ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Хельга Шмид: ЕС беспокоят поставки С-300 Ирану

Политический директор ЕС рассказала о видении Евросоюзом ситуации с переговорами по иранской ядерной программе

Хельга Шмид: ЕС беспокоят поставки С-300 Ирану
Хельга Шмид: ЕС беспокоят поставки С-300 Ирану
Фото: Zuma/ТАСС

Москва. 17 апреля. INTERFAX.RU - Политический директор ЕС Хельга Шмид в рамках своего визита в Москву рассказала "Интерфаксу" о темах, которые планируется обсудить с российской стороной, видении Евросоюзом ситуации с переговорами по иранской ядерной программе, мирного урегулирования в Сирии и судьбы президента Сирии Башара Асада, а также рассказала о своем мнении в отношении возможности отмены продовольственного эмбарго России для Греции.

- Госпожа Шмид, Вы – первый высокопоставленный представитель Европейской внешнеполитической службы, которая посещает Россию за последнее время. В свете нынешних трудностей в отношениях Россия-ЕС, какие вопросы Вы планируете обсудить с российскими официальными лицами? Может ли Ваш визит рассматриваться как подготовка к визиту Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности, вице-председателя Еврокомиссии Федерики Могерини?

- На самом деле, это мой второй визит с начала конфликта на Украине. Мой первый визит состоялся ровно год назад после незаконной аннексии Крыма, когда мы готовили переговоры в Женеве с участием Российской Федерации, Украины, США и Евросоюза, целью которых было предотвращение дальнейшего расширения конфликта. Эта возможность, к сожалению, была упущена, и дальнейшая дестабилизация привела к большим людским страданиям и масштабным разрушениям.

Сейчас сложное время для наших отношений с Россией, которые испортились с начала украинского кризиса. Если вспомнить докризисный период, отношения ЕС и России развивались в положительном направлении, и мы готовили почву для широкомасштабного сотрудничества. Но в ходе моего нынешнего визита, к сожалению, снова придется заниматься урегулированием украинского кризиса.

Что касается визита высокого представителя в Москву, то это возможно.

Говоря это, я имею в виду, частые контакты между высоким представителем и министром Лавровым по Украине, а также по широкому спектру международных вопросов, по которым ЕС плодотворно сотрудничает с Россией, например, по Ирану и Ближнему Востоку. И сегодня я также обсужу с моими российскими коллегами ряд международных вопросов, где мы считаем важным продолжение тесной работы между ЕС и Россией. Взять, например, иранские переговоры – мы работали вместе с Россией и другими нашими партнерами по переговорному процессу для того, чтобы достичь соглашения в Швейцарии, к которому мы пришли ранее в этом месяце.

- Может ли Ваш визит рассматриваться как шаг в направлении нормализации отношений с Россией и отхода от жесткой санкционной риторики? Как Вы оцениваете заявления премьер-министра Греции Алексиса Ципраса о возможности облегчения продовольственного эмбарго, введенного Россией?

- Отношения ЕС и России, естественно, в настоящее время не находятся в привычном состоянии в связи с конфликтом на Украине. Главы государств и правительств Евросоюза 19 марта дали ясно понять, что продолжительность санкций увязана с полной имплементацией минских договоренностей, которые четко определяют шаги, которые необходимо предпринять для урегулирования кризиса на востоке Украины. Это было единогласное решение 28-ми членов.

Россия ввела эмбарго на европейское продовольствие и сельскохозяйственные товары. Экономические анализы свидетельствуют, что российский рынок и потребители были серьезно затронуты этими мерами, которые спровоцировали инфляцию, что чувствуется, в частности, в отдаленных регионах и среди малообеспеченных слоев населения.

- Разделяете ли Вы позицию, что Киев несет ответственность за то, что минские соглашения не выполняются, а также принимает законы, которые, в частности, определяют Донбасс как оккупированную территорию, что противоречит минским договоренностям? Как Вы относитесь к призывам России к ЕС активней оказывать давление на Киев с тем, чтобы заставить его выполнять свои обязательства?

- У нас другая позиция. Для нас в первую очередь важен прогресс на политическом треке урегулирования конфликта. В этих рамках должен вестись диалог по модальностям досрочных местных выборов и деталям особого статуса. Для того чтобы это состоялось, в первую очередь, нужно полностью соблюдать режим прекращения огня и отвода вооружений, как это было согласовано в Минске 12 февраля, а также позволить ОБСЕ наблюдать за этим процессом. В то же время, нужно, чтобы рабочие группы из представителей Украины, России и отдельных районов Донецкой и Луганской областей совместно с ОБСЕ были как можно скорее созданы и безотлагательно начали их работу, как к этому призывали министры "нормандского формата" в Берлине 13 апреля. Эта подготовительная работа нужна, чтобы провести выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Эти выборы должны отвечать международным стандартам.

- Ранее сообщалось, что в Москве Вы планируете обсудить переговоры по иранской ядерной программе, в которых Вы принимали активное участие. Как Вы оцениваете прогресс, достигнутый на этих переговорах? В чем заключаются основные трудности? Какова вероятность достижения всеобъемлющего соглашения к установленной дате – концу июня?

- Политическое понимание, достигнутое в Лозанне по ключевым параметрам, стало важным шагом, который позволит нам теперь работать над завершением всеобъемлющей сделки. ЕС остается приверженным достижению соглашения, который даст гарантию, что иранская ядерная программа имеет исключительно мирный характер. ЕС продолжит играть свою роль координатора для того, чтобы гарантировать, что мы можем достичь финального соглашения к концу июня. В настоящее время прилагаются все усилия в развитие решительных шагов, которые были предприняты 2 апреля в Лозанне с тем, чтобы способствовать окончательной договоренности. Эксперты и политические директора встретятся в ближайшие дни, чтобы продолжить работу.

- Планирует ли ЕС единовременное или поэтапное снятие санкций с Тегерана после достижения окончательного соглашения по иранской ядерной программе? Согласен ли Брюссель с идеей снятия эмбарго на поставки Ирану вооружений, в том числе и систем С-300,после достижения всеобъемлющего соглашения по ИЯП?

- В совместном заявлении Верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности Могерини и главы МИД Ирана говорится, что ЕС прекратит действие всех связанных с ИЯП экономических и финансовых санкций в отношении Ирана одновременно с тем, как МАГАТЭ подтвердит факт выполнения Ираном ключевых обязательств по атому.

В ЕС обратили внимание на решение России снять запрет с поставок систем С-300 Ирану. Это не новая тема, она поднималась и ранее, и мы уже выражали нашу озабоченность по этому поводу. В ЕС есть понимание, что это решение не противоречит положениям резолюции СБ ООН по санкциям против Ирана, но обеспокоенность по- прежнему присутствует, в том числе и в связи с возросшей напряженностью в регионе и возможным дестабилизирующим эффектом, который могут оказать эти поставки.

- Поменялся ли подход ЕС по вопросу взаимодействия с президентом Сирии Башаром Асадом, учитывая активизацию террористических группировок на Ближнем Востоке, в том числе группировки ИГИЛ? Или Брюссель по-прежнему настаивает на отставке Асада как предварительном условии для сотрудничества с Дамаском?

- Режим Асада ведет жестокую войну против своего собственного народа, им массово нарушаются права человека и систематически игнорируется проведение демократических реформ. И эта ситуация не меняется.

По вопросу сирийского урегулирования позиция ЕС предельно ясна: долговременное решение может быть достигнуто только путем политического процесса, который должен быть осуществлен самими сирийцами и привести к смене власти. Это означает, что разговор будет вестись и с представителями режима Асада, как это закреплено в положениях Женевского коммюнике.

- В Москве считают, что ЕС и США, которые ранее способствовали свержению режима Муаммара Каддафи а Ливии, несут ответственность за происходящий хаос и активизацию террористических группировок в стране. Какова Ваша позиция по этому вопросу? Считает ли ЕС необходимым провести международную военную операцию с тем, чтобы нормализовать ситуацию в Ливии?

- Военная интервенция в Ливии в 2011 году прошла после принятия резолюции Совета Безопасности ООН №1973, которая санкционировала применение силы для защиты гражданского населения. Ее принятие показало реакцию мирового сообщества на значительные систематические нарушения прав человека, насилие и бесчеловечные репрессии, совершенные режимом Каддафи в отношении народа Ливии.

Наследием режима Каддафи стало практически несуществующие органы гражданского управления, что мешало проведению последовательной политики практически во всех секторах и жестко ограничивало получение зарубежной помощи. Это привело к появлению нестабильной обстановки, которой воспользовались в корыстных целях различные группы интересов.

Продолжающееся ухудшение политической ситуации и ситуации в сфере безопасности в Ливии привело к тому, что процесс мирного урегулирования прошлым летом пошел под откос.

ЕС поддерживает процесс диалога по мирному урегулированию в рамках ООН. В ЕС несколько раз повторяли, что не верят в военное решение конфликта и ситуации. Только путем мирных переговоров может быть найдено мирное решение ситуации в Ливии.

В стране процветает джихадизм, хаос и насилие. Эскалация насилия в Ливии за прошедший год и провал попытки достичь соглашение по инклюзивному политическому урегулированию, которое прекратит нынешний кризис, создали плодородную почву для распространения экстремистских групп на всей территории страны.

Деятельность террористических группировок представляет важную часть обсуждения реакции ЕС на события в Ливии. Евросоюз готов повысить степень своей вовлеченности в контртеррористическую деятельность. Мы предоставим соседним с Ливией странам помощь для повышения их возможностей в сфере борьбы с терроризмом в полном соответствии с правами человека и законом, а также с целью усиления безопасности границ, препятствования незаконным поставкам оружия и попаданию на их территорию иностранных боевиков.

Формирование правительства национального единства позволит ЕС оказывать всестороннюю поддержку Ливии во всех сферах, включая увеличение помощи в вопросе противодействия терроризму. Сотрудничество с Россией для взаимодействия по этим вопросам будет важным элементом. Все 28 глав МИД стран ЕС 20 апреля обсудят ситуацию в Ливии и возможности для усиления роли ЕС в урегулировании этого конфликта.

Интервью

Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена