Россия вместе с Китаем возглавит потребительскую революцию
HSBC предсказывают миру новую потребительскую революцию, двигателями которой должны стать шесть стран - Китай, Индия, Филиппины, Перу, Малайзия и Россия. Обеспечит новый потребительский бум средний класс, к которому к 2050 году присоединится еще 3 млрд человек, или 40% всего нынешнего населения планеты.
Москва. 16 октября. FINMARKET.RU - Аналитики HSBC Карен Уорд и Фредерик Нойман на основе прежнего прогноза банка о том, какие страны станут экономическими лидерами к 2050 году, попытались описать новую потребительскую революцию.
Вряд ли ее смогут возглавить нынешние развитые страны, темпы роста потребления в которых не превысят 2% в год в ближайшие 40 лет. Зато к 2050 году 17 развивающихся стран войдут в тридцатку самых крупных экономик мира. Список возглавит Китай, который сместит США с первого места на второе. Третьей экономикой мира станет Индия. России достанется пятнадцатое место.
С изменением национального состава потребителей будут связаны и новые тенденции потребления:
- К 2050 году средний доход китайского рабочего вырастет в 7 раз - с $2500 до $18 000. Население Китая к тому времени превысит 1,4 млрд человек. В совокупности эти два фактора будут способствовать росту численности обеспеченных людей в мире.
- К 2050 году население Индии, которое вырастет до 1,6 млрд человек, будет иметь доход в шесть раз выше нынешнего.
- Но самый впечатляющий рост покажут Филиппины. К 2050 году население страны будет вдвое больше населения Германии или Великобритании, а его доходы - в 9 раз выше тех, что есть сегодня.
Филиппины и Китай станут лидерами по темпам роста доходов
В результате многие развивающиеся экономики, считающиеся странами со средними доходами, превратятся в богатые государства. Как следствие, их жители начнут менять свои потребительские привычки.
Развивающиеся страны имеют все шансы серьезно разбогатеть
Чем человек богаче, тем он больше развлекается
Чем больше наличных ежемесячно появляется в кошельках людей, тем сильнее меняются их потребительские привычки. В HSBC решили определить закономерность этих изменений:
- Эффект порога. Если доходы человек вырастут с $1000 год до $3000-5000, то есть он перейдет из категории людей с низкими доходами в категорию людей со средними доходами, его потребление резко увеличивается. Далее привычки меняются уже не так быстро, даже если доход растет.
- Через это до 2050 года должны пройти Китай, Россия, Филиппины, Египет, Колумбия, Перу и другие развивающиеся страны. Всего примерно 3 млрд человек.
3 млрд человек смогут позволить себе потреблять больше
Жители богатых стран предпочитают мясо, алкоголь и сигареты
- Становясь средним классом, люди, как правило, начинают больше тратить на свои дома: они покупают мебель и различную бытовую технику.
- По мере роста доходов увеличивается и продолжительность жизни. Люди начинают строить долгосрочные планы: они вкладывают деньги в собственное здоровье, социальную защиту, страховку, а также финансовые услуги - ведь они хотят спокойно жить на пенсии.
- Чем больше доход, тем больше люди готовы тратить и на собственные развлечения - доля этих трат всегда растет вместе с суммой наличных денег, которыми располагает человек. Так что, к 2050 году мир ждет существенный рост трат на отели и рестораны.
Потребительская революция вот-вот начнется
Лидерами потребительского бума станут Индия и Китай - здесь быстрыми темпами будет расти спрос на все товары, не относящиеся к предметам первой необходимости. Еще одним драйвером роста станут Филиппины, население которых к 2050 году вырастет до 155 млн человек. Филиппинцы будут активно тратиться на рестораны, разные виды отдыха и предметы личной гигиены.
- В Восточной Европе боьше всех увеличит спрос на всевозможные товары Турция.
- Хорошие возможности для роста потребления есть и у россиян - вырастут расходы на рестораны и отдых.
- В Латинской Америке среди явных лидеров окажется Перу - спрос на "неосновные" товары для жизни подскочит в 20 раз.
Одежда и обувь. В Китае, Индии и на Филиппинах расходы на одежду и обувь будут ежегодно расти примерно на 5% в год вплоть до 2050 года. В Филиппинах расходы на эту группу товаров вырастут к 2050 году больше, чем в 10 раз. В России расходы будут расти на 3,3% в год.
Развивающиеся страны станут главными покупателями одежды и обуви в мире
Недвижимость и мебель. Экономическое развитие и рост доходов будут сопровождаться урбанизацией. На Филиппинах расходы на недвижимость будут ежегодно расти на 8,2%, а на мебель - на 7%, в Китае - на 7,3% и 5,8% соответственно, в России - на 5,9% и 4,5%.
Развлечения. Жители развивающихся стран все чаще будут ходить по ресторанам и другим развлекательным местам. Расходы на рестораны и гостиницы на Филиппинах в среднем будут расти на 7,9% в год, а в Китае, Перу и Индии - чуть больше чем на 7%. В России, как и в Малайзии, они будут увеличиваться на 6% ежегодно. Китай, Индия, Россия, Филиппины также станут лидерами по росту спроса на другие виды проведения досуга.
Туризм. Когда доход на душу населения достигает $20 000, жители этой страны начинают активно путешествовать. Рекордсменом здесь станет Китай: в 2011 году из Китая выехало 60 млн туристов, в 2012 году их количество вырастет до 130 млн, а к 2020 году - до 200 млн человек.
Те, у кого есть деньги, предпочитают путешествовать
Финансовые услуги. Чем больше люди зарабатывают, тем больше интересуются финансовыми услугами.
Например, сегодня 40% населения Индии не имеют доступа к официальным способам сбережения денег - они просто хранят их под матрасом. Позволить себе банковские услуги могут лишь самые богатые индийцы. Чем богаче будет население, тем более развитой будет финансовая система страны.
В HSBC относят к среднему классу тех, кто зарабатывает $3000-15 000 в год (в постоянных долларах 2000 года).
- Сейчас самый большой по численности средний класс в Китае - к нему относятся 400 млн чел. Но это всего 30% населения.
- В России доля среднего класса такая же как в Китае - 30%. Однако уже к 2030 году доля среднего класса значительно вырастет и превысит 70% населения.
- В Индии и на Филиппинах к среднему классу относятся лишь 10% населения, зато в Бразилии - 40%.
Ситуация кардинально изменится к 2050 году. В Китае, Египте, Аргентине, Польше и России практически все население можно будет отнести либо к среднему классу, либо к людям с доходами чуть выше среднего.
Глобальный средний класс станет массовым
/Финмаркет/