ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Анна Кузьмина: несколько недорогих покупок в интернет-магазинах легко формируют привычку заказывать онлайн

Заместитель коммерческого директора платежной системы "Яндекс.Деньги" рассказала о том, за счет чего растет доля платежей через сервис компании

Анна Кузьмина: несколько недорогих покупок в интернет-магазинах легко формируют привычку заказывать онлайн
Анна Кузьмина: несколько недорогих покупок в интернет-магазинах легко формируют привычку заказывать онлайн
Фото: пресс-служба Яндекс.Денег

Москва. 11 ноября. INTERFAX.RU - Около трети пользователей оплачивают онлайн-заказы через интернет-банкинг и из электронных кошельков. При этом половину платежей составляют покупки в зарубежных интернет-магазинах. В интервью "Интерфаксу" заместитель коммерческого директора платежной системы "Яндекс.Деньги" Анна Кузьмина рассказала о том, за счет чего растет доля платежей через сервис компании, какова роль китайских интернет-магазинов для бизнеса "Яндекс.Деньги" и как компания планирует развивать сегмент цифровой дистрибуции.

- Каковы итоги работы "Яндекс.Денег" за 9 месяцев?

- "Яндекс.Деньги" были и остаются операционно прибыльной компанией. За девять месяцев этого года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года оборот сервиса вырос на 82%, EBITDA - на 96%. Мы прогнозируем, что показатели будут расти и дальше - для этого есть все предпосылки. Сейчас мы активно развиваем проекты и технологии, на которые у рынка есть спрос. Это мобильные решения, автоматизация платежных услуг, бесконтактные платежи, омниканальность и новые платежные сервисы для самых разных видов бизнеса - от интернет-магазина до компании, никогда не торговавшей онлайн.

- Какая часть выручки приходится на мобильные платежи? Что в большей степени дает прирост выручки, что - в меньшей?

- За год доля платежей с мобильных устройств удвоилась и сейчас составляет 20% от общего оборота "Яндекс.Денег". В некоторых категориях, например, штрафах ГИБДД, этот показатель выше - 30-40%. Этот же тренд и в направлении B2B: все больше покупок через "Яндекс.Кассу" - наше универсальное платежное решение - оплачивается на мобильных версиях сайтов. "Яндекс.Касса" появилась в 2013 году и сейчас приносит заметную часть дохода компании. Остальное обеспечивают услуги "Яндекс.Денег" для пользователей: денежные переводы, платежи за ЖКУ, интернет, контент, налоги и тому подобное.

- А какое у вас количество пользователей? И транзакций?

- Сейчас в "Яндекс.Деньгах" более 28 млн кошельков, но эта цифра не статична - каждый день в среднем регистрируется примерно 15 тыс. новых счетов. У "Яндекс.Кассы" свои пользователи - интернет-магазины и компании из других сфер: их больше 75 тыс. В целом сервис обслуживает до 600 транзакций в секунду - это пиковая нагрузка, не ежесекундная, но в целом для рынка этот показатель очень высок, выше, чем у многих банков. Например, такие нагрузки бывают во время массовых распродаж - вроде "черных пятниц" или Дней холостяка, 11.11.

- Если говорить о потребительском поведении: какие тренды вы фиксируете сейчас? Есть люди, которые вообще боятся совершать интернет-покупки. Есть ли у вас данные, которые противоречат этой позиции?

Среди интернет-пользователей очень мало людей, которые до сих пор не платили онлайн. Например, по данным "TNS Россия", 92% пользователей регулярно оплачивают таким образом минимум одну услугу. Популярность онлайн-оплаты быстро растёт, и особенно - мобильных платежей. Именно в мобильном направлении сейчас главный тренд роста и платежных сервисов, и электронной торговли. Смартфоны есть у большинства людей - даже старшее поколение использует недорогие устройства. Гаджеты меняют потребительские привычки: сначала удобно просто искать информацию, потом, оказывается, можно еще и делать заказы, а затем мобильный становится устройством, помогающим решать все вопросы, в том числе связанные с оплатой чего угодно. Не исключено, что в течение года-двух смартфонами будут пользоваться абсолютно все, тем более сейчас на российском рынке много качественных и недорогих моделей китайских производителей. Думаю даже, что скоро мы сможем наблюдать настоящую битву за право называться "китайским смартфоном номер один" у россиян.

- К разговору о китайской экспансии: какая доля покупок на китайских площадках оплачивается через "Яндекс.Деньги"? Какова эта доля в общей структуре?

- В целом трансграничная электронная торговля - очень большой рынок, а торговля с Китаем - самый крупный кусок этого пирога. В "Яндекс.Кассе" именно на иностранный ритейл приходится около половины от всех покупок. Сейчас мы обслуживаем около 70 китайских интернет-магазинов разной величины, и в некоторых доля платежей через нас - основная. С октября 2015 года оборот китайских магазинов, с которыми работает "Яндекс.Касса", увеличился на 64%, число покупок в них - на 40%, а количество покупателей - на 50%. В целом мы работаем с большинством китайских игроков электронной торговли, которые присутствуют на российском рынке, так что видим картину целиком. И если законодательство не поменяется, нет предпосылок к снижению объемов продаж - наоборот, многое позволяет прогнозировать рост.

- Вы считаете, что этому направлению еще есть куда расти?

- Думаю, да. Последние три года китайская торговля росла на "первой волне" успеха. Два-три года назад, вдохновившись примером AliExpress, на наш рынок пыталось выйти еще более сотни китайских продавцов. Они слышали, что в России китайские товары продаются хорошо, но ждали, что результат случится сам собой. Многие из них тогда не до конца адаптировали свои сайты под наших покупателей, не воспользовались возможностями российских маркетплейсов, не уделили должного внимания маркетингу и продвижению - в итоге не преуспели и ушли.

Примерно год назад началась "вторая волна". Вслед за маркетплейсами и ритейлерами в Россию стали приходить крупные производители, в том числе электроники и контента, имеющие собственные бренды. Теперь азиатские бизнесмены действуют иначе: они ведут переговоры о стратегическом партнерстве, эксклюзивной дистрибуции или инвестировании в уже существующие и популярные в России интернет-магазины. Эта "вторая волна" может дать новый импульс электронной торговле, причем в выигрыше будут не только китайские компании, но и их российские партнеры, и покупатели.

- Инициатива ввести налог для иностранных интернет-компаний, которые ввозят товары в Россию, чтобы якобы выровнять конкуренцию с российскими площадками, - насколько вы считаете правильным такое решение?

- У нас как у платежного бизнеса преференций нет: мы работаем и с российскими магазинами, и с иностранными. Все остальное - вопросы политики, экономики и конкуренции китайских магазинов с российскими. Мы в этих вопросах всегда будем нейтральной стороной, которая технологиями, маркетингом и экспертизой поддерживает бизнес, а душой болеет за счастье покупателя - его выгоду и удобство. Кто бы ни сделал пользователю лучшее предложение, оплату мы проведем в любом случае.

- В основном в китайских магазинах приобретаются разного рода мелочи, а, например, крупную технику люди просто боятся покупать. Это как-то может измениться со временем и за счет чего?

- Основная сложность в покупке крупной бытовой техники - логистика. Габаритный груз везти тяжело и дорого. Но и среди мелочей есть высокотехнологичные товары - те же смартфоны, например. То, что люди покупают мелочи, - вовсе не плохо. Это значит, что человек пошел за нужным аксессуаром не на рынок или в подземный переход, а сделал осознанный заказ через интернет. Несколько недорогих покупок в китайских интернет-магазинах легко формируют привычку заказывать товары онлайн. И, скорее всего, в следующий раз холодильник, плиту или телевизор клиент выберет если не в китайском, то в российском интернет-магазине, который доставит его товар со склада в пределах города.

- Какие китайские площадки для вас основные?

- Например, AliExpress, JD, LeEco, Gearbest.

- А с другими площадками вы планируете сотрудничать?

- Мы уже работаем с десятками площадок разной величины, еще несколько ритейлеров и производителей контента подключатся к "Яндекс.Кассе" в скором времени. То есть со всеми основными игроками, которые торгуют в России, мы уже работаем или готовимся к этому. В будущем мы делаем ставку на новый вид китайского бизнеса - тех, кто отделяется от маркетплейсов и уходит в "самостоятельное плавание". Среди них больше всего производителей гаджетов, одежды и нижнего белья. У таких магазинов и производителей хорошие и правильные амбиции: сделать грамотную локализацию сайта, открыть свое представительство в нашей стране. Мы не просто подключаем их к "Яндекс.Кассе", а помогаем адаптироваться на российском рынке.

- То есть сейчас начинает меняться тренд: продавцы, которые до этого были частью маркетплейса, стремятся к прямой коммуникации с клиентом?

- Фактически, когда китайские магазины только пришли в Россию, они все были маркетплейсами. В Китае так принято: онлайн-торговля физическими товарами в Азии исконно строится на единой платформе, которая управляет огромным количеством позиций. С такой же моделью китайские компании пришли в Россию - и она оказалась успешной. Но в огромном маркетплейсе продавцу бывает сложно выделиться, особенно если его товар типичен, - приходится конкурировать с тысячами других торговцев, предлагающих то же самое. Поэтому, поработав с маркетплейсами и окрепнув, некоторые продавцы стремятся привлечь аудиторию и без помощи платформы. Они надеются, что смогут самостоятельно работать, сотрудничая с правильными партнерами и управляя рекламным трафиком, логистикой.

- Есть ли другие страны, которые также заинтересованы развивать электронную торговлю с Россией?

- Международные компании оценивают весь мир как потенциальный рынок сбыта, который поделен на более и менее приоритетные регионы. Европейские бренды и ритейлеры давно повернулись к России лицом, хотя в первую очередь, конечно, продают в Европе и Америке, затем в Китае и Азии в целом, где больше миллиарда людей и бум потребления. Россия и другие страны СНГ привлекают европейских торговцев примерно так же, как Австралия или страны Латинской Америки. Но даже крупные бренды, продающие офлайн и присутствующие уже в каждом торговом центре, в какой-то момент достигают пика - и расти дальше могут только за счет онлайн-продаж, в том числе в России. Что мы и видим на примере H&M, Zara и многих других.

- Не так давно вы объявили о том, что с помощью "Яндекс.Денег" можно расплачиваться в Apple Pay. Какие перспективы видите для бесконтактных платежей в России?

- Бесконтактные платежи - это мировой тренд, к тому же очень динамичный. Уже сейчас платить бесконтактно можно самыми разными способами: с помощью банковских карт, браслетов и брелоков, смартфонов и умных часов, а также биометрии. Многие из этих решений поддерживаем и мы. Если говорить о платежах со смартфона, то еще весной мы добавили такую функцию в Android-приложение "Яндекс.Денег". Сейчас наши пластиковые и виртуальные карты можно использовать для оплаты с устройств как на Android, так и на iOS. Виртуальная карта выпускается в кошельке за несколько секунд и помогает платить бесконтактно тем, у кого нет банковской карточки, поддерживающей эту технологию. У виртуальной карты и электронного кошелька общий баланс, пополнить который можно будет с любой банковской карты - например, Visa или "Мир".

Но мы на этом не останавливаемся - в работе еще несколько проектов. В частности, мы разрабатываем новые способы пополнения кошелька, основанные на бесконтактных технологиях, а также решение для клиентов "Яндекс.Кассы", позволяющее принимать оплату через Apple Pay.

- Говоря про рост, вы упомянули, что вам интересно развивать разные направления бизнеса. О каких направлениях шла речь?

- Мы постоянно изучаем новые ниши. Поскольку "Яндекс.Деньги" помогают пользователям платить, а компаниям принимать оплату, все наши проекты так или иначе будут связаны с платежами. Одно из интересных нам сейчас направлений - цифровая дистрибуция.

- Можно подробнее? Что вы понимаете под "цифровой дистрибуцией"?

- На рынке есть множество компаний, производящих или продающих только цифровой контент: игры, кино, музыку, книги, софт. Число их точек соприкосновения с пользователями конечно: клиенты периодически заходят на их сайты, покупают подарочную карту или, скажем, пополняют счет в игре. Но люди могут делать это и на нашем сайте. Цели таких покупок самые разные - например, для себя или в подарок для кого-то. Ясно одно: дополнительные каналы дистрибуции помогают производителям цифрового контента расширить аудиторию и увеличить продажи. Такими каналами могут быть наш сайт или приложение, "платежные колдунщики" (элементы поисковой выдачи, отвечающие на вопрос на странице с результатами поиска - ИФ), интернет-банки наших партнеров или сайты клиентов "Яндекс.Кассы". У нас уже есть большая инфраструктура для дистрибуции контента всех форматов - от страницы с прямым пополнением виртуального счета в игре на нашем сайте до продажи софта, подарочных карт или кодов на пополнение счета через ресурсы наших партнеров. Аудитория людей, которая потребляет легальный контент и платит за него онлайн, не ограничена ни социальным статусом, ни возрастом, поэтому платежные предпочтения у нее очень разные. Мы знаем, как сделать, чтобы все были довольны.

Интервью

Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена