ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Рогозин об очевидном и невероятном

Постпред РФ при НАТО рассказал о том, что мешает потеплению отношений России и НАТО, а также о том, как по его мнению, будет дальше развиваться Альянс

Москва. 29 сентября. INTERFAX.RU - Постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин привел во вторник немало аргументов в пользу мало кем оспариваемого тезиса о потеплении отношений между Россией и альянсом. Впрочем, несмотря на очевидность этой тенденции не все, на его взгляд, так уж безоблачно, о чем российский политик и поведал на сегодняшней пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".

Расширение НАТО: безнадежная Грузия и вечная украинская Санта-Барбара

Рогозин напрочь исключает возможность вступления в Североатлантический альянс Грузии и Украины. "Перспективы вступления Грузии и Украины в НАТО равны шансу падения на землю какой-нибудь кометы", - сказал он. Отвечая на вопрос о перспективах вступления в НАТО России, Рогозин заметил: "Великие державы в коалициях не участвуют, великие державы коалиции создают". Комментируя перспективы расширения Альянса, он отметил, что "даже если посмотреть на этот процесс с натовской шкурной эгоистической точки зрения, то дальнейшее расширение НАТО на восток невыгодно самой НАТО". "Дело в том, что в последние несколько лет Североатлантический альянс расширялся за счет государств, скажем так, интеллигентов – мягких и молодых демократов, то есть во многом нестабильных режимов. Это сопровождалось всевозможными внутренними проблемами, а также проблемами между этими странами. Все они привносили свои внутренние дрязги в НАТО. То есть коэффициент конфликтности в НАТО в результате расширения на восток резко увеличился", - сказал Рогозин.

При этом, по его словам, военный потенциал, приобретенный НАТО за счет этих государств, "примерно равен нулю". "С точки зрения обороноспособности эти государства не могут дать какие-то плюсы НАТО, и демонстрацией тому является Афганистан, где сегодня некоторые государства для того, чтобы отработать так называемую атлантическую солидарность, направляют туда по два-три офицера", - сказал постпред РФ при НАТО.

"То есть, - продолжил он, - плата за участие в НАТО этих государств ничтожна. А проблемы, которые они принесли, большие. Поэтому при сохранении прежнего военного потенциала, который не увеличился за счет расширения, НАТО приобрело дополнительную зону ответственности, причем связанную с турбуленцией, с постоянными проблемами, взаимными обвинениями и так далее". "Поэтому, если еще подумать о доведении догмы о расширении НАТО на восток, до практического решения вопроса об участии Украины и Грузии (в Альянсе - "ИФ"), то НАТО может просто скончаться как организация. Потому что никто не собирается брать на себя проблемы Грузии, у Запада и своих проблем хватает, никто не собирается втягивать себя в ту постоянную Санта-Барбару, которая проистекает в Киеве. Смотреть на это со стороны интересно, а держать у себя дома этот табор очень тяжело", - констатировал Рогозин.

Визит нового генсека в Москву и совместные виды на жизнь

Россия восстанавливает военно-техническое сотрудничество с Североатлантическим альянсом, сообщил он. "С этой целью сегодня со мной в Брюссель вылетает глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев", - сказал Рогозин. По его словам, 30 сентября в штаб-квартире альянса пройдет заседание Совета РФ-НАТО на уровне послов. По словам Рогозина, начинается совместная работа с НАТО по программе военно-технического сотрудничества. "Это то, чего раньше у нас не было", - отметил он.

Рогозин сказал, что в среду Дмитриев будет выступать на посольском заседании Совета Россия-НАТО. Он назвал также беспрецедентной ситуацию, когда новый генеральный секретарь НАТО начинает свою новую политическую карьеру в новой должности с самостоятельного выступления, "посвященного всецело одной какой-то конкретной стране". "В частности, это выступление было посвящено российско-натовским отношениям. Думаю, что в данном случае мы должны анализировать не только содержание, но и сам факт этого выступления, и то, как оно было обставлено. Оно тоже имеет свой, далеко не тайный смысл", - отметил Рогозин.

По его прогнозу, Расмуссен может посетить Россию в декабре. "Визит состоится до конца этого года, скорее всего, речь идет о сроке после проведения министерской встречи Совета Россия-НАТО, которая состоится в первых числах декабря", - сказал постпред.

"Есть смысл надеяться на то, что переговоры в Москве будут иметь серьезный политический шлейф, серьезные политические последствия для наших отношений с альянсом", - полагает Рогозин. По его мнению, блок НАТО заинтересован в развитии отношений с Москвой. "Дело в том, что миссии и операции НАТО проводятся в той зоне, которая соприкасается с зоной ответственности Российской Федерации. Когда нам говорят, что без России, а тем более против ее интересов не может решиться ни один вопрос в интересах Запада - это факт", - сказал Рогозин.

"И мы заинтересованы в том, чтобы не иметь такое количество раздражителей в наших отношениях в вопросах военной политики с Западом. Изъять эти раздражители из зоны сотрудничества - одна из задач, которую ставят перед собой российские гражданские и военные дипломаты", - заявил он.

Раздражители: перспективы европейской ПРО и Иран

К числу подобных раздражителей относится и возможность превращения европейской системы ПРО в часть американской. Рогозин подчеркнул, что в Москве выступают против того, чтобы европейская система ПРО становилась частью ПРО США, и в зависимости от этого будут решать вопрос о целесообразности сотрудничества с НАТО в сфере противоракетной обороны. "В случае если у нас появится еще больше ясности и предсказуемости в отношении того, что предложил Вашингтон (в сфере ПРО - ИФ), если мы поймем, что на самом деле инициатива европейской противоракетной обороны не будет частью противоракетной обороны США, то - да, такого рода усилия возможны", - заявил постпред.

По его словам, у России есть опасения, что элементы новой системы ПРО США могут оказаться в Северном Ледовитом океане, в Северном море или в Балтийском море, "в тех секторах обстрела траекторий потенциальных пусков, которые будут затрагивать исключительно наши высшие интересы". Он отметил, что новая система ПРО США будет в основном морского базирования со стационарными элементами на Кавказе, "может быть, в Турции".

Рогозин высказался против принятия мер военного характера в отношении Ирана в ответ на ядерную и ракетную программ этого государства. "Безусловно, Российская Федерация является одним из самых яростных поборников режима нераспространения как ракетных технологий, так и технологий оружия массового уничтожения. И все, что можно будет сделать, прежде всего в политическом плане, с руководством Ирана, в политическом плане с нашими западными коллегами, с тем чтобы не появлялись страны, даже теоретически способные угрожать нам и миру, то мы это будем делать", - заявил он.

"Но еще раз хочу подчеркнуть, - сказал он, - в данном вопросе Россия не будет ставить телегу впереди лошади. Для нас огромным значением важности является ресурс политического влияния на руководство Ирана или любой другой страны. Мы предпочитаем переговоры, считаем, что они намного более надежны, чем гонка вооружения, поскольку если мы будем создавать некие военно-технические решения, игнорируя политическую возможность добиться согласия, то это вызовет у той страны, о которой идет речь, соответствующий виток новой гонки вооружений".

"Очевидно совершенно, что Российская Федерация территориально находится намного ближе, чем иные западные страны, к территории Ирана, поэтому мы хотим знать все или почти все о будущем этих ракетных программ, и они, конечно, у нас не могут не вызвать беспокойство", - добавил Рогозин.

Постпред РФ сказал, что ему ничего не известно о планах России поставлять Ирану зенитные ракетные системы С-300. "Я не знаю о том, что мы собирались поставлять С-300 Ирану. Мне об этом неизвестно", - заявил он.

Пресс-центр

Фотогалереи