ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

Странные "Чайки" долетели до Москвы

Зрителям предлагают сразу две постановки чеховской "Чайки", отличающиеся от ее классического прочтения, причем в одной из них зритель становится участником событий

Странные "Чайки" долетели до Москвы
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 7 апреля. INTERFAX.RU - В рамках театрального фестиваля "Золотая маска" на этой неделе покажут две не совсем традиционные постановки чеховской "Чайки" - балет знаменитого американского хореографа Джона Ноймайера и драматический спектакль польского режиссера Кристиана Люпа, привезенный в Москву Александринским театром. Хотя работа Люпа, являющаяся премьерой текущего театрального сезона, в нынешнем конкурсе не участвует, у нее есть все шансы побороться за "Маску" в будущем году.

Ружье, которое не выстрелило

Александринскую "Чайку" явили на суд публике в сентябре 2007 г., и она уже успела наделать много шума. Некоторые посчитали, что спектакль Кристиана Люпа балансирует на грани провала, в связи с чем припомнили самую первую постановку "Чайки" 1898 г., которая, кстати, состоялась на той же самой сцене Александринского театра и вошла в историю как самая громкая неудача сего уважаемого заведения.

Впрочем, большинство критиков все же сошлось на том, что Люпа, считающийся одним из главных театральных реформаторов, произвел очень любопытный и современный спектакль, который не только заставляет зрителя реагировать на реплики и жесты, но и создает "эффект присутствия". Зритель начинает воспринимать происходящее на сцене так, будто это имеет непосредственное отношение к твоим близким.

Герои Люпа общаются не только между собой, но и со зрителями. Так, с пронзительной просьбой "Поймите меня, пожалуйста", - обращается к залу Костя Треплев, вслед за ним делятся с окружающими своими мыслями и переживаниями представители старшего поколения - Аркадина, дядюшка Сорин, не устающий жаловаться на свой коленный сустав. Мало-помалу зритель превращается в непосредственного свидетеля и хоть и пассивного, но участника событий. Герои между тем, становятся совершенно "своими", а их мысли - почти прозрачными.

Судя по всему, подобное вовлечение - и есть тот самый фирменный прием Кристиана Люпа, известный, как "метод болевой точки": режиссер разработал его уже довольно давно, и "обкатал" в мастер-классах, которые посещали коллеги со всего мира.

Еще одним воистину новаторским решением Кристиана Люпа стал финал: положенного выстрела ружья и фразы "Константин Гаврилович застрелился" не будет. Надломленный первым в своей жизни провалом, Костя Треплев и так совершил символическое, творческое самоубийство, и режиссер посчитал, что этого вполне достаточно.

Треплев меняет профессию

Спектакль-балет "Чайка" американского хореографа Джона Ноймайера - еще более революционное прочтение чеховской пьесы. Мало того, что хрестоматийные диалоги перенесены на язык пластики, действо сопровождает сложный музыкальный микс, основанный на музыке Шостакович и местами приправленный Чайковским, Скрябиным и Гленни.

Поскольку спектакль излагается языком пластики, Костя Треплев в интерпретации Ноймайера обретает новую профессию: здесь он молодой хореограф, находящийся в поисках современного, актуального танца, молодой новатор, посягнувший на основы классического искусства. Тригорин, соответственно, - преуспевающий служитель традиционного балета, противопоставляющий молодому авангардисту отточенные годами опыт и мастерство. "Моя история - о театре, но не драматическом, а балетном. Она об умении экспериментировать с искусством, о конфликте классики и модернизма", - говорит режиссер.

В Москве премьера ноймайеровской "Чайки", состоявшаяся в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, стала настоящей сенсацией - несмотря на то, что балет был поставлен еще в 2002 г. в Гамбурге, а после этого несколько раз гастролировал в Петербурге. Впрочем, театральная Москва в целом и Театр им. Станиславского и Немировича-Данченко в частности подобными современными постановками не избалованы, так что "Чайку" в любом случае можно считать значимым событием, и пять номинаций на "Маску", в том числе за "Лучший балетный спектакль" более чем закономерны.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });