ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Сергей Плуготаренко: новую экономику создают большие данные

Директор РАЭК рассказал о том, какие условия необходимо создать для успешного развития отрасли

Сергей Плуготаренко: новую экономику создают большие данные
Сергей Плуготаренко
Фото: ТАСС, Станислав Красильников

Москва. 11 апреля. INTERFAX.RU - Директор Ассоциации электронных коммуникаций Сергей Плуготаренко в интервью корреспонденту "Интерфакса" Алене Сергеевой рассказал о том, какие тенденции развития цифровой экономики мы наблюдаем сегодня и о том, какие условия необходимо создать для успешного развития отрасли.

- Какие вопросы регулирования нужно решить для создания благоприятных условий в сфере развития цифровой экономики?

- Мы давно сформулировали главный критерий ускорения темпов развития цифровой экономики, лежащий в регуляторной плоскости: переход к стимулирующей парадигме регулирования всех онлайн-отраслей (сейчас, считают эксперты, превалирует запретительный и ограничительный форматы регулирования).

В том числе, огромную роль играют условия для развития направлений науки и бизнеса, связанных с большими данными, машинным интеллектом и другими новыми прорывными технологиями. Многие эксперты и экономисты сегодня вообще утверждают, что Big Data, к примеру, – это новая кровь онлайн-экономики и даже драйвер развития офлайновой экономики. Кстати сегодня на различных площадках ведутся активные дискуссии по оптимизации законодательства о защите персональных данных пользователей и созданию на его основе нового законодательства по регулированию big data.

Упреждая эти темы, на наших профильных мероприятиях и конференциях мы стараемся донести мысль о том, насколько большие данные и другие инновационные направления важны для развития цифровой экономики, но не все пока готовы нашу позицию поддержать.

Так, ряд экспертов считают, что вопросы безопасности должны превалировать в этих вопросах, что, большие пользовательские данные, собираемые умными системами, должны считаться чуть ли не важной частью критической информационной инфраструктуры страны, и что контроль над ними должен принадлежать только государству.

Другая группа экспертов указывает на международный опыт модификации законодательства и его основные тренды в этом направлении, заключающиеся в значительных преференциях для игроков бизнеса (обработчиков, агрегаторов и дистрибуторов больших данных), с обязательным условием обеспечения безопасности их обработки, хранения, обезличивания и т.д. Мы видим, что наши коллеги из Евросоюза осознали, что большие данные образуют новую экономику, поэтому они производят модификацию законодательства, предполагающую соблюдение баланса между интересами бизнеса и защитой данных. Бизнес будет активно развиваться в цифровой плоскости и при этом не ущемлять права пользователей.

Позиция нашей Ассоциации – мы считаем, что рынок не готов пока к принятию новых законов в этой сфере, особенно в "ограничительной" версии. Можно обсуждать подходы к сбалансированному законодательству: стимулирующему и одновременно способному предотвращать негативные последствия от непрофессиональной или незаконной обработки больших и персональных данных. Если мы посмотрим на примеры регулирования в мире - подобные тенденции наблюдаются только в ЕС и то, первые, достаточно скромные меры вводятся через год. Политика Евросоюза в этом плане является хорошим примером. Это сфера критически важна для развития цифровой экономики и любой закон должен разрабатываться кропотливо с привлечением всех заинтересованных сторон, рассчитывая риски и воздействие на следующие 10-15 лет. У нас же все происходит иначе, законы принимаются быстро, и только потом мы оцениваем, какой эффект они произведут. К сожалению, с цифровой экономикой так нельзя: компании будут выбирать другие юрисдикции, ведь онлайн-экономика - это отсутствие границ.

- Если говорить о развитии цифровой экономики, то какие тенденции мы наблюдаем сегодня?

- В декабре прошлого года мы провели нашу традиционную конференцию "Рунет: итоги года – 2016", в рамках которой назвали основные тренды отрасли.

Первый - это интернет-вещей, который очевиден, но в России по этому направлению, к сожалению, есть небольшое отставание.

Следующий тренд связан с большими данными, искусственном интеллектом, алгоритмизацией поведения пользователей и создания на этой основе различных моделей, предсказывающих или рекомендующих определенные сервисы или услуги. Это направление станет важной составляющей цифровой экономики, если для его развития создать благоприятные условия.

Третий тренд - идентификация цифровых объектов, в который входит, например, блокчейн. С одной стороны, это направление заставляет нас работать над технологиями верификации и безопасности, а с другой, может стать новым экономическим феноменом и спровоцировать рост цифровой экономики.

Еще один важный, четвертый, тренд – "мобилизация" – демонстрирует устойчивый рост последние несколько лет. Мы считаем, что этот тренд настолько естественен и необратим, что ему невозможно сопротивляться и под него достаточно легко подстраиваться. Все, включая сектор госуправления в последнее время, его приняли и соразмеряют свои планы развития с ним. Так, следуя этому тренду, бизнес и даже государство должны пересмотреть правила и форматы онлайн-взаимодействия с гражданами. Так, если уже работающие сайты и приложения госуслуг, поддерживаемые уполномоченными госорганами и их операторами, не начнут в ближайшее время использовать все те богатства данных и сервисов, которые предлагают описанные выше тренды, они неминуемо начнут упускать возможности качественной коммуникации с гражданами уже в ближайшие 1-2 года.

Одна из задач отрасли - подсказывать государству те направления, которые сегодня преуспевают или могут стать прорывными в ближайшие годы. И сегодня мы считаем, что именно эти четыре технологических направления позволяют создавать добавленную стоимость во многих отраслях, не связанных традиционно с информационными технологиями.

- Как вы считаете, технология блокчейн станет успешна в России?

- Как и во всем мире, перспективы у блокчейна в нашей стране – большие. В конце концов не так много существует перспективных механизмов фиксации юридически значимых событий в цифровом мире или систем цифровой идентификации.

Вместе с тем существует понимание, что мы только в начале пути, и предстоит огромная работа, пока мы увидим реальные решения, работающие в масштабе.

В России есть несколько проектов (в том числе Мастерчейн при ЦБ), которые работают над этим – блокчейн начинает активно изучаться сегодня лидерами нашего банковского сектора. Ведь именно банки и финансовые институты, оказывающие услуги в услових масс-маркета, наиболее быстро и успешно автоматизируют свои бизнесс-процессы и предлагают инновационные сервисы. Мы рады, что в нашем российском банковском сегменте есть сильные игроки. Технология блокчейн может стать важным фактором развития цифровой экономики, если ее развитию не помешает неуместное законодательное регулирование. Мы надеемся, что этого не произойдет.

- Минпромторг рассмотрел и в целом одобрил "Стратегию развития электронной торговли в Рoссии на 2017-2018 гг. и на период до 2025 г.", подготовленную АКИТ. Как вы оцениваете эту стратегию?

- Электронная торговля должна укладываться в парадигму стимулирующего регулирования. То есть направление цифровой экономики как e-commerce, растущее даже в годы кризиса, требует к себе особого внимания. E-Commerce завоевывает все большую часть оффлайн-рынка и заставляет его играть по своим правилам.

Это рынок, с которым нужно вести себя аккуратно: содействовать развитию его онлайн-составляющей, но не пытаться вернуть те условия, в которых онлайн полностью подчиняется оффлайну. Наше подразделение, которое занимается электронной коммерцией, изучило ту стратегию развития электронной торговли, которая была предложена. У нас появился по ней ряд нареканий. Мы считаем, что половина пунктов из десяти, отражает интересы определенных представителей оффлайнового торгового бизнеса. Они с помощью данной стратегии пытаются подчинить онлайн-технологии своим правилам.

Наша Ассоциация проповедует саморегулирование отрасли e-Commerce, а это значит, что не должно создаваться дополнительного законодательного давления на онлайн-торговлю, так как саморегулирование предполагает работу неких отраслевых объединений или консорциумов.

При этом, стратегия развития – необходима нашей онлайн-экономике, но она должна разрабатываться с участием самой отрасли – в рамках формата саморегулирования, и в ней не должно превалировать лоббирование интересов определенной части игроков. Так что как идея самой Стратегия очень хорошая. Просто в ней надо вторую половину существенно скорректировать, вернуть незаслуженно убранные пункты, и в этой части правильно расставить акценты. Я очень надеюсь, что Минпромторг действительно заинтересован в сотрудничестве и изменения произойдут.

Один из трендов, который мы наблюдаем сегодня, это "мобилизация" экономики. РАЭК запустил исследование "Мобильная Экономика России 2017". Расскажите подробнее об этом исследовании. По какому принципу оно будет проводиться?

Исследование "Экономика мобильного интернета" ставит своей задачей анализ влияния мобильных технологий на экономику РФ, а также изучение мировых тенденций в этой сфере. Исследование концентрирует внимание на вкладе мобильной экономики в развитие экономики и бизнеса как в онлайн, так и в офлайн сферах, на преимуществах, которые получают потребители с развитием цифровых технологий, на перспективах и возможностях развития экономики мобильного интернета в РФ.

Мы хотим оценить, какой вклад мобильный интернет вносит в ВВП страны, понять, есть ли в России потенциал для дальнейшего роста мобильного сегмента.

Это важно, так как некоторые эксперты утверждают, что мы достигли насыщения как по количеству абонентов, так и по трафику и деньгам, которые в этой области вращаются. Мы предполагаем, что это не так, и хотим на уровне исследования это доказать. Наша задача - внимательно изучить всех участников рынка, распределить их по так называемым "слоям", посмотреть, как они взаимодействуют друг с другом и в результате выстроить экосистему мобильной экономики.

Также мы хотели бы доказать с помощью цифр положительное влияние мобильной экономики на традиционную экономику России, чтобы в дальнейшем предложить преференции для ее развития. Данное исследование мы проводим совместно с турецким исследовательским агентством OC&C Consulting и при поддержке Google. Мы планируем презентовать его в первой половине нынешнего года, оно станет важной частью нашего ежегодного исследования "Экономика Рунета".

Исследование поэтапно отвечает на четыре вопроса:
1. С макроэкономической перспективы: есть ли основания для роста мобильного рынка?
2. Кто является участниками рынка? Можно ли выделить кластеры в данной отрасли?
3. Оказывает ли мобильная экономика важное влияние на экономику РФ?
4. Какие есть возможности для создания благоприятной среды для дальнейшего развития мобильной экономики РФ?

- Расскажите об основных направлениях, на которых сконцентрирована деятельность РАЭК сегодня?

- Первое - это аналитика. Для того, чтобы оперировать цифрами, нам нужны собственные и партнерские исследования. Наши аналитические продукты помогают решать всевозможные задачи отрасли. "Экономика Рунета" - это ежегодное исследование, которое проводит РАЭК. На его основе мы далее ситуативно изучаем отдельные сегменты, будь то вопросы кадрового голода или рынка облачных платформ для бизнеса. "Экономика Рунета" показывает, сколько людей работает в отрасли и каким образом она регулируется. Для того, чтобы это выяснить, мы опрашиваем экспертов по таблице законопроектов, которые регулируют отрасль, выясняем, участвовали ли они в подготовке данных законопроектов, и как они влияют на рынок. Также исследование отвечает на вопрос, как чувствует себя интернет в кризис.

Следующее направление - организация отраслевых мероприятий. К основным относятся Форум РИФ+КИБ, который пройдет в этом году уже в 21-ый раз и RIW (Russian Interactive Week).

Третье направление - это government relations. Мы участвуем во всевозможных обсуждениях законопроектов. К сожалению, у нас не всегда получается быть в нем эффективными, подтверждением тому является принятый в 2016 году "пакет Яровой".

Четвертое направление - разработка отраслевых стандартов. Мы считаем, что отрасль стала настолько большой и влиятельной, что ей необходимо иметь систематизированную картину того, что в ней происходит.

- В преддверии интернет-форума "РИФ+КИБ" расскажите о его значении и о том, чем этот РИФ будет отличаться от предыдущих.

- РИФ – это то мероприятие, которое появилось вместе с рождением интернета в России. В этом году оно пройдет в 21-ый раз.

Сейчас мы уже перестали придавать значение высоким показателям по количеству участников мероприятия, скорее, наоборот, мы считаем, что РИФу нужна таргетированность по целевым аудиториям. Участниками его должны быть специалисты отрасли, которые работают с цифровыми технологиями, из потребителей этих технологий, представителей крупных бизнес-структур.

Мы также стараемся в рамках РИФа выстраивать диалог между топ-менеджментом, крупными инвесторами и молодыми предпринимателями.

Нам известно, что сегодня считанные тысячи специалистов в России могут предметно говорить о цифровых технологиях в конференционном формате, еще несколько сотен тысяч являются создателями и разработчиками онлайн-сервисов, также мы видим порядка 2,5 миллионов специалистов в этой отрасли (так называемые "узкопрофильные специалисты или ремесленники"), и конечно же все мы знаем почти о 90 млн. потребителей этих услуг и сервисов в России. Вот она – наша отрасль в числах, и аудитория тех, для кого мы работаем.

Но мы видим новый тренд, который позволяет говорить о том, что количество BN-профессионалов может стать больше, потому что на примере РИФа мы наблюдаем ежегодный рост интереса оффлайн-рынка к цифровым технологиям. Традиционно оффлайновые структуры – начинают делегировать своих представителей на наши отраслевые мероприятия. Около 25% участников мероприятий – это как раз представители оффлайна. И особенно хороша эта тенденция видно именно на РИФе.

В этом году РИФ будет отличаться с точки зрения контента от предыдущих тем, что мы сделаем акцент на цифровизацию и мобилизацию. Если говорить об организационных моментах, то новым станет то, что открытие у нас будет разбито на две части. В первый день будет индустриальное открытие для представителей отрасли, а во второй день будет панельная дискуссия с участниками госсектора.

Но в любом случае РИФ – это главное и самое ожидаемое мероприятие Рунета. Мы ждем его, ждем весну, ждем общения и нетворкинга.

Именно поэтому в этом году (и надеюсь в будущем) РИФ пройдет под девизом "Весна. Интернет. Форум"!

Интервью

Владимир Потанин: только нестандартный ход поможет решить наши проблемы
Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе