ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Евросоюз продолжит санкционное давление на Сирию до тех пор, пока там не прекратятся репрессии

Председатель Европейского Совета Херман Ван Ромпей рассказывает "Интерфаксу" о политике Европы по отношению к Сирии, а также разъясняет ситуацию вокруг Чемпионата Европы по футболу

Евросоюз продолжит санкционное давление на Сирию до тех пор, пока там не прекратятся репрессии
Евросоюз продолжит санкционное давление на Сирию до тех пор, пока там не прекратятся репрессии
Фото: Reuters

Москва. 1 июня. INTERFAX.RU - Председатель Европейского Совета Херман Ван Ромпей дал интервью заместителю главного редактора редакции внешней политики "Интерфакса" Ольге Головановой в преддверии саммита Россия-Евросоюз, который пройдет в Стрельне 3-4 июня. Господин Ван Ромпей ответил на вопросы двусторонней повестки дня, такие, как визовый и энергетический диалог, экономические связи и права человека, а также высказал мнение по некоторым острым международным темам, прокомментировал ситуацию в Сирии и Иране, а также в Белоруссии и вокруг Чемпионата Европы по футболу.

- Господин председатель, каковы Ваши ожидания от предстоящего саммита ЕС-Россия в Стрельне под Петербургом, который пройдет спустя короткое время после президентских выборов в России, инаугурации Владимира Путина и его возвращения в Кремль?

- Саммит станет хорошей возможностью рассмотреть широкий круг вопросов отношений между Россией и ЕС. Главная цель – подтвердить результаты, достигнутые в последние годы в рамках нашего партнерства и определить курс на будущее.

По существу, хотел бы отметить, прежде всего, необходимость обсудить насущные глобальные и международные вопросы, такие, как меры борьбы с экономическим и финансовым кризисом, а также текущие международные вопросы, как положить конец насилию в Сирии и вопрос ядерной программы Ирана.

Во-вторых, я надеюсь, что мы можем подтвердить общую цель углубления стратегического партнерства между ЕС и Россией, включая торговые и экономические отношения, сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, образования, науки и техники и содействие контактам между людьми.

Предстоящее вступление России в ВТО открывает новые возможности и дорогу к продолжению и углублению нашего сотрудничества. На саммите Европейский союз вновь подтвердит свою позицию, что наилучшей основой более тесного партнерства послужит всеобъемлющее новое соглашение, включающее положения о торговле и инвестициях. Оно должно стать основой для нашего сотрудничества в предстоящие годы.

В-третьих, я считаю приоритетом дальнейшее развитие инициативы Партнерства для модернизации. ЕС готов участвовать во всем спектре направлений. Это должно быть партнерство, охватывающее экономику, общество и верховенство закона. Важный вклад со стороны гражданского общества нужно рассматривать в этой связи как неотъемлемую часть реальной модернизации.

В-четвертых, принципы и ценности нашего стратегического партнерства также рассматриваются европейцами на основе событий на политическом поле. В этом контексте вопрос прав человека и верховенства закона будут, как и на предыдущих саммитах, в повестке дня.

- Саммит в Стрельне будет проводиться на фоне кризиса в еврозоне. Когда, по Вашему мнению, Европа сможет достигнуть большей финансовой и экономической стабильности? Будут ли участники саммита обсуждать кризис, и ждет ли Брюссель какого-либо содействия или поддержки от России в этом отношении?

- По экономическим вопросам скажу, что участниками еврозоны был принят и будет принят комплексный набор решений и мер, направленных на содействие росту, созданию новых рабочих мест и финансовую стабильность. Мы повысим конкурентоспособность с помощью структурных реформ и целевых инвестиций и создадим финансовую стабильность, используя серьезные государственные финансовые средства. Очевидно, что это длительный процесс. Однако хочу добавить, что основы экономических отношений между ЕС и Россией сильны и развиваются на благо обеих сторон. Торговый оборот в 2011 году превысил 300 миллиардов евро с самым высоким уровнем импорта и экспорта. Россия является третьим (после США и Китая) торговым партнером ЕС, и на нее приходится около 10% внешней торговли ЕС.

ЕС остается крупнейшим торговым партнером России с чуть менее 50% двусторонней торговли России, серьезно опережая здесь Китай (10%) или Украину (5%). Таким образом, наши экономики сильно взаимозависимы, и эта взаимозависимость останется таковой. Поэтому у нас есть общая заинтересованность в устойчивом разрешении кризиса таким образом, чтобы имело положительный эффект с точки зрения занятости.

- Когда, по Вашему мнению, ЕС и Россия смогут завершить переговоры по новому соглашению о партнерстве и сотрудничестве? Может ли ЕС согласиться на компромисс с Россией или будет настаивать на некоторых положениях, выходящих за рамки обязательств России как члена ВТО?

- В целом достигнут хороший прогресс за исключением части переговоров по положениям о торговле и инвестициям, в том числе в энергетической области. Учитывая наши прочные торговые отношения, будет только логично включить торговые аспекты. В последние годы процесс шел медленно. Теперь, когда Россия скоро присоединится к ВТО, мы считаем, что это создаст новую динамику в наших отношениях. Мы можем многое сделать, чтобы еще больше содействовать торговле с обеих сторон. Если мы хотим реализовать весь потенциал наших отношений, нам необходимо создать юридически обязывающую основу, обеспечивающую предсказуемость и, при наличии разногласий, эффективный механизм их разрешения.

Мы говорим о потенциале в широком смысле: между населением России, которое составляет более 140 миллионов человек, и полумиллиардным населением ЕС, а также всеми компаниями, организациями и группами на наших обширных географических просторах. Мы на самом деле должны согласовать комплексную основу, необходимую для людей, организаций и деловых кругов, когда они принимают решения и долгосрочные планы.

- Смогут ли ЕС и Россия, по Вашему мнению, завершить реализацию совместных шагов, направленных на введение безвизовых поездок, к концу этого года и начать переговоры по заключению такого соглашения на следующем саммите в декабре 2012 года? Смогут ли эти переговоры начаться в 2013 году одновременно с завершением работы по совместным шагам? Каков Ваш ответ российским партнерам, полагающим, что Зимние Олимпийские Игры 2014 года в Сочи были бы идеальным временем и поводом для введения безвизовых поездок между ЕС и Россией?

- Позвольте мне разъяснить этот вопрос. Безвизовые поездки – это наша общая цель. Но нам нужно создать необходимые условия. Давайте сосредоточим нашу работу на создании этих условий, а не на обсуждении сроков и дат. На саммите ЕС-Россия в декабре 2011 года в Брюсселе мы согласовали "Совместные шаги к введению безвизовых поездок". Это список действий, которые ЕС и Россия обязались реализовать, чтобы добиться цели введения визовой свободы. Эти действия сосредоточены на четырех направлениях: надежность документов, незаконная миграция, общественный порядок, безопасность и судебное сотрудничество, а также внешние связи, в том числе права человека. Реализация только началась и идет гладко. Очевидно, что эта работа потребует некоторого времени, так как обе стороны должны быть уверены, что это правильные условия для введения в будущем безвизовых поездок. Но хотел бы добавить, что тем временем мы уже очень близки к договоренности по дальнейшему облегчению наших визовых процедур в контексте продолжающихся переговоров по Соглашению об упрощении визового режима. В прошлом году россиянам было выдано 5.6 миллионов шенгенских виз, из них почти половина – многократные визы. Очень скоро мы сможем сделать визовые процедуры гораздо проще для многих обычных россиян и европейцев, желающих путешествовать.

- Страны ЕС продолжают реализацию Третьего энергетического пакета. Россия старается защитить свои интересы в этом процессе. В частности, она предложила подписание соглашения о трансграничных инфраструктурных проектах, чтобы гарантировать инвестиции в строительство трубопровода "Южный поток". Заинтересован ли Брюссель вести с Москвой переговоры по этому документу?

- Третий энергетический пакет является законодательством ЕС, вступившим в силу в марте 2011 года. Он регулирует рынок ЕС с целью создания конкурентных, открытых и взаимосвязанных европейских рынков газа и электричества. ЕС либерализовал другие сети, как в прошлом это было сделано в отношении телекоммуникаций. Европейская Комиссия и Россия подробно обсуждают реализацию этого важного законодательства в рамках Энергетического диалога ЕС-Россия.

Третий энергетический пакет обеспечивает равные условия работы для всех рыночных операторов, включая российские компании и, таким образом, предоставляет значительные новые возможности и для российских компаний.

- Вы, вероятно, знаете, что решение ЕС ввести экономические санкции против Белоруссии было негативно встречено в Москве, так как на фоне растущей интеграции между экономиками Белоруссии, России и Таможенного Союза и ожидаемого перехода к Евразийскому экономическому союзу, они могут напрямую затронуть российские интересы. Некоторые высокопоставленные российские официальные лица заявили, что этот шаг не останется без ответа. Может ли ЕС пересмотреть свой подход по отношению к Белоруссии в этом контексте и учитывать озабоченности России?

- Во-первых, проекты региональной экономической интеграции, такие как Таможенный Союз и идея Евразийского экономического союза, если они основываются на правилах ВТО, могут внести позитивный вклад в торговлю, процветание и сотрудничество. Так как Казахстан и Белоруссия не являются членами ВТО, ЕС не сможет вести переговоры по соглашениям о торговле и инвестициям с Таможенным Союзом. Однако могут быть найдены практические решения, чтобы мы могли продолжать наши двусторонние переговоры с Россией.

Что касается Белоруссии, хочу подчеркнуть, что многие годы ЕС готов развивать более тесные отношения между Белоруссией и ЕС. Мы ожидаем, чтобы у наших партнеров были созданы базовые условия в отношении прав человека, демократии и верховенства закона. Белоруссии решать, как это обеспечить. Ограничительные меры ЕС против Белоруссии четко направлены против тех, кто ответственен за репрессии в этой стране, и тех, кто непосредственно связан с ними, а также лиц и компаний, получающих выгоду благодаря режиму или поддерживающим его. Мы делаем все, чтобы проводить наши ограничительные меры таким образом, чтобы минимизировать любые непреднамеренные последствия. Дело за Белоруссией - улучшить ситуацию.

- Планирует ли ЕС облегчить или же, наоборот, ужесточить санкции против Сирии и Ирана? Что бы Вы ответили тем, кто считает, что, вводя санкции, Европейский Союз на самом деле стремится к изменению режимов в этих странах, в то время как в реальности от этих санкций страдают обычные люди? Продолжит ли ЕС политику санкций в отношении этих стран?

- По Сирии: необходимо, чтобы был положен конец насилию в отношении гражданского населения в этой стране. ЕС продолжит вводить ограничительные меры так долго, сколько будут продолжаться репрессии. Это целенаправленные санкции, и они предусматривают исключения для гуманитарных целей. Простые люди в Сирии страдают сегодня от обстановки насилия, а не от санкций, предназначенных для изменения этой ситуации.

Что касается Ирана, то мы стремимся к разрешению озабоченностей в отношении ядерной программы Ирана мирным путем, через переговоры. Цель санкций состоит в том, чтобы вернуть Иран за стол переговоров, а не в том, чтобы спровоцировать смену режима в Иране. Сохранение, снятие или смягчение санкций будет зависеть от действий Ирана либо в направлении соблюдения своих международных ядерных обязательств, либо в направлении продолжения их нарушения. ЕС от имени международного сообщества координирует усилия для разрешения вопроса ядерной программы Ирана.

Международное сообщество занимает твердую, ясную и единую позицию, стремясь к быстрому дипломатическому разрешению озабоченностей относительно мирного характера ядерной программы Ирана на основе Договора о нераспространении, и полной реализации решений Совета Безопасности ООН и Совета управляющих МАГАТЭ. Мы ждем от Ирана конкретных практических шагов в ответ на обеспокоенность международного сообщества, для создания доверия и соблюдения своих международных обязательств.

- Ожидается, что с 1 июля 2012 года ЕС введет нефтяное эмбарго в отношении Ирана. Эксперты предупреждают, что некоторые европейские страны могут столкнуться с нехваткой энергоресурсов и что цена на нефть может подскочить до 160 долларов за баррель. Рассматривает ли ЕС возможность увеличения поставок нефти из других источников, например из России, чтобы покрыть этот возможный дефицит?

- На самом деле, нефтяное эмбарго уже в силе, за исключением действующих контрактов, которые могут быть выполнены до 1 июля.

- Приближается Чемпионат Европы по футболу УЕФА Евро-2012. Может ли Европейский союз действительно бойкотировать матчи и другие мероприятия, которые пройдут на Украине из-за ситуации вокруг бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко? Поедете ли лично Вы на Украину, по крайней мере, на финал в Киеве?

Может ли судебный процесс над Тимошенко привести к тому, что будет отложено подписание и ратификации Договора об ассоциации между ЕС и Украиной, а также к другим ограничительным мерам?

- Вопрос о "бойкотировании" со стороны ЕС этого чемпионата не стоит. Мы заинтересованы в том, чтобы это был успешный чемпионат, который будет способствовать известности Украины и сблизит ее жителей и фанатов из стран ЕС. Европейский союз и европейские финансовые учреждения, которые мы поддерживаем, проделали большую работу, чтобы помочь в подготовке к этому соревнованию.

Однако я очень разочарован и обеспокоен недавними примерами политически мотивированного судопроизводства в Украине, из которых дело Тимошенко лишь один пример. ЕС очень заинтересован в развитии отношений с Украиной. Мы провели переговоры по Договору об ассоциации, включая интенсивную и всеобъемлющую зону свободной торговли – возможно, это наиболее сложное и комплексное соглашение, которое мы когда-либо подготовили с третьей страной. ЕС и я лично дали ясный сигнал, что мы не будем готовы подписать этот Договор, пока мы не будем уверены, что Украина заинтересована в развитии более тесных политических отношений, что означает активное и очевидное уважение основных ценностей ЕС, таких как верховенство закона. В настоящий момент вопрос о введении ограничительных мер не стоит.

Интервью

Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена