ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 05:58

Закон бессилен перед рейдерами

Действующие в РФ законы фактически бессильны перед рейдерскими захватами, в которые вовлечены госчиновники, суды и силовики, признал председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин. Он предлагает внести ряд поправок для борьбы с этим явлением, оставшимся в наследство после бурных 90-х

Закон бессилен перед рейдерами
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 13 октября. IFX.RU - Действующее законодательство фактически бессильно перед рейдерством, и необходимо вносить поправки для того, чтобы сделать борьбу с насильственным захватом собственности эффективной, признает председатель Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Александр Бастрыкин. Примечательно, что в июле президентом РФ Дмитрием Медведевым был подписан первый закон из "антирейдерского" пакета, но, похоже, с тех пор ситуация мало изменилась. Возможно, это связано с тем, что рейдерские захваты происходят не без помощи госструктур, представляющих все три ветви власти.

Могущество рейдеров

Исходя из практики российского бизнеса, складывается впечатление, что рейдеры обладают поистине безграничными возможностями, и, обнаружив где-нибудь лакомый кусок собственности, без труда могут отнять его у законных владельцев. Глава СКП РФ фактически это подтвердил. "Скажу больше - опасные способы рейдерских захватов имущества в настоящее время вообще не подпадают под уголовно-правовые запреты", - заявил он в интервью "Российской бизнес-газете", опубликованном во вторник. В частности, нет ответственности регистраторов за внесение заведомо ложных сведений в реестры акционеров юридических лиц, поэтому привлечь их к уголовной ответственности при недоказанности сговора с рейдерами практически невозможно. А ведь многие рейдерские захваты происходят именно путем внесения изменений в реестр.

Кроме того, отметил А.Бастрыкин, ни одна из статей Уголовного кодекса (УК) фактически не предусматривает ответственность за "корпоративный шантаж" или "гринмэйл". Глава СКП привел пример рейдерской атаки, когда рейдер покупает небольшой пакет акций или доли в компании, а потом под видом защиты своих прав дестабилизирует работу фирмы, обращаясь с надуманными заявлениями в правоохранительные и контрольные органы. Одновременно рейдер идет в суд и требует наложить арест на имущество. "Цель жалоб и исков - вынудить компанию выкупить у него акции или доли по цене в десятки, а то и в сотни раз, превышающей их рыночную стоимость", - пояснил А.Бастрыкин.

Но ключевой фактор, на котором зиждется могущество рейдеров - это участие в рейдерских захватах госструктур практически из всех ветвей власти. "Практика расследования таких дел показывает, что почти во всех случаях помощь рейдерам оказывают чиновники органов госвласти и местного самоуправления", - заявил А.Бастрыкин. Суды также зачастую дают "зеленый свет" рейдерским захватом. "По многим уголовным делам следователи видят по сути своей неправосудные судебные решения, в которых право собственности на захваченное имущество признается за рейдерами", - говорит глава СКП. С другой стороны, нередко сотрудники правоохранительных органов тоже оказывают "помощь" захватчикам - возбуждают заказные уголовные дела, изымают носители информации с реестрами акционеров, в которые потом вносят изменения. "Не гнушаются участием в рейдерских захватах и представители выборных органов. Они инициируют депутатские запросы, искажают освещение событий в СМИ, выполняют другие заказы рейдеров", - добавил А.Бастрыкин. При этом, подчеркнул он, вопрос о привлечении к ответственности чиновников за участие в рейдерских захватах ставится далеко не всегда.

Захваченное же в результате рейдерской атаки имущество вернуть уже практически невозможно. "Захваченное имущество, как правило, в итоге легализуется, делается это множеством сделок по его отчуждению. Причем те, кто вроде бы участвует в такого рода сделках, - настоящие фантомы. Обычно это фиктивные юридические лица или компании, зарегистрированные в офшорах, а получить информацию нам очень сложно. При этом следователь, по сути, не имеет реальной возможности пресечь такие сделки", - говорит А.Бастрыкин. Кроме того, указывает он, одна из статей Уголовно-процессуального кодекса РФ не позволяет наложить арест на имущество при отсутствии подозреваемых и обвиняемых, даже если установлено, что имущество получено в результате преступления.

Выход - изменение законодательства

Выход из ситуации один - внесение изменений в действующее законодательство, чтобы оно стало действенным инструментом в борьбе с рейдерством. "Такие поправки мы уже разрабатываем", - заявил А.Бастрыкин.

По его словам, СКП предлагает внести в УК РФ специальную статью, предусматривающую ответственность за рейдерство либо включить его в качестве самостоятельного квалифицирующего признака в составы ряда преступлений (мошенничество, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, подделка или изготовление поддельных документов). "Считаю, нужно установить уголовную ответственность государственных и частных регистраторов за незаконное внесение изменений в реестр участников юридического лица и проведение регистрации по заведомо подложным правоустанавливающим документам", - подчеркнул А.Бастрыкин. С другой стороны, надо отнести сведения, содержащиеся в реестре акционеров, к охраняемой законом тайне. Это сделает возможным изъятие носителя данной информации только на основании судебного решения. Кроме того, говорит он, надо обязательно предусмотреть уголовную ответственность за злоупотребление правами владельца акций или долей в уставном капитале хозяйствующего субъекта, в том числе в целях рейдерского захвата.

Также требуются изменения и процессуального законодательства, поскольку сейчас практически все рейдерские захваты узаконены последующими решениями судов. Необходимо, чтобы прокурор мог подать кассацию для отмены неправосудного решения. Кроме того, считает он, важно предусмотреть процедуру наложения ареста на недвижимое имущество, явившееся предметом преступления, безотносительно установления лица, причастного к совершению деяния.

При этом глава СКП РФ не прочь взять в свои руки расследование всех дел о рейдерстве, в то время как сейчас его ведомство расследует такие дела лишь по поручению прокуроров в случаях, когда субъектом преступления является лицо с особым правовым статусом. "Количество таких дел у нас относительно невелико. С момента образования СКП в производстве наших следователей было 79 уголовных дел", - посетовал А.Бастрыкин. По его словам, "все вышеперечисленные преступления" надо отнести к подследственности СКП, поскольку участие в таких преступлениях должностных лиц органов госвласти и местного самоуправления очень распространено.

Рейдерство бессмертно?

Безусловно, все эти предложения хороши, но пока они не воплотятся в реально работающие законы, процветание рейдерства в практике российского бизнеса, как наследие бурных 90-х, было и будет. При этом удивительно, что проблема рейдерства осознается на самом высшем уровне, и неоднократно поднималась первыми лицами государства. Еще в далеком феврале 2008 года нынешний президент РФ Дмитрий Медведев, еще будучи первым вице-премьером правительства, призывал принять пакет антирейдерских законов. "Считаю крайне необходимым скорейшее принятие антирейдерского пакета, причем в таком виде, чтобы это не было банальной декларацией, а реально создало инструменты для предотвращения рейдерства", - говорил тогда первый вице-премьер. В июле 2008 года, уже став главой государства, Д.Медведев вновь призвал как можно скорее принять пакет антирейдерских законов. А в феврале 2009 года Д.Медведев призывал жестко пресекать рейдерские захваты, которые в кризис могут спровоцировать обострение социальной ситуации. Первый закон из "антирейдерского пакета" был подписан президентом только в июле этого года. Но, судя по словам главы СКП, даже с учетом этого изменения в законодательстве рейдеры чувствуют себя вполне вольготно.

Почему? Напрашивается, что организацией рейдерских захватов кормятся настолько широкие пласты самой госвласти в общем смысле этого слова, что для преодоления их сопротивления необходимы не периодические словесные атаки, а серьезная систематическая работа.

"Рейдерство - это коррупция, несовершенство законодательной базы", и сейчас "большим рейдерством скорее занимаются госчиновники и средний бизнес - те, которые не успели к первоначальному разделу пирога", - говорил ранее президент "Центра политических технологий (ЦПТ)" Игорь Бунин. "Ошибочно думать, что все можно решить хорошими законами - нужна оптимизация правоприменительной практики", - добавлял вице-президент ЦПТ Алексей Макаркин.

Кстати, интересны оценки масштабов рейдерства в России. По оценке ЦПТ, в России в год происходит тысяча и более рейдерских захватов, в то время как обвинительных приговоров за рейдерство выносится не более 100. В начале этого года выражались опасения, что в "мутной воде" кризиса рейдеры только повысят свою активность. "С учетом тяжелого финансового положения многих наших банков, предприятий мы прогнозируем рост случаев преднамеренного банкротства и откровенных рейдерских захватов наиболее ликвидных активов и объектов недвижимости", - говорил в феврале 2009 года замруководителя Росфинмониторинга Юрий Короткий. Между тем, по информации МВД, пока эти опасения не подтвердились. Как в мае сообщал замначальника Следственного комитета при МВД РФ Юрий Алексеев, в кризис активность рейдеров даже снизилась. В 2005 году в РФ было возбуждено 346 уголовных дел, связанных с рейдерскими захватами, в 2006 году - 367, в 2007 году - 512, а в 2008 было отмечено существенное снижение - до 352 дел. "Как и другие субъекты экономической деятельности, у рейдеров нет свободных денег, в то время как для поглощения предприятия необходимы значительные суммы", - пояснил Ю.Алексеев. Между тем, точной статистики о количестве рейдерских атак и возбужденных уголовных дел в 2009 году пока нет. Но, надо полагать, стремиться к нулю их число не будет.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });