ХроникаСмена власти в СирииОбновлено в 14:24

Дверь для Узбекистана в ОДКБ не закроется навсегда

Полпред России при ОДКБ Игорь Лякин-Фролов рассказал "Интерфаксу" о работе и планах Организации

Дверь для Узбекистана в ОДКБ не закроется навсегда
Дверь для Узбекистана в ОДКБ не закроется навсегда
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 16 декабря. INTERFAX.RU – В преддверии саммита ОДКБ, который, как ожидается, пройдет в Москве 19 декабря, полпред России при этой Организации Игорь Лякин-Фролов отвечает на вопросы корреспондента "Интерфакса" Ксении Байгаровой.

- Сообщалось, что на предстоящем саммите ОДКБ будет принято решение о выходе Узбекистана из Организации. На Ваш взгляд, это решение будет бесповоротным, или дверь для Узбекистана все-таки останется открытой?

- В настоящее время завершается процесс согласования общей позиции государств-членов по данному вопросу. Соответствующее решение должно быть окончательно принято на саммите ОДКБ 19 декабря.

При выработке данного решения партнеры исходили из того, чтобы в нем были учтены интересы всех государств-членов и чтобы в случае изменения узбекских внешнеполитических ориентиров дверь для возвращения Ташкента в Организацию оставалась открытой. Если Узбекистан изъявит желание вернуться в ОДКБ, эта просьба будет рассмотрена в установленном порядке.

- Насколько повредит ОДКБ выход Узбекистана? Звучало мнение, что будет даже легче, поскольку Ташкент блокировал многие проекты…

- Следует сказать, что Узбекистан действительно воздерживался от участия во многих проектах ОДКБ, в частности, это касается сотрудничества в военной, военно-технической сферах, на афганском направлении. Незначительным был и вклад Узбекистана во внешнеполитическую координацию в рамках ОДКБ, да и по ряду других направлений он предпочитал занимать достаточно пассивную позицию. Мы с сожалением воспринимаем решение Узбекистана, однако я не думаю, что приостановление Узбекистаном своего участия в деятельности Организации оказало на ее работу какое-либо серьезное негативное влияние. Все запланированные программы и проекты продолжают эффективно осуществляться. Если и говорить об ущербе, то он скорее имеет политический характер как для имиджа ОДКБ, так и, возможно, для авторитета самого Узбекистана.

- Произойдет ли после выхода из Узбекистана усиление военного сотрудничества в рамках ОДКБ, против чего, как известно, выступал Ташкент?

- Укрепление силового потенциала ОДКБ, повышение эффективности противодействия угрозам и вызовам - это постоянная задача, стоящая перед ОДКБ. Именно с этой целью были созданы Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), Коллективные силы быстрого развертывания для центральноазиатского региона, миротворческие силы ОДКБ.

Центральной темой предстоящего саммита будет совершенствование в рамках ОДКБ военного сотрудничества. В ходе саммита будет принят ряд решений, направленных на дальнейшее укрепление его эффективности и укрепление силового потенциала ОДКБ. Эта задача для нас является приоритетной, в том числе и в связи с ситуацией вокруг Афганистана.

- Правильно ли считать ОДКБ своего рода конкурентом НАТО? Почему, на Ваш взгляд, НАТО отказывается от сотрудничества с ОДКБ?

- В ОДКБ никто не рассматривается в качестве конкурентов или противников. Напротив, мы готовы к взаимодействию с различными международными и региональными организациями, занимающимися вопросами безопасности. В последнее время ОДКБ вышла на уровень практического взаимодействия с ООН, ШОС, ОБСЕ и другими организациями. При этом мы не претендуем на какую-то истину в последней инстанции, а просто готовы к сотрудничеству.

О готовности ОДКБ сотрудничать с НАТО уже неоднократно говорилось на различных уровнях. В частности, в апреле этого года в Астане на заседании СМИД на этот счет было сделано отдельное заявление. В нем были обозначены конкретные направления, темы возможного сотрудничества с Североатлантическим альянсом. Прежде всего, это борьба с терроризмом, взаимодействие по афганской проблематике с точки зрения противодействия экстремизму, организованной преступности, наркотрафику, оказание в случае необходимости помощи гражданам различных стран в их эвакуациях из кризисных зон.

К сожалению, ответа на наш призыв до сих пор не получено. Здесь мне хотелось бы напомнить опубликованную в прошлом году в норвежской газете "Афен Постен" статью с выдержками из телеграммы посла США при НАТО относительно позиции Вашингтона по данному вопросу. В этой публикации была приведена следующая аргументация: США против усиления силового потенциала ОДКБ, поскольку, если он будет усиливаться, то ОДКБ превратится в определяющий фактор региональной безопасности в Центральной Азии, а позиции России в этом регионе и на постсоветском пространстве в целом будут укрепляться. Руководство США считает, что признание ОДКБ в качестве равноправного партнера сузит круг возможностей НАТО для проникновения в те регионы, на которые распространяется зона ответственности ОДКБ. Таким образом, узконациональные интересы Вашингтона здесь явно превалируют над интересами международного сообщества, в частности, в вопросе стабилизации ситуации в Афганистане.

- А насколько вообще Россию волнует присутствие Запада в Центральной Азии? Например, обеспокоены ли в Москве тем фактом, что параллельно с выходом из ОДКБ Узбекистан укрепляет отношения с США и НАТО?

- Практически все страны бывшего СССР, включая государства-члены ОДКБ, имеют соответствующие программы партнерства с НАТО, точно так же как и Россия имеет партнерские отношения с Альянсом. В рамках этих программ осуществляются контакты, сотрудничество в военной сфере. Мы к этому относимся спокойно. Суверенное право каждого государства определять свою политику, в том числе в военной сфере. Главное, чтобы эти мероприятия не входили в противоречия с теми обязательствами, которые вытекают из договоров, в частности, Договора о коллективной безопасности.

Что касается Узбекистана, то действительно сейчас часто тиражируются сообщения об активизации контактов Ташкента с НАТО и США. Но, насколько нам известно, такие контакты были и в прошлом и не вызывали тогда ненужного ажиотажа. Сейчас же, как мне кажется, некоторые СМИ начинают искусственно подогревать данную тему. По-видимому, это кому-то на руку. Мы не видим каких-то резких изменений в политике Узбекистана в том, что касается НАТО и США.

- США заинтересованы расширить военное сотрудничество не только с Узбекистаном, но и с другими государствами Центральной Азии в связи с завершением операции в Афганистане в 2014 году. Должны ли будут члены ОДКБ – Казахстан, Таджикистан и Киргизия - согласовывать с Организацией открытие новых американских или натовских военных баз, транзитных центров или других объектов военной инфраструктуры в случае принятия такого решения?

- Год назад был подписан Протокол о размещении объектов военной инфраструктуры третьих стран на территории государств-членов ОДКБ. Документ подписан семью государствами-членами ОДКБ, включая Узбекистан. Предусмотрено, что он вступит в силу после его ратификации четырьмя государствами. 20 ноября Россия ратифицировала этот Протокол, она была как раз четвертым государством. Таким образом, документ вступил в силу для тех государств, которые его ратифицировали, а именно для России, Белоруссии, Армении и Таджикистана. До сих пор его не ратифицировали Казахстан и Киргизия. Насколько нам известно, процесс ратификации в этих странах находится в завершающей фазе. В соответствии с этим Протоколом, в случае, если у государства возникают какие-то планы и намерения предоставить свою территорию для размещения объектов военной инфраструктуры третьих стран, то это может произойти только после консультаций с другими партнерами по ОДКБ, согласования данного вопроса и при отсутствии возражений со стороны всех государств-членов ОДКБ.

- Получается, Киргизия и Казахстан пока могут эти вопросы не согласовывать, раз они не ратифицировали протокол? Это вызывает какую-то настороженность в Москве?

- Озабоченностей на этот счет у нас нет. Россия тоже не сразу ратифицировала этот протокол – для этого потребовалось определенное время. Мы рассчитываем, и в этом нас заверяют наши киргизские и казахские партнеры, что процесс ратификации вскоре будет завершен.

- В целом, каким Вы видите вклад ОДКБ в поддержание стабильности в Афганистане после 2014 года? Какие именно действия предпримет ОДКБ, если после ухода МССБ усилится наркотрафик, повысится террористическая угроза со стороны Афганистана?

- Афганистан – это приоритетный вопрос для ОДКБ. Он обсуждается во время практически всех встреч и заседаний, которые происходят в рамках Организации. Разумеется, этот вопрос будет рассматриваться и на предстоящем саммите.

В прошлом году в ОДКБ был проведен анализ ситуации внутри и вокруг Афганистана, а также влияния этой ситуации на центральноазиатский регион и зону ответственности ОДКБ в целом. Такой анализ был проведен с участием различных структур государств-членов ОДКБ, и он будет представлен на рассмотрение глав государств. В нем содержатся также рекомендации и предложения о том, какие практические меры следует принять, чтобы исходящие из Афганистана угрозы снизить до минимума.

- И что практически могла бы сделать ОДКБ, к примеру, в военном плане? Ввести в Афганистан вооруженные силы?

- Нет. Этот вопрос не стоит. Перспективы осуществления каких-либо военных действий на территории Афганистана со стороны ОДКБ не рассматриваются.

Что мы можем сделать для преодоления существующих угроз и вызовов? Одна из основных задач – укрепление границ государств-членов ОДКБ, особенно тех, которые соприкасаются с Афганистаном.

- То есть, ОДКБ может послать пограничников на таджико-афганскую границу?

- Необязательно только пограничников. Большую роль могло бы сыграть укрепление технической оснащенности границ, материально-техническая поддержка таджикских пограничников.

В этой связи хотел бы напомнить, что недавно состоялась ратификация соглашения между Россией и Таджикистаном о сотрудничестве в области охраны границ. В нем предусматриваются конкретные направления взаимодействия, оказания помощи Таджикистану в укреплении границ. Для реализации данного соглашения в Таджикистане находится большая группа российских специалистов в области обустройства и охраны границ.

- То есть, Вы не исключаете, что в будущем возможно присутствие российских пограничников на таджико-афганской границе?

- Если к нам обратится таджикская сторона, то этот вопрос, наверное, мог бы быть рассмотрен. Инициатива должна исходить от таджикских коллег. Но пока об этом говорить рано.

- Какие еще конкретные шаги готова осуществлять ОДКБ для нейтрализации угрозы из Афганистана?

- Например, организация учений, в ходе которых отрабатывается взаимодействие различных компонентов КСОР. Проведение подобных акций, демонстрация силы и готовности ОДКБ эффективно противодействовать угрозам безопасности может иметь серьезное сдерживающее воздействие на те силы, которые могли бы вынашивать планы, угрожающие безопасности государств-членов ОДКБ.

В КСОР входят не только военные контингенты, но и подразделения специальных служб, конкретно задействованных на борьбу с терроризмом, наркотрафиком. Сейчас усиливается координация между силовыми ведомствами наших государств: ФСБ, разведками, антинаркотическими службами.

- Вы сказали, что ОДКБ не будет посылать миротворческие контингенты в Афганистан. Почему? Вообще, при каких условиях возможно применение силы со стороны ОДКБ?

- Во-первых для этого имеются объективные причины, связанные с нынешней реальной ситуацией в Афганистане. Во-вторых, в ОДКБ разработан свод правил, регулирующих порядок использования миротворческих сил, которые вряд ли в нынешних условиях применимы к такой стране, как Афганистан.

Вопрос о направлении миротворческих сил ОДКБ в Афганистан просто не рассматривается. Изначально должно быть обращение соответствующего государства. Кроме того, хотел бы обратить Ваше внимание также на то, что в ОДКБ, решение о задействовании миротворческих сил за пределами зоны ответственности Организации принимается только консенсусом и при наличии санкции СБ ООН.

- То есть, если Афганистан когда-нибудь обратится с такой просьбой к ОДКБ, теоретически возможно, что подразделения КСОР или миротворческих сил ОДКБ окажутся в этой стране?

- Теоретически возможно. Но в данный момент, с учетом той ситуации, которая складывается в этой стране, вопрос о применении сил ОДКБ в Афганистане не обсуждается.

- Получается, что использование миротворческих сил ОДКБ за пределами ее зоны ответственности возможно?

- Да, в принципе возможно, но еще раз повторяю, что для этого необходимо - обращение государства, которое хотело бы получить помощь, консенсусное решение стран-членов ОДКБ и соответствующая санкция Совета Безопасности ООН.

- Как Вы оцениваете миротворческий потенциал ОДКБ? Где в ближайшем будущем могли бы быть задействованы миротворческие силы ОДКБ?

- Они могли бы быть использованы в миротворческих операциях ООН так же, как это уже делается в случае с ЕС и Афросоюзом. У Евросоюза имеется соответствующее соглашение с ООН, фиксирующее механизмы участия ЕС в миротворческих операциях под эгидой ООН. Этот опыт заслуживает внимания. Мы могли бы тоже так делать. В настоящее время отрабатываем этот механизм с Секретариатом ООН.

В настоящий момент в КСОР входят около 20 тысяч человек, из них примерно половина из России. В состав миротворческих сил ОДКБ входят 4 тысяч человек. Они не сосредоточены в каком-то отдельном месте, а базируются на местах своей постоянной дислокации, но в случае необходимости могут быть переброшены туда, куда требуется.

Так что миротворческий потенциал у нас есть. В октябре в Казахстане были проведены учения миротворческих сил ОДКБ, продемонстрировавшие их высокую выучку и эффективность.

Сейчас вопрос стоит в том, как использовать этот потенциал на практике. Об этом как раз и идут консультации с ООН.

- Как далеко вообще может зайти военное сотрудничество в рамках ОДКБ? Если пофантазировать, к примеру, может ли в рамках ОДКБ быть запущен проект по созданию системы ПРО, аналогичный, к примеру, ЕвроПРО?

- Этот вопрос сейчас в Организации не обсуждается. Вместе с тем имеются планы о создании единой системы ПВО. При этом уже кое-что сделано на этом направлении. Создана единая российско-белорусская система. В заключительной стадии создания находится система ПВО России и Армении. Готовится также соглашение между Россией и Казахстаном о единой системе ПВО. Соглашение с Казахстаном предлагается взять за основу для создания единой системы ПВО для всей Центральной Азии. То есть другие государства – члены ОДКБ могут при желании присоединиться к договору и оказаться под общим "зонтиком" ПВО ОДКБ.

Что же касается вопроса ПРО, то мы регулярно информируем наших коллег по ОДКБ о ходе и содержании переговоров между Россией и США. В целом они поддерживают российскую позицию, и это отражено в ряде документов. Что же касается создания в рамках ОДКБ общей системы ПРО, то, думаю, говорить об этом в практическом плане было бы сейчас преждевременным.

Интервью

Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием