Литва призвала пересмотреть правила навигации на Балтике

Москва. 27 января. INTERFAX.RU - Правила навигации в Балтийском море нуждаются в изменении, заявил глава МИД Литвы Кястутис Будрис после того, как 26 января была повреждена волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) Латвийского государственного радиотелевизионного центра.
"Необходимо пересмотреть правила навигации в Балтийском море, особенно в части использования якорей", - написал он в соцсети.
По его мнению, за последнее время произошло слишком много случаев повреждения критической инфраструктуры в Балтийском море, чтобы это можно было считать случайностью.
Будрис отметил, что ситуация требует срочных решений, которые, как он ожидает, будут "серьезно обсуждаться" на Совете по иностранным делам Евросоюза в Брюсселе 27 января.
Как сообщало правительство Латвии, утром 26 января был поврежден кабель передачи данных между Швецией и Латвией. Есть основания полагать, что повреждение кабеля было вызвано внешним воздействием, и в связи с этим инцидентом начато расследование.
Военно-морской флот Латвии проверил судно под мальтийским флагом, подозревая, что оно может быть причастно к повреждению кабеля, но не обнаружил никаких подозрительных действий на борту или повреждений якоря.
Анализ движения судов в районе разрыва кабеля выявил еще два судна за пределами территориальных вод и исключительной экономической зоны Латвии.
О начале работ по ремонту поврежденного морского кабеля может быть объявлено в течение ближайших двух рабочих дней, заявил председатель правления Латвийского государственного радиотелевизионного центра Гиртс Озолс. По его словам, расследование показало, что кабель был поврежден примерно в 130 километрах от побережья Латвии в экономических водах Швеции. Морской кабель лежит на глубине более 50 метров.
Отвечая на вопрос о том, есть ли сейчас абсолютная уверенность в том, что данный морской кабель существенно поврежден и что повреждение вызвано внешними причинами, Озолс сказал, что 100%-я уверенность появится только после того, как кабель будет осмотрен в море и поднят.
"В настоящее время наша приоритетная задача - работать с партнерами, предоставляющими услуги в Балтийском море, чтобы как можно быстрее отремонтировать инфраструктуру и восстановить обслуживание", - сказал Озолс, добавив, что партнерами в устранении повреждений морского кабеля являются скандинавские компании, специализирующиеся в этой области.
По словам Озолса, на устранение подобных повреждений обычно уходит несколько дней или недель, если случай более сложный, а стоимость зависит от конкретной ситуации.
"Мы потеряли одну из трех магистралей связи", - уточнил Озолс, добавив, что в последние годы была проделана большая работа, чтобы избежать эффекта "балтийского острова", и было создано несколько оптических магистралей.
Провайдеры связи, которые ранее использовали этот оптоволоконный кабель, перешли на альтернативные маршруты для обеспечения работы сервисов, сообщил сайт правительства Латвии.
За последние месяцы в Балтийском море было оборвано несколько подводных телекоммуникационных и электрических кабелей. Так, 17 ноября 2024 года был поврежден один из трех кабелей связи в Балтийском море, идущих от шведского острова Готланд в Литву. Он был отремонтирован и в настоящее время работает исправно. Позже, 25 декабря, были повреждены электрический кабель Estlink 2 и четыре телекоммуникационных кабеля, связывающих Финляндию и Эстонию.
Ранее в январе шведские СМИ также сообщали о попытках повредить подводный электрический кабель NordBalt, соединяющий Литву и Швецию. В результате военно-морские силы усилили наблюдение за кабелем NordBalt.
В ответ на эти инциденты НАТО в январе начало новую миссию по наблюдению в Балтийском море. Цель миссии - предотвращение попытки атак на подводную инфраструктуру в регионе.