вопросов евразийской и глобальной политики всегда оканчивались плачевно, и не только в этом веке.

- Правильно ли понимать, что пока Евросоюз не отменит санкции, ни о каких переговорах с ЕС на высшем уровне не может быть и речи?

- Я бы не стал загадывать относительно проведения полноформатного саммита с Евросоюзом, как раньше, - это, безусловно, будет решение высшего руководства. Но должен быть восстановлен климат доверия. Санкции, безусловно, нанесли серьезный урон нашим отношениям, но, как говорил глава МИД РФ Сергей Лавров, точка невозврата в наших отношениях с ЕС не достигнута. То есть условия для нормализации отношений есть, но Европа должна заговорить своим голосом, чего пока мы не видим.

- Рассчитываете ли вы на потепление в отношениях с Евросоюзом, изменение риторики в отношении России в свете смены руководства европейской дипломатии и итальянского председательства в ЕС?

- Италия всегда занимала очень благожелательную линию в отношении России. Но в ЕС действует принцип европейской солидарности, что, к сожалению, зачастую приводит к скатыванию на антироссийские позиции. В этом случае страны, которые занимают в отношении нас конструктивную позицию, вынуждены следовать этому принципу, не редко под давлением извне. Поэтому после Лиссабонского договора роль председательствующей страны в рамках Евросоюза несколько ограничена. В то же время не следует недооценивать и намерений, и потенциала нового председателя Италии. Мы ценим желание внести конструктивный вклад в нашу повестку дня и, в любом случае, шаги навстречу нам найдут поддержку.

- Насколько соответствуют действительности звучащие из Евросоюза заявления о том, что двусторонние консультации по вопросам прав человека прекращены по российской инициативе?

- Это неправильно. У нас есть, что сказать и мы никогда не уходили от диалога по правам человека. Существуют технические детали, которые из-за того, что они не согласовываются, политизируются и потом преподносятся как то, что Москва боится разговора по вопросу прав человека. У нас есть, что сказать на эту тему и по позиции стран Евросоюза, зачастую позорной в отношении прав человека на Украине.

Сейчас я считаю, что тестом на действительную приверженность правам человека станет позиция Евросоюза по той ситуации, что вскрылась под Донецком, к этому возмутительному, немыслимому преступлению. Мы помним, какую позицию занимал Запад и Международный трибунал по Югославии. Сейчас по Украине нет такого международного суда, но, в принципе, Евросоюз мог бы, способствовать проведению независимого международного расследования, если на это найдется политическая воля. К сожалению, мы отмечаем, что до сих пор в Брюсселе смотрели только в одну сторону в свете украинского кризиса.

- Россия намерена настаивать на проведении такого независимого расследования случаев под Донецком?

- Думаю, да. В рамках ОБСЕ мы уже подняли этот вопрос, наблюдатели в рамках специальной мониторинговой миссии уже зафиксировали этот факт. Полномочий на проведение расследований в организации нет, но мне кажется, что должна быть создана независимая комиссия и проведено независимое судебное расследование. О модальности и форме этого расследования необходимо договариваться, но главное, чтобы была политическая воля его провести. Результаты этого расследования не должны замалчиваться. Хотя и такие перспективы нельзя исключать, с учетом позиции Запада по предыдущим инцидентам, по ситуации с малайзийским "Боингом".

- Получала ли Россия уведомление от украинской стороны о готовности отсрочить вступление в силу экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС?

- Договоренность по отсрочке вступления в силу экономического раздела этого соглашения до начала 2016 года была достигнута на трехсторонней встрече Украины, России и ЕС. Договоренности должны соблюдаться. Это дает шанс на урегулирование многих проблем.

- Может ли Россия закрыть рынок для украинских товаров, если Киев начнет корректировать свое законодательство под ассоциацию с ЕС раньше намеченного срока?

- Мы никогда санкции не вводили, все, что мы предприняли - это ответные меры на действия Запада. Если что-то и будет принято в этой связи, то это будут ответные меры. Насколько я понимаю, правительство России уже подготовило соответствующие защитные меры. Однако в этой ситуации все зависит от украинской стороны.

Интервью

Никол Пашинян: Ереван за ввод российских миротворцев в зону карабахского конфликта
Сергей Рогов: требование США о заморозке ядерных арсеналов останется декларативным
Замглавы Минэнерго: объективных причин для переноса проектов модернизации на фоне COVID не видим
Израильский дипломат: снятие оружейного эмбарго с Ирана узаконивает воинственные амбиции Тегерана
Посол РФ в Иране: Американскими санкциями за ВТС с Ираном нас не напугать
Посол Ирана: Тегеран разумно подойдет к отмене оружейного эмбарго
Зампред ЦБ: прогнозная траектория ключевой ставки - не самостоятельная субстанция, а составляющая часть прогноза
Глава "Яндекс.Маркета": E-commerce для "Яндекса" станет большой стройкой на следующие несколько лет
Конструктор РКС Юрий Гектин: российские метеоспутники по ряду показателей превосходят аналоги из США, ЕС и Японии
И.о. директора Института Дальнего Востока: выборы президента США - один из ключевых вопросов для Китая
Подписка
Хочу получать новости:
Введите код с картинки:
Обновить код