ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 10:40

Автодилеры в неравной борьбе с кризисом

Российские автодилеры переживают не лучшие времена: в этом году рынок просел на 13%, при этом продажи легковых автомобилей сократились на пятую часть. Эксперты уверены, многие игроки вскоре будут вынуждены покинуть отрасль

Автодилеры в неравной борьбе с кризисом
Фото: ТАСС, Геннадий Хамельянин

Москва. 11 ноября. INTERFAX.RU - Российская автодилерская отрасль, вместе с авторынком пережив кризис 2009 г. и только опомнившись от его последствий, стоит перед лицом кризиса более затяжного - и потому более тяжелого. Налицо сокращение продаж автомобилей: по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых автомобилей и LCV в РФ в сентябре упали на 20,1% по сравнению с сентябрем 2013 г. и составили 197,233 тыс. единиц. В январе-сентябре 2014 г. рынок в целом просел на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Участники рынка - как производители, так и дилеры, - убеждали власти в необходимости возобновления поддержки. Российская ассоциация автодилеров направляла в министерство промышленности и торговли свои предложения. Ее участники просили власти возобновить действие программы утилизации автомобилей, а также продлить программу субсидирования автокредитов для населения. Предлагалось увеличить пороговую стоимость автомобиля до 1 млн руб. вместо 750 тыс. руб., а субсидировать одну вторую ставки рефинансирования ЦБ вместо двух третей.

Программу льготного автокредитования министерство так и не возобновило, зато объявило о возобновлении программы утилизации. Новая версия программы заработала с 1 сентября, до 31 декабря 2014 г. на ее финансирование будет выделено 10 млрд рублей. Ее основным отличием от прежней итерации стало распространение действия на все категории автотранспорта как для физических, так и юридических лиц (первая программа предполагала выдачу утилизационных сертификатов только на легковые автомобили во владении "физиков"), а также возможность сдать автомобиль в трейд-ин, купив новый со скидкой.

Программа быстро приобрела популярность среди покупателей - по данным Минпромтога, по состоянию на начало ноября продажи в рамках программы достигли отметки в 100 тыс. автомобилей, а "АвтоВАЗ" и группа "ГАЗ" даже объявляли о приостановке действия программы. При этом Минпромторг уже обнадежил участников рынка, заявив, что программа может быть продлена в следующем году

Нисходящая динамика

Снижение продаж на автомобильном рынке еще в прошлом году закономерно привело к отрицательной динамике финансовых показателей большинства автодилеров. Улучшить свои результаты смогли в основном продавцы премиум-марок, свидетельствуют данные "СПАРК-Интерфакс".

Так, выручка группы "Рольф" по МСФО в 2013 г. упала на 28,4%, до 103,5 млрд руб., чистая прибыль - в 2,2 раза, до 1,6 млрд руб.

Выручка "Мэйджор Авто Центр" (продает автомобили 33 марок), упала на 15,4%, до 14 млрд руб. Дилерский центр "СИМ-Авто", который реализует корейские, японские и французские автомобили, в 2013 г. снизил выручку на 17,2%, до 1,43 млрд руб.

Выручка дилера "ТСК Автогермес", который продает в РФ корейские, японские, французские автомобили, а также машины производства "АвтоВАЗа", сократилась на 15% по сравнению с 2012 г., до 12,88 млрд руб.

Дилер корейской Kia - "КИА Мотор Рус" - в 2013 г. увеличил выручку на 3,6%, до 121,7 млрд руб.

Более заметных положительных результатов добились дилеры "Авилон" и "Панавто". Так, выручка компании "Авилон АГ" (занимается реализацией автомобилей марок Mercedes-Benz, BMW, Hyundai, Land Rover, Ford и VW) в 2013 г. увеличилась на 18%, до 46 млрд руб. В отличие от подавляющего большинства дилеров, у компании выросла и чистая прибыль - на 22%, до 1,4 млрд руб. Дилерский центр "Панавто", занимающийся реализацией в РФ автомобилей марки Mercedes-Benz, в 2013 году увеличил выручку на 14,6%, до 12,24 млрд руб.

Кризис роста

Эксперты и участники рынка, опрошенные "Интерфаксом", в один голос говорят, что снижение рынка, а также общая негативная экономическая ситуация в стране тяжело сказываются на деятельности автодилеров - динамика роста дилерских центров постепенно сходит "на нет", рынок уже засвидетельствовал уход нескольких компаний.

"Авторынок сейчас в кризисе, особенно это касается массового сегмента. Даже крупные игроки не выдерживают и уходят с рынка. В начале года о продаже своих дилерских центров в Вологде, Казани и Санкт-Петербурге заявил РРТ, в августе о своем банкротстве объявил Block", - говорит генеральный директор "Рольф" Татьяна Луковецкая.

"За 20 лет существования дилерские сети значительно расширились, в каждом городе было построено по несколько центров продаж автомобилей. Наиболее активно дилерские сети стали развиваться после запуска производства крупнейших марок автомобилей на территории страны, но на данный момент дилерская отрасль замедлила свое развитие", - отмечает вице-президент ГК "АвтоСпецЦентр" Владимир Моженков (компания реализует автомобили Porsche, Audi, Infiniti, Nissan, Mazda, Skoda, Kia, Citroen, Suzuki, Hyundai и Mitsubishi). По его словам, такое количество автосалонов является подспорьем для российской экономики.

Всего же, по подсчетам ведущего аналитика агентства "Автостат" Азата Тимерханова, в настоящее время в России насчитывается более 4 тыс. дилерских центров (3,5 тыс. приходится на иностранные бренды), что "несколько ниже" уровня 2013 года.

Экспансия в регионы

Москва и Санкт-Петербург перестали быть основными точками роста, компании все активнее начинают обращать внимание на регионы, отмечают эксперты. По словам Тимерханова, на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится более 18% от общего числа автосалонов (свыше 700). При этом несколько лет назад этот показатель был на уровне 20%. С ним соглашается операционный директор группы компаний "Независимость" Ренат Тюктеев: "Концентрация дилеров сегодня является пиковой, на рынке Москвы в особенности. В регионах ситуация несколько иная, но она стремительно догоняет Москву", - отмечает он.

"Автопроизводители уже освоили города-миллионники, а также отметились фирменными шоу-румами в населенных пунктах с числом жителей от 500 тысяч до 1 миллиона человек. В настоящее время сети автопроизводителей продвигаются в менее крупные города. Это стимулирует дилеров к строительству торгово-сервисных центров в регионах", - добавляет Тимерханов.

По мнению вице-президента РОАД Андрея Петренко, уровень развития сетей не является излишне раздутым. "Нашему рынку еще есть, куда расти. У нас уровень автомобилизации - чуть больше 320 автомобилей на тысячу человек, в то время как в Европе и США - 700-800", - рассуждает он, соглашаясь с тезисом, что в Москве и Петербурге салонов уже достаточно. "По некоторым маркам можно даже говорить о переизбытке, но в регионах ситуация иная - там существует особый потенциал для роста", - говорит он, отмечая, что российский рынок "в принципе перенасыщен марками". "Нигде - ни в Европе, ни в Америке - нет такого марочного разнообразия, как у нас", - подчеркивает эксперт.

При этом Тюктеев все же считает, что при нынешнем состоянии рынка площади автосалонов являются избыточными, а запланированная в докризисный и посткризисный периоды рентабельность сегодня не всегда выдерживается. Для сравнения средние продажи на один европейский центр составляют более 300 автомобилей в месяц, на американском рынке - более 400 автомобилей. В Москве же средний уровень сейчас ниже 200 автомобилей в месяц.

Искусство выживать

Не добавляет уверенности дилерам и ситуация с привлечением средств. Стремительно дорожающие кредиты как для населения, так и для бизнеса приводят к тому, что инвестиции в развитие откладываются до лучших времен. По подсчетам Моженкова, заемный капитал составляет около 50% от общей суммы вложений в бизнес автодилеров.

При этом, по его словам, о рентабельности в настоящее время говорить не приходится - многие автодилеры реализуют автомобили по себестоимости или работают себе в убыток. "Выживает тот, кто обладает опытом работы, компетенцией в автобизнесе и большим количеством дилерских центров, так как несколько автосалонов способны дольше работать в точке безубыточности", - поясняет Моженков, добавляя, что дилеры, имеющие лишь несколько автосалонов, или одиночные дилерские предприятия, работают себе в убыток. При этом среди способов сокращения затрат он, в частности, называет сокращение персонала и пересмотр фонда оплаты труда.

По словам Петренко, помимо общерыночной ситуации, которая привела к снижению спроса на автомобили, сложности возникают во взаимодействии с автоконцернами, так как не все производители готовы поддерживать свои сети в сложные времена. Из-за этого привлекать банковские средства и обслуживать долги стало сложнее. Основным направлением сокращения затрат он также называет персонал.

Тимерханов, со своей стороны, предупреждает, что экономия на зарплатах и сокращение высокооплачиваемых квалифицированных сотрудников - краткосрочная мера, которая может сказаться на бизнесе компании в дальнейшем.

Старший менеджер автомобильной практики PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко считает, что в кризисные времена из бизнеса уходят "случайные люди", а наиболее успешные дилеры инвестируют средства в обучение и мотивацию персонала, а также в развитие бизнес-процессов. Важными направлениями, по словам эксперта, являются продажа автомобилей с пробегом, финансовые услуги и сервис. "Успешные дилеры уделяют больше внимания формированию лояльной базы клиентов: стратегия меняется - с необходимости привлечь новых клиентов на удержание и развитие отношений с существующими клиентами, чтобы те возвращались к дилеру за покупкой автомобиля, сервисным обслуживанием и т.п.", - поясняет он.

Закон джунглей

Говоря о ближайшем будущем отрасли, ее участники и эксперты соглашаются, что активный рост дилерской сети в относительно благополучные времена с ухудшением ситуации сменился стагнацией и постепенно сползает в сторону сокращения.

По данным Луковецкой, в 2012 г. в России насчитывалось 4,2 тыс. дилерских центров всех производителей. В 2013 году, когда началось падение рынка, отказались от дилерства или были лишены франшизы 502 компании. Между тем, падение рынка продолжается стремительными темпами. "Только шесть марок демонстрируют рост, все они премиальные. Это значит, что дальнейшего сокращения дилерских сетей не избежать", - предупреждает топ-менеджер. Прежде всего в группе риска находятся региональные и "монобрендовые" дилеры, прибыльность которых зависит от продаж одной-двух автомобильных марок.

Моженков соглашается с ней, что предпосылок для появления новых дилерских центров сейчас нет. По его словам, единственный способ начать "с нуля" и не прогореть - открывать мультибрендовый автосалон - 2-3 марки автомобилей "на минимальных квадратных метрах и при минимальных инвестициях".

Петренко более осторожен в оценке: "Ситуация по разным маркам различная. Одни сети продолжают расти, и мы видим стабильный рост числа игроков по этим маркам. Другие (прежде всего, речь идет о брендах, которые имеют большие проблемы с продажами) - сокращаются", - отмечает он. По его мнению, этот процесс будет продолжаться. "Есть мнение, что при текущем рыночном раскладе могут завершить свою деятельность до 500 дилерских центров в целом по стране. Не хочется верить в такую цифру, но исключать, что череда банкротств дилеров будет набирать обороты, нельзя", - говорит эксперт.

"Рольф", по словам Луковецкой, еще после кризиса 2009 г. изменил стратегию компании, сосредоточившись на усилении портфеля премиальных брендов, а также сопутствующих услуг и сервиса, в том числе продаже автомобилей с пробегом. "Маржа от продажи автомобиля с пробегом гораздо выше, чем от нового автомобиля", - поясняет она. По ее словам, в 2013 г. из 5 млн проданных автомобилей с пробегом только 4% пришлись на долю официальных дилеров, но компания констатирует быстрорастущий интерес покупателей к приобретению автомобиля с пробегом именно у дилера. "Что касается сервиса, то это постоянный источник дохода автодилера, потому что автомобиль надо обслуживать постоянно, и клиент сервиса приезжает чаще, нежели клиент автосалона", - добавляет Луковецкая.

Возможные точки роста

Сокращение дилерской сети - неизбежная реальность, к которой готовятся все участники отрасли. Но и здесь возможны свои точки роста - банкротство и уход с рынка одних компаний означает более широкий простор для действия других.

По словам Петренко, некоторые компании инвестируют в развитие сетей, приобретая менее удачливых конкурентов.

Тюктеев также считает, что количество дилеров будет сокращаться за счет выбывания слабых игроков. В секторе крупных игроков, по его словам, будут продолжаться поглощения одних групп другими. При этом топ-менеджер не стал раскрывать всех методов, которые использует "Независимость" для минимизации рисков. "Из основных это реструктуризация кредитов, временное замораживание инвестпроектов, акцентирование на высокомаржинальных направлениях, внимательное отношение к качеству и эффективности персонала, концентрация на составе расходов", - пояснил он.

Рынок будет консолидироваться и развиваться преимущественно за счет экспансии в небольшие города, уверен Литвиненко. Многие небольшие дилеры действительно испытывают сложности, некоторые инвесторы принимают решения о выходе из бизнеса. При этом, несмотря на кризис, наиболее эффективные дилеры придерживаются одной из двух стратегий: увеличивают масштабы бизнеса или стремятся к "локальному лидерству". В данном случае масштаб бизнеса определяет его устойчивость - крупные компании имеют доступ к более дешевому финансированию, могут проявлять большую гибкость, обладая более сбалансированным портфелем брендов и лучшей позицией в переговорах с импортерами.

"Некоторые крупные сети этим пользуются, в том числе и для конкурентной борьбы с другими дилерами, навязывая им ценовую войну, а также предлагая более высокие и отлаженные стандарты обслуживания и эффективные бизнес-процессы. В случае локального лидерства дилеры стараются "не пускать" других игроков в свой район (как правило, речь идет о небольших городах), при необходимости открывая новые центры в этом регионе. Такая стратегия позволяет локальному лидеру "держать цены" и контролировать ситуацию в своем регионе", - заключает эксперт.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });