ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 17:30

Марат Хуснуллин: к концу года транспорт на Кутузовском проспекте "полетит"

Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин рассказал "Интерфаксу" о развитии столичного транспорта и реконструкции спортивных объектов

Марат Хуснуллин: к концу года транспорт на Кутузовском проспекте "полетит"
Марат Хуснуллин во время церемонии вручения государственных наград Российской Федерации в Кремле.
Фото: РИА Новости, Михаил Метцель

Москва. 23 апреля. INTERFAX.RU - Москва готовится принять в ближайшие годы ряд крупных международных спортивных турниров. Как город встретит спортсменов и гостей столицы, рассказал во второй части интервью "Интерфаксу" заместитель мэра столицы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

- Марат Шакирзянович, уже не раз говорилось о возможном участии инвесторов в строительстве метро или дорожных объектов. Насколько серьезно они проявляют интерес к участию в таких проектах?

- Все инвесторы умеют считать деньги, они же не благотворительностью занимаются, проявляя интерес к строительству метро. Расчет бизнесменов очень прост: как только на участок "приходит" метро, стоимость земли поднимается на 20%. Инвесторы понимают свою выгоду и потенциально готовы участвовать в строительстве, но они хотят вкладываться со своей будущей прибыли. Это, конечно, хорошо, но строить надо сегодня, поэтому мы и работаем над моделью сотрудничества.

Надо сказать, сегодня все крупные землевладельцы понимают, что им выгоднее участвовать в возведении транспортной инфраструктуры, чем ждать, что когда-то город сам за бюджет ее построит.

Я уже говорил и повторю снова – мы готовы оказывать полную поддержку инвесторам с долгосрочными планами.

- То есть какие-то проекты, рассчитанные на много лет вперед, могут быть построены раньше, если за них заплатит инвестор?

- У нас есть адресная инвестиционная программа на 2014 - 2016 годы, объемом бюджетных ассигнований более триллиона рублей. Более 60% от этих средств направлено на строительство метро и дорог. То есть это "горящие" вопросы, которые требуют оперативного решения для улучшения транспортной ситуации.

Но есть случаи и другого порядка. Яркий пример - южный дублер Кутузовского проспекта. Мы занимаемся реконструкцией Кутузовского проспекта, и к концу года транспорт там "полетит". Однако на этом направлении есть большие земельные участки, принадлежащие крупным бизнесменам, которые хотят сами построить дублер. Для нас это не самая важная задача в сегодняшней повестке, но, раз они хотят за свой счет это сделать, почему бы им не помочь. Сейчас работаем над финансовой моделью сотрудничества.

Мы собрали двадцать девять таких проектов, по которым находимся в стадии переговоров с инвесторами. Для того чтобы вести с ними переговоры нужна градостроительная документация, а ее разработка занимает как минимум год. Вот по тем проектам, по которым мы начали год назад готовить документы, сейчас начинают появляться результаты.

- Говоря о приоритетных направлениях развития метро, вы имеете в виду "новую Москву"?

- Да, конечно, это "новая Москва" и те районы, которые ждут метро десятилетиями, и не забывайте промзоны в черте города.

- То есть это такие станции, как "Технопарк"?

- И не только. Многие наши новые станции связаны с развитием промышленных и коммунальных зон. Малое кольцо железной дороги в основном проходит по промзонам, Третий пересадочный контур метро на юге и севере тоже их захватывает.

- Протянут ли метро до городского поселения Московский на новых территориях столицы, который сейчас задыхается от пробок?

- Нет, но мы сейчас мы делаем связывающую дорогу между станцией метро "Саларьево" и поселением Московский. А линия метро пойдет от поселка Московский несколько левее, в сторону Калужского шоссе.

- Марат Шакирзянович, сроки реконструкции Щелковского шоссе сорваны. Что будет дальше? Будет ли наказан подрядчик?

- Давайте начнем с того, что мы поставили подрядчика в жесточайшие условия. Сохранив требования по объему и качеству работ, сократили сроки строительства почти в два раза, чтобы, в первую очередь, не доставлять неудобства москвичам и гостям столицы. Одно дело - ты живешь четыре года на стройке, другое дело – два года, разница очевидна. Вот у меня около дома тоже идет стройка, хочу сказать, что когда ночью работает техника, не очень приятно, но терплю. Поэтому я прекрасно понимаю и жителей, когда им приходится это терпеть.

Кроме этого на Щелковке у нас возникли затруднения по подготовке площадок. Задержка произошла из-за того, что своевременно не смогли снести ряд объектов. Помимо этого "Трансстрой" был занят в Сочи. Туда строителей со всей страны отправляли, это же государственный проект.

Ну и есть вина самого подрядчика. Учитывая объективные обстоятельства, сейчас оцениваем ситуацию и будем принимать решения по штрафным санкциям.

Что касается других объектов, хочу сказать, мы жестко контролируем расходы. За 70% прежней стоимости и в два раза быстрее, как оказалось, могут строить не все. И это не форсирование строительства, а новые стандарты, к которым нужно привыкать. Но в основном большинство подрядчиков сроки выдерживают. В противном случае мы штрафуем.

Ну вот, например, по Варшавскому шоссе: оштрафовали подрядчика за срыв сроков. И потом я хочу сказать, что срок, подписанный в контракте, – это юридическое обязательство, его не выполнить или отказаться можно только через суд.

- А штрафы серьезные? Насколько это вообще существенно для подрядчика?

- Существенно. Они измеряются десятками, сотнями миллионов. Конечно, сроки жесткие, но они должны понимать, что, раз взялись, должны отвечать. Это уже не чьи-то "хотелки", это юридическое обязательство.

Могу привести для примера такие цифры: за прошлый год за нарушение сроков выполнения работ по городским объектам (и дороги, и социалка) приняты судебные решения о взыскании 1,6 млрд рублей.

- Марат Шакирзянович, в Москве уже на протяжении многих лет в стройках театральные центры. Когда нам стоит ждать открытия новых театральных сезонов?

- Мы работаем очень активно в этом направлении, многие объекты на жестком контроле и по качеству, и по срокам. Например, по театру Табакова мы строительную часть практически закончили, нам сейчас нужно завершить настройку сценического оборудования, что-то докупить, ведь проект по нему готовился в 2007 - 2008 годах, а потом поменялся. Окончательное решение о применении нового немецкого оборудования было принято в декабре 2013 года. Документация передана в Мосгосэкспертизу. Ожидаемый срок ввода – декабрь 2014 года.

Кроме этого, мы планируем ускорить работы на другом театральном долгострое – "Геликон-опере". Здесь та же самая проблема, что и большинства таких объектов. Восемь лет назад было заказано оборудование, потом устарела проектная документация. Помимо этого в процессе реконструкции была выявлена необходимость корректировки проектно-сметной документации для усовершенствования противопожарных мероприятий и инженерных систем.

Не надо забывать, что театр "Геликон-опера", расположенный на Большой Никитской улице в историческом центре Москвы, располагает крайне стесненной площадкой, что затрудняет проведение строительных работ в этом месте. В настоящее время поставлена задача - ввести объект в 2014 году.

Если говорить о театре Калягина, то это действующий театр. Нас просят дополнительно построить входную группу, паркинги и дополнительные места для гардероба. Проект уже готов, и в скором времени его передадут на экспертизу.

Кроме этого в этом году будет сдана школа имени Гнесиных и музыкальная школа имени Танеева.

- Известно, что вы большой любитель спорта. Расскажите о строительстве крупных спортивных объектов и физкультурно-оздоровительных комплексов.

- В последнее время мы достаточно активно стали выставлять участки земли под строительство физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов. – ИФ), и при этом нет ни одного участка, который бы не продался. Превышение на торгах в среднем 20 - 50%, а это показывает на наличие стабильного спроса.

В Москве развернута большая программа по строительству спортивных объектов. В ближайшие годы планируется построить ряд спортивных школ, футбольных полей, молодежно-спортивных комплексов, трасс BMX и ФОКов. Кроме того, принято решение о строительстве спортивных комплексов для людей с ограниченными возможностями, где смогут готовиться наши паралимпийцы.

Хочу отметить, что сегодня в мире нет ни одного города, где за частные деньги строилось бы столько спортивных объектов и такого высокого уровня, как в Москве. Можно вспомнить "Спартак", "Динамо", ЦСКА, а есть еще и стадион "Торпедо". Это будет второй крытый стадион в Москве. Также у нас строится комплекс "Легенды хоккея", на котором не стыдно будет проводить мероприятия уровня чемпионата мира.

- А кто будет разрабатывать проект планировки территории будущей площадки стадиона "Торпедо"?

- Мы договорились, что для ускорения процесса проект разработает сам инвестор, но с предельно допустимыми параметрами по согласованию с городом.

- Это будет только стадион или предполагается комплексное развитие и прилагающей территории?

- Сейчас оцениваем, что на этой территории можно разместить. Пока мы думаем, что тут могут быть и гостиницы, и другие спортивные объекты.

- Когда будет готова документация?

- Инвестор обещал к концу года разработать проект планировки.

- Уже этим летом Москва примет чемпионат мира по гребле, как идет реконструкция канала в Крылатском?

- Ко времени проведения чемпионата мира все работы будут завершены, хотя уже сегодня канал соответствует всем мировым требованиям. Федерация гребли на байдарках и каноэ признала его самой подготовленной базой в мире для проведения таких соревнований. Сейчас строятся общежитие для спортсменов и ангары для инвентаря.

- В Лужниках уже идет работа по реконструкции арены, "Спартак" будет открыт летом, а как идет строительство стадиона "Динамо"?

- В связи с тем, что стадион "Динамо" не попал в заявочную книгу на проведения матчей чемпионата мира по футболу, его вместимость была уменьшена с 45 тысяч до 27 тысяч. Но даже в таком варианте это будет современная арена, которая сможет принимать матчи еврокубков.

На сегодня уже начата реконструкция центрального стадиона "Динамо" с размещением спортивного и концертно-развлекательного многофункционального спортивно-тренировочного комплексов. В настоящее время завершена подготовка площадки, а также проведены работы по укреплению фундаментов исторической части арены. В Петровском парке демонтированы восточная, северная и южная трибуны, а историческая западная трибуна, которая является памятником архитектуры, будет сохранена.

Общая продолжительность строительства, к которому планируется приступить в апреле текущего года, с учетом совмещения работ по строительству подземной автостоянки, прокладки инженерных сетей и возведения прочих прилегающих спортивных объектов – чуть больше двух лет.

Малая арена вместимостью от 11,5 до 14 тысяч мест сможет принимать матчи по хоккею, баскетболу, проводить концертно-зрелищные мероприятия. Согласно проекту, большая и малая арены будут объединены под одной крышей. Открытие стадиона намечено на 2017 год.

- А что со стадионом ЦСКА?

- Футбольный стадион ЦСКА, расположенный на севере Москвы, общей площадью 175 тысяч кв. м сможет вместить 30 тысяч болельщиков. Проект стадиона включает строительство футбольной арены, комплекса тренировочных помещений, а также высотного административно-офисного здания с гостиницей для спортсменов. Также предусмотрены отдельно стоящая парковка и два яруса машиномест в подтрибунных помещениях. Общее количество парковочных мест составит 1,4 тысячи.

За последние месяцы темпы строительства возросли. На данный момент ведутся работы по монтажу западной, южной и восточной трибун, по четвертому этажу юго-восточного здания, по подземной части юго-западной башни. На строительной площадке сейчас задействованы около 500 рабочих.

Согласно транспортной схеме, на стадион предусмотрено два въезда: с севера - со стороны 2-й Песчаной улицы и с юга - с проезда Березовая Роща. Кроме того, транспортную доступность объекта будут обеспечивать станции метро "Динамо", "Сокол" и строящаяся станция "Ходынское поле".

Генеральный подрядчик обещал выдержать намеченные ранее сроки строительства и завершить работы в 2015 году.

- Марат Шакирзянович, на какой стадии сегодня работы по реконструкции "Лужников"?

В настоящее время на стадионе уже произведено отключение здания от инженерных коммуникаций, проведено обследование состояния несущих и ограждающих конструкций здания, а также разработан проект демонтажа. Сегодня производится демонтаж несущих конструкций трибун, разборка комментаторских кабинок и устройство временных наружных сетей электроснабжения.

Ориентировочная общая площадь реконструируемого стадиона с учетом трибун составит 221 тыс. кв. м, а площадь застройки – 43 тыс. кв. м.

Покрытие кровли стадиона будет выполнено из светопрозрачного поликарбоната, что позволит сохранить существующую конструкцию кровли, а для защиты зрителей от дождя и снега планируем увеличить козырек.

В результате реконструкции город Москва получит уникальное спортивное сооружение, отвечающее всем мировым требованиям, что позволит проводить спортивные мероприятия международного уровня, улучшить спортивный имидж России на международной арене, а также повысить интерес населения к спорту.

- Всех интересует, какое же на "Лужниках" будет поле.

- Конечно, натуральный газон. Для поддержания качества покрытия на поле будут смонтированы новые инженерно-технические системы, включающие дренаж, обогрев, полив, мониторинг агротехнических характеристик и автоматизацию обслуживания.

- В "Лужниках" всегда был удобный пресс-центр. А после реконструкции журналистам будет удобно там работать?

- Безусловно, для ваших коллег журналистов будут созданы все условия. Здесь оборудуют зал для пресс-конференций, зону экспресс-интервью, несколько телестудий. Также будут предусмотрены офисные помещения, предприятия питания, фитнес-центр, разминочные залы.

Кроме того, территории спорткомплекса "Лужники" появятся два Международных вещательных центра, (будут являться центром теле- и радиовещания, работы мобильной связи и новых медиатехнологий) и городок гостевого обслуживания.

Впоследствии все новые сооружения будут адаптированы под спортивные нужды города.

- В Канне на выставке MIPIM вы говорили о программе строительства транспортно-пересадочных узлов…

- Эта программа является стимулом, который заставляет работать по 15 часов в сутки. Это интересная и во многом новая для Москвы тема, которой, по большому счету, профессионально почти никто не занимался. Но мы быстро учимся, к тому же мы привлекли иностранных консультантов, которые многого добились в этой сфере.

- А чей опыт вам показался интересным?

- У нас работает очень много иностранных консультантов, которые уже реализовали подобные проекты, в первую очередь из Японии и Кореи.

- То есть они будут работать с ТПУ, так же как испанцы с метро?

- Зачем нам изобретать велосипед, если можно нанять грамотных специалистов и адаптировать их опыт к нашим условиям. Думаю, что даже строительство метро не такая сложная программа. Метро уже встало на рельсы, теперь только успевай работать, а вот по ТПУ нам еще многое предстоит продумать. Причем возникают не только технические сложности, но и организационные, и финансовые.

- Марат Шакирзянович, скажите, а у вас, как у строителя, есть мечта? Есть ли желание построить что-то особенное?

- У каждого человека, который профессионально занимается строительством долгое достаточно время, а я строю уже 28 лет, есть "коллекция объектов", которая была им построена. У меня эта коллекция уже очень большая, и мне за нее не стыдно. Я как-то посчитал, что в своей жизни я был заказчиком на строительстве 300 школ, 120 спортивных объектов и многих миллионов квадратных метров жилья.

Хотя лично для меня "жемчужиной" этой коллекции является строительство нефтехимического завода в Нижнекамске, который входит в первую десятку таких комплексов в мире. Я помню этот проект в деталях, от идеи до воплощения. У меня есть фотография, сделанная в 2006 году, когда мы на вертолете прилетели на эту площадку – а там 40 га мелколесья. Уже через 3,5 года завод выпустил первую продукцию.

Безусловно, проект, который, я считаю, стал бы гордостью любого строителя, – это "Лужники". Это проект мирового уровня, и решения тут нужны, я бы сказал, хирургической точности.

Другим мегапроектом для меня является программа строительства метро в Москве. Сегодня с нами сопоставимы только Шанхай и Пекин, фактически наша программа самая крупная. Более того, это очень интересный проект, я считаю, что ради таких вызовов и стоит жить.

Интервью подготовил Антон Мастренков.

Интервью

Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена