Новое расследование крушения парома Estonia подтвердило версию о повреждении носовой части
Москва. 16 декабря. INTERFAX.RU - Новое расследование крушения парома Estonia в Балтийском море в 1994 году, в результате которого погибли и пропали без вести 852 человека, подтверждает версию предыдущего расследования 1997 года, согласно которой трагедия произошла из-за повреждения носовой конструкции.
"Нет необходимости возобновлять расследование безопасности крушения парома Estonia, проведённое в 1997 году совместной эстонско-финско-шведской комиссией (JAIC). Повреждения правого борта затонувшего судна возникли в результате контакта с морским дном", - говорится в обнародованном во вторник отчёте Эстонского бюро по расследованию безопасности, Шведского управления по расследованию безопасности и Финского управления по расследованию безопасности.
Исследователи приходят к выводу, что "паром Estonia затонул из-за повреждения носовой конструкции, а новые повреждения правого борта произошли из-за контакта с морским дном, поэтому нет необходимости возобновлять расследование безопасности аварии паром Estonia".
Отмечается, что "нет признаков столкновения с другим судном или объектом, пока судно находилось на плаву, а также нет признаков взрыва на правом борту или носовой части".
Паром Estonia затонул в ночь на 28 сентября 1994 года на пути из Таллина в Стокгольм. На его борту находились 989 членов экипажа и пассажиров. Были спасены только 138 человек, один из которых позже умер в больнице. Погибли и пропали без вести 852 человека, обнаружены тела лишь 94 погибших. Глубина на месте затопления парома составляет 83 метра. Катастрофа является кораблекрушением с самым большим числом жертв в Балтийском море в мирное время.
Гибель судна привела к многочисленным конспирологическим теориям уже в первые дни после крушения судна. Появились предположения о столкновении с подводной лодкой, о перевозке российского оружия на его борту, взрыве на борту судна, попытке утопить якобы находившийся на борту грузовик с секретным грузом, доставшимся от покинувших Эстонию российских вооруженных сил и т.п. У многих вызвал недоумение и поспешно заключенный договор между Эстонией, Финляндией и Швеций, запрещающий любые погружения и исследования в районе гибели парома и высказывающийся за закрытие останков судна песком или бетоном, что не было выполнено.
Сомнения в выводе международной комиссии 1997 года добавили и кадры вышедшего в 2020 году пятисерийного документального фильма "Estonia - находка, которая изменит все" шведских журналистов с изображением не задокументированных ранее повреждений корпуса судна. Так, в правом борту судна было выявлено повреждение корпуса судна и некоторые другие несостыковки с официальной версией.
В последние годы родственники погибших и представители общественности и различных политических кругов неоднократно поднимали в правительственных и судебных инстанциях вопрос о необходимости дополнительного расследования причин гибели парома и необходимости новых погружений к останкам судна.