ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Обратный акциз на нефть с демпфером - не идеальная, но вполне рабочая модель

Система обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой на фоне завершения налогового маневра к 2024 году не универсальная и не идеальная, но она будет работать и станет основой налогового регулирования нефтеперерабатывающей отрасли на среднесрочную перспективу, сошлись во мнении эксперты и чиновники Минэнерго и Минфина на пресс-конференции в "Интерфаксе" на тему "Завершение налогового маневра в нефтяной отрасли: каких последствий ждать?".

Обратный акциз на нефть с демпфером - не идеальная, но вполне рабочая модель
Фото: ИНТЕРФАКС

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ

В 2019 году в России стартует новая налоговая реформа нефтяной отрасли, которая предполагает постепенную отмену экспортной пошлины на нефть при соизмеримом повышении налога на добычу полезных ископаемых. Одновременно предполагается введение обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой. Обратный акциз на нефть будет выплачиваться нефтеперерабатывающим заводам при условии: 1) если их материнские компании находятся под санкциями, 2) если они переработали в 2017 году более 600 тыс. тонн нефти и 3) если в течение квартала производство бензина или нафты для нефтехимии составляет не менее 10% от переработанной на НПЗ нефти, а общий объем поставок этих продуктов на внутренний рынок достигает не менее 5 тыс. тонн. При этом государство может предоставить независимым НПЗ, которые не выходят на объемы необходимого производства бензина, шанс на получение обратного акциза на нефть, если они заключат с Минэнерго соглашение о модернизации с 2015 по 2024 год на сумму не менее чем 60 млрд рублей.

Обратный акциз на нефть с демпфирующей компонентой предполагает налоговый вычет по акцизу на нефть в зависимости от объемов производства бензина, дизельного топлива и сырья для нефтехимии , а также от региона нахождения НПЗ за счет присутствия в формуле расчета обратного акциза логистического коэффициента.

Кроме того, НПЗ могут получить дополнительные вычеты за счет действия в обратном акцизе демпфирующей надбавки, которая зависит от разницы средней экспортной цены на нефть и целевой цены внутреннего рынка на бензин Аи-92 и дизельное топливо. Эта надбавка позволяет сгладить влияние колебаний цен на нефть внутренний рынок. Главным условием демпфера является не повышение на 10% цен на топливо от уровней, установленных государством.

В целом, государство компенсирует НПЗ потери от продажи топлива на рынке, если внутренние цены оказываются ниже экспортного паритета при росте цены на нефть выше $55 за баррель. При снижении цены ниже $55 за баррель обратный акциз на нефть начинает действовать как обыкновенный налог, который уже выплачивают компании государству.

Новая система налогообложения с обратным акцизом на нефть является отечественной разработкой, и аналогов в мире ей нет, отмечают ее разработчики. Поэтому на текущий момент не существует практики ее применения, на основе которой будут выявлены риски и недостатки данной системы. Теоретические исследования указывают на необходимость ее дальнейшей доработки.

ПЛЮСЫ НОВОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Как говорится в исследовании группы "Петромаркет", новая реформа позволит увеличить доходы государства примерно на 9,3%, или 631 млрд рублей за счет средств, которые ранее оседали у НПЗ и потребителей нефтепродуктов, а также за счет прекращения субсидирования экономик стран СНГ. Новая налоговая система позволит обеспечить надежное снабжение внутреннего рынка топливом при минимальных поставках сырья. При этом государство может обеспечить полный контроль над ценами на такой социально значимый продукт как бензин. Реформа позволит стимулировать инвестиции в модернизацию независимых НПЗ и прекратить работу примитивных в технологическом отношении НПЗ.

По оценке "Петромаркет" обратный акциз не получают 8 нефтеперерабатывающих заводов России: Анжерский НГК, "ВПК-ОЙЛ", "Краснодарэконефть", "Новошахтинский НПЗ", "Первый завод", "Славянск Эко", "Томскнефтепереработка" и "Трансбункер" с общим суммарным объемом переработки - 17,1 млн тонн.

Остальные НПЗ, так или иначе, имеют право на получение обратного акциза на нефть с демпфирующей надбавкой. При этом для большинства собственников НПЗ налоговый маневр останется нейтральным с точки зрения получаемых от государства субсидий.

МИНУСЫ СИСТЕМЫ В РАСЧЕТАХ АНАЛИТИКОВ

В тоже время новая налоговая система имеет ряд недостатков и недоработок, отмечают эксперты "Петромаркета".

Налоговый маневр не сможет решить одну из главных задач - снижение объема переработки нефти. "По завершении налогового маневра в 2024 году объем переработки в стране не только не упадет до целевого уровня, но и заметно превзойдет его, достигнув 303,9 млн тонн", - отмечается в исследовании. При этом профицит производства бензина будет достигать 10 млн тонн. Причины этого кроятся, с одной стороны, в реализации программ модернизации НПЗ, а с другой - в продолжении работы технологически отсталых НПЗ. В 2017 году эти заводы суммарно переработали 17,5 млн тонн, а в 2024 они будут производить 8,6 млн тонн низкокачественного суррогатного топлива, за который не будут уплачивать акциз.

Адресное субсидирование работы НПЗ может привести к тому, что заводы крупнейших вертикально интегрированных компаний, находящихся под санкциями, могут проводить "незатейливые" программы модернизации с минимальным объемом инвестиций, тогда как небольшие независимые НПЗ для получения субсидии вынуждены будут инвестировать не менее 60 млрд рублей.

Крупные потребители нефтепродуктов, в свою очередь, либо ничего не получают от новой налоговой системы, либо теряют часть своей маржи. Так, судовладельцы, использующие темное бункеровочное топливо, могут потерять до 89% государственных субсидий, а авиакомпании - до 32%.

Кроме того, демпфирующая надбавка имеет характер коллективной ответственности. Она будет применяться к обратному акцизу только, если средние оптовые цены не росли больше базовых на 10%. Таким образом, если один НПЗ не повышал цены, а рост происходил за счет другого завода без надбавки останутся оба. Кроме того, надбавка действует в целом на весь объем производства НПЗ вне зависимости от того, по каким именно видам нефтепродуктов удалось сдержать цены, а по каким они выросли более чем на 10%.

Аналитики также отмечают, что обратный акциз на нефть с демпфером работает только в строго определенном диапазоне цен на нефть. Так, для бензинов демпфирующая надбавка будет работать при номинальном курсе рубля в 60-70 рублей и цене нефти в $55-$76 за баррель. Если цена опускается ниже $55 за баррель, обратный акциз становится обыкновенным налогом, и нефтеперерабатывающим заводам придется делиться с государством своей премией, а при цене выше $76 за баррель производителям топлива выгоднее будет отказаться от демпферной надбавки и продавать бензин на внутреннем рынке по экспортной цене. Для дизельного топлива интервал цены нефти составляет $61-80 за баррель.

"Например, если бы демпфирующий механизм был введен в текущем году, то к сентябрю, когда цена на нефть на Brent держалась на уровне $79 за баррель, а курс доллара был 68 рублей, он не смог бы остановить рост цен на топливо до уровня экспортных", - отмечается в исследовании.

МИНУСЫ СТАНОВЯТСЯ ПЛЮСАМИ В ОЖИДАНИЯХ ЧИНОВНИКОВ

Впрочем, Минфин и Минэнерго отмечают, что выявленные недостатки не являются существенными. Так, отказ от субсидирования бункеровочного топлива ударит в основном по иностранным судам, которые заправлялись в России дешевым топливом.

Отмеченный рост переработки нефти до 304 млн тонн и профицит бензина в 10 млн тонн необходим для обеспечения энергетической безопасности на случае, если возникнут незапланированные остановки действующих заводов.

"Нужно понимать, что объем производства и мощность НПЗ это разные вещи. Мы даем такие стимулы, чтобы у заводов была возможность в случае необходимости дать в рынок продукт. Как они им будут распоряжаться, будут ли ставить на внутренний рынок или экспортировать, будут ли уменьшать загрузку, чтобы работать не на 100%, а на оптимальном режиме в 80%", - сказал на пресс-конференции директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго Антон Рубцов.

Кроме того, по его словам, количество НПЗ - "лишенцев" акциза на нефть - может быть иным, так как ряд из перечисленных заводов собираются заключить с Минэнерго соглашения о модернизации.

По словам директора департамента Минфина по налоговой и таможенной политике Алексея Сазанова, указанный в исследовании диапазон работы демпфирующей надбавки по расчетам министерства значительно шире.

"Влияние демпфера ограничено, но не при $76 за баррель, а как минимум, при $90 за баррель, а при оптимистичном прогнозе по курсу и при $100 за баррель он будет работать. Но при этом необходимы меры административного характера, чтобы полностью изолировать наш рынок от внешнего воздействия. Это позволит сбалансировать ситуацию на внутреннем рынке при самом широком колебании цен на нефть", - отметил он.

Кроме того, Минэнерго и Минфин подчеркивают, что налоговый маневр имеет еще ряд плюсов, незатронутых в исследовании. Например, он позволяет прекратить непрозрачную систему предоставления адресных льгот в нефтедобыче, и постепенно вводить налогообложение с дополнительного дохода.

Пресс-центр

Фотогалереи