ЦБ отметил важность устойчивости бюджетного правила для определения бюджетной политики
Москва. 11 августа. INTERFAX.RU - Устойчивость бюджетного правила на фоне риска длительного сохранения нефтегазовых доходов ниже установленного им базового уровня будет одним из важнейших факторов при формировании бюджетной политики на ближайшие годы, полагает Банк России.
"Одним из наиболее важных факторов планирования бюджетной политики на среднесрочном горизонте будут риски исчерпания ликвидной части средств ФНБ и устойчивости действующего бюджетного правила (корректности уровня 8 - 8,3 трлн рублей в 2023 - 2026 годах для базовых нефтегазовых доходов). В условиях санкционного давления на Россию и постепенного циклического снижения мировых цен на сырье существует вероятность длительного сохранения нефтегазовых доходов ниже базового уровня даже при умеренном ослаблении рубля", - говорится в проекте Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов.
Возможным способом сохранения бюджетного правила в действующей конструкции и перехода к постепенному накоплению Фонда национального благосостояния (ФНБ) является возможная корректировка параметров налогообложения в нефтегазовом секторе, считает ЦБ.
Банк России в своих оценках исходит из стратегии бюджетной нормализации с постепенным возвратом к формированию расходов в соответствии с бюджетным правилом в 2025 - 2026 годах. Сейчас переходными положениями правила предусмотрено дополнительное финансирование расходов на сумму до 2,9 трлн рублей в 2023 году и до 1,3 трлн рублей в 2024 году. Ранее Минфин сообщил, что правительство с учетом оценки ситуации в экономике и финансовой системе может рассмотреть вопрос сокращения использования средств ФНБ на финансирование дополнительных расходов.
При этом регулятор отмечает, что в случае формирования более мягкой бюджетной политики из-за более длительной нормализации или более значимого структурного первичного дефицита в переходный период возможны усиление проинфляционных рисков и ухудшение долговой устойчивости правительства. "Это может произойти из-за роста заимствований, повышения доходностей госбумаг и увеличения расходов на обслуживание ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН", - говорится в проекте. Это приведет к росту риск-премии и внутренних ставок процента, а также вытеснению частного спроса на кредит. "Сохранение устойчиво мягкой бюджетной политики в долгосрочной перспективе повышает нейтральную ставку процента и требует проведения устойчиво более жесткой денежно-кредитной политики", - отмечает ЦБ.
Часть стимулирующих эффектов со стороны высоких расходов бюджета в 2022 - 2023 годах, по мнению ЦБ, будет реализована в течение некоторого последующего периода времени за счет постепенного доведения до экономики значимых авансовых трансфертов. Значимую роль играют уже утвержденная индексация МРОТ на 18,5% с 1 января 2024 года, корректировки индексаций пенсий, социальных пособий, материнского капитала и оплаты труда в бюджетном секторе.
Конечное влияние бюджетной политики на совокупный спрос и инфляцию в 2023 - 2026 годах будет зависеть от возможных изменений в структуре расходов бюджета по видам и направлениям, в том числе в доле госзакупок, капитальных вложений, социальных трансфертов и оплаты труда в общем объеме ассигнований.
Дополнительную поддержку экономике в период посткризисного восстановления окажут инвестиции из ФНБ в проекты внутри страны. Их лимит в 2022 - 2030 годах предусмотрен в размере 5,1 трлн рублей (в том числе до 3,5 трлн рублей в 2022 - 2025 годах). При этом в 2022 году чистое инвестирование средств ФНБ составило 900 млрд рублей, в первом полугодии 2023 года - 300 млрд рублей. Банк России с августа в дополнение к регулярным операциям в рамках бюджетного правила вернулся к практике зеркалирования операций по инвестированию средств ФНБ в рублях, осуществляя продажи валюты. В текущем году объем таких продаж составит 250 млрд рублей, в 2024 - 2026 годах они могут составить до 600 млрд рублей ежегодно. Эти операции окажут дополнительное влияние на параметры платежного баланса и ликвидность банковского сектора, говорится в документе.
Минфин с 7 августа перешел к покупкам иностранной валюты/золота в рамках бюджетного правила, ежедневный объем покупок был определен в эквиваленте 1,8 млрд рублей. ЦБ позже проинформировал, что с 10 августа не будет зеркалировать эти операции на внутреннем рынке, чтобы снизить волатильность.
Дефицит бюджета России в январе-июле, по предварительным данным Минфина, составил 2,817 трлн рублей, или 1,8% ВВП, увеличившись в июле на 222 млрд рублей.
В целом на 2023 год дефицит запланирован в размере около 2,9 трлн рублей, или 2% ВВП. Однако, по словам министра финансов Антона Силуанова, по итогам года его размер может составить 2-2,5% ВВП.