ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Безопасность на дорогах. Возможно?

Законопроект, ужесточающий ответственность водителей за нарушение правил, может быть принят Госдумой на текущей сессии. Совершение трех грубых и 30 мелких нарушений правил повлечет лишение водительских прав на год, а наказание водителя за отказ от медосвидетельствования будет уравнено с санкцией за езду нетрезвым

Москва. 11 октября. ИНТЕРФАКС - Окончательный вариант проекта поправок в законодательство, ужесточающих ответственность водителей, будет направлен в правительство РФ и Верховный суд в пятницу, сообщил зампредседателя комитета Госдумы по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков.

"Завтра рабочая группа завершит работу над документом, и завтра же в правительство и Верховный суд будет послан окончательный вариант с учетом возможных поправок в любую статью", - сказал В.Лысаков в четверг на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".

По его словам, законопроект существенно ужесточает ответственность водителей за нарушение правил дорожного движения, в частности тех, кто садится за руль в нетрезвом виде или без прав. "Практика такова, что направлять этот законопроект в правительство и Верховный суд нам надо в связи с тем, что поправки предлагается внести в Уголовный кодекс РФ", - пояснил парламентарий.

Он не исключает, что данный законопроект будет принят во всех чтениях до конца года. "Я не исключаю, что уже в осенней сессии этот законопроект должен получить форму закона", - сказал В.Лысаков.

Отзывы на документ из правительства и Верховного суда, как он рассчитывает, могут поступить в течение двух недель. Затем потребуется примерно около месяца на получение заключения на документ от регионов. "После этого, я не думаю, что Госдума будет откладывать дело в долгий ящик", - сказал В.Лысаков.

По его словам, систематическое нарушение правил дорожного движения будет караться лишением водительских прав на год. "Мы предлагаем ввести новую статью КоАП 12.38 - это систематическое нарушение правил дорожного движения. Совершение трех и более правонарушений, предусмотренных 12 "водительской" главой КоАП влечет лишение права на управление транспортным средством на срок один год", - сказал В.Лысаков.

Он уточнил, что лишать прав на год будут за три грубых нарушений или 30 мелких. "Виновники самых страшных трагедий - водители, за спиной которых десятки штрафов, как оплаченных, так и неоплаченных, у которых было в крови более 1 промилле алкоголя. Задача - остановить этих людей в начале пути или как минимум в середине, чтобы не довести до трагедии", - подчеркнул В.Лысаков.

"Сейчас человек может получить 20, 30 штрафов, ему это не грозит абсолютно, через год штрафы списываются. Надо прекратить эту практику. Если ты не заплатил, то не должен быть чист. Но по крайней мере мы ставим барьер, который будет учитывать систематичность нарушений", - сказал первый зампред комитета Госдумы РФ.

Он сообщил, что законопроект об ужесточении ответственности водителей за нарушения ПДД предусматривает увеличение штрафа за отказ от медосвидетельствования до 50 тыс. рублей с одновременным лишением прав на три года.

"Сейчас за отказ от медицинского освидетельствования мы предполагаем штраф 50 тыс. рублей и лишение водительского удостоверения на три года. Это такое же наказание, которое предусмотрено для водителя, управляющего автомобилем в нетрезвом состоянии", - сказал В.Лысаков.

В настоящее время отказ от медосвидетельствования (ст. 12.26 КоАП РФ) влечет лишение права управления автотранспортом на срок от полутора до двух лет.

Законопроект предусматривает также введение уголовной ответственности для нетрезвых водителей, лишенных прав и севших за руль, отметил депутат. "Люди, которые сядут за руль в состоянии опьянения, будут лишены свободы на срок до трех лет", - сказал В.Лысаков. Он отметил, что ныне существующая санкция для таких водителей в виде 15 суток административного ареста "является нулевой по эффективности".

В.Лысаков подчеркивает, что введение предельно допустимой концентрации алкоголя для водителей в 0,2 промилле не является разрешением выпить. "Это ни в коем случае не разрешение выпить. Мы предлагаем одни из самых жестких норм, аналогичные которым действуют в Норвегии и Швеции, где пить нельзя, где сухой закон", - заявил он.

При этом он пояснил, что введение предельно допустимой концентрации осуществляется для того, чтобы избежать погрешностей в измерениях прибора. "Первые клинические признаки опьянения появляются от 0,5 промилле, запах - от 0,3 промилле. Таким образом, мы предлагаем своего рода договор между властью и обществом, не являющимся разрешением выпить", - подчеркнул парламентарий.

Вместе с тем он привел пример, когда введение 0,2 промилле может помочь трезвому автолюбителю по ошибке не лишиться прав. "Сегодня мы сталкиваемся с другой проблемой. Когда, скажем, человеку становится плохо, он должен выпить корвалол, но это спиртовая настойка, и он этого не делает, потому что это сразу покажет промилле. А это может привести к печальным последствиям", - добавил он.

В.Лысаков заявил, что введение "минимально допустимых значений позволяет исключить вероятность технических и методологических ошибок и определить, где заканчивается трезвость и начинается состояние опьянения". "Ни в одной стране мира это понятие не рассматривается как разрешение к употреблению алкогольсодержащих напитков при управлении транспортным средством", - сказал В.Лысаков.

"Мы не предлагаем отменить сухой закон (за рулем - ИФ). Мы предлагаем этот закон ужесточить с поправкой - он должен стать справедливым. Сейчас, к сожалению, ввиду нулевых критериев он несправедлив и мы зачастую наказываем людей, которые не употребляли алкоголь, садясь за руль. Иногда под эту косу подпадают люди, которые вообще не употребляют алкоголь, но у них нашли десятые или сотые доли алкоголя в крови", - подчеркнул первый зампред комитета Госдумы РФ.

По его словам, к нему поступает огромное количество жалоб на нулевую норму алкоголя в крови. "Нужно жестко и жестоко наказывать людей, которые пьют и садятся за руль. Но мы не должны наказывать людей невиновных. Есть пьяные, а есть признанные пьяными. Признать человека пьяным можно только на основе научных, совершенно корректных критериев", - подчеркнул В.Лысаков.

Законопроект, ужесточающий ответственность за нарушение ПДД, предусматривает, в том числе увеличение штрафа за неиспользование ремня безопасности и детского кресла. "Мы предлагаем за непристегнутый ремень увеличить штраф до одной тысячи рублей, а за неиспользование детского удерживающего устройства - до трех тысяч рублей", - сообщил В.Лысаков.

Он также не исключил, что ко второму чтению документа в нем может быть предусмотрено повышение штрафов для так называемых "бомбил". "Вполне возможно, что ко второму чтению мы внесем поправки, которые будут предусматривать увеличение штрафа для "бомбил". Я думаю, что не меньше, чем до 15-20 тыс. рублей", - сказал В.Лысаков.

В настоящее время такие нелегальные извозчики платят штраф в размере пяти тысяч рублей, тогда как легальные перевозчики наказываются штрафом в размере до 50 тыс. рублей в случае разного рода нарушений. "Это явный перекос и мы хотели бы этим вопросом заняться отдельно с тем, чтобы вычленить эту группу водителей ("бомбил") и наказывать ее более жестко", - сказал В.Лысаков.

Депутат также предложил увольнять автоинспекторов при обнаружении у них в дополнение к служебному личного алкотестера. "Если у инспектора найден алкотестер, не выданный на дежурство, а свой личный, который он может использовать для освидетельствования водителей (а такие схемы тоже встречаются), такого инспектора предлагаю немедленно увольнять с работы", - заявил он.

В.Лысаков предложил ограничить ведомственным приказом максимально возможную сумму наличных средств в кармане у автоинспектора. "В случае если у инспектора в кармане будет больше разрешенной суммы, скажем, 2000 рублей, на обед, сигареты и какие-то свои расходы, то это должно являться основанием для соответствующих выводов руководства", - пояснил парламентарий.

Он также предложил оборудовать системами видеонаблюдения помещения, где проводится освидетельствование водителей на употребление алкоголя.

"Надо принимать меры и к медикам, а фальсификация медицинской документации у нас сегодня практически ненаказуема. Из трезвого могут сделать пьяного и наоборот. Есть случаи, когда наркологи действуют в связке с нечистоплотными автоинспекторами. Эту ситуацию помогло бы разрешить, скажем, введение видеофиксации проведения освидетельствования. Тогда уже никто не смог бы написать в протокол о том, что человек бился головой об стену, кидался на нарколога и инспектора, если он спокойно сидел", - подчеркнул он.

Депутат добавил, что эти инициативы не вошли в текущий пакет поправок в законодательство, ужесточающих ответственность за вождение в нетрезвом виде, а являются лишь его предложениями.

Пресс-центр

Фотогалереи