ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:36

В Москве покажут Цезаря в тельняшке и татуировках

В Московском музее современного искусства в рамках программы "Москва актуальная" открывается выставка скульптора Бориса Орлова, которого в широких кругах знают как "классика соц-арта"

Москва. 13 Февраля. INTERFAX.RU - Тринадцатого февраля в Московском музее современного искусства в рамках программы "Москва актуальная" открывается выставка скульптора Бориса Орлова, которого в широких кругах знают как "классика соц-арта".

В советские годы Орлов был под запретом, поскольку его искусство воспринималось как насмешка над тоталитарной властью, в перестроечные времена на него молились, так как он развенчал одряхлевших вождей, а сегодня, наконец, появилась возможность беспристрастно взглянуть на его творчество.

На самом деле, "классик соц-арта" - это скорее клише, которое прикрепилось к Борису Орлову еще в 70-е гг., да так и осталось до сих пор - для простоты ориентации. Тогда Орлов действительно стоял у истоков актуального направления - вместе со своими сокурсниками по Строгановскому училищу Дмитрием Приговом, Леонидом Соковым и учившимися на соседнем отделении дизайна Виталием Комаром и Александром Меламидом.

Идея создавать традиционную скульптуру и лепить монументальные памятники в духе соцреализма молодых людей не вдохновляла. И они принялись искать новые формы, в которых скульптура переставала быть просто скульптурой, а социалистическая художественная идеология и ее символы превращались в поле для эксперимента.

Каждый выбрал для себя свое направление, что же касается Бориса Орлова, он сразу увлекся "имперским стилем". Его идея сводилась к тому, что в искусстве всех без исключения великих империй, начиная от Древнего Рима, присутствует нечто общее. Это некие схожие черты, которые одна Великая Империя передавала по наследству следующей: практически как царский трон вкупе с короной и жезлом. Такую родственную схожесть Борис Орлов находил в искусстве Византийской империи и петровском барокко, монументальном искусстве СССР образца 30-х гг. и фашистской Германии. Так что исторический размах скульптора куда шире рамок одного лишь соц-арта: есть же еще древние тотемы, портреты художников времен Древнего Рима, произведения мастеров эпохи барокко и классицизма.

Сам Борис Орлов часто называет себя представителем ретростиля или же "придворным художником". Разумеется, последнее не стоит воспринимать буквально. Его интерес к теме феномена власти не имеет ничего общего с пафосом или патриотизмом. Он играет с героями и символами разных эпох, переставляя их местами, как детские кубики, и представляя их в неожиданном ракурсе. Так, голову Юлия Цезаря вместо лаврового венка украшает бескозырка, тогу сменяют тельняшка и пулеметные ленты. Необъятной ширины орденские планки, сразу же отсылающие к брежневской эпохе, красуются на груди в виде татуировок, напоминающих росписи на телах древних ацтеков. Или же служат основой для абстрактной инсталляции, которая своей цветовой палитрой недвусмысленно намекает на зодчество Растрелли. Царская горностаевая мантия делает рокировку с маршальским кителем, "Букеты в имперском стиле", составленные из колосьев и древков знамен, украшаются аксельбантами и кумачовыми лентами, расцветают звездами и генеральскими погонами. А фрагменты настенных орнаментов "а-ля сталинское барокко" станций московского метро превращаются в элементы белья или обвиваются вокруг обнаженных женских фигур.

Разумеется, в 70-е гг. творчество Бориса Орлова могло восприниматься только как насмешка над символами советского тоталитарного искусства. Тогда скульптор не мог и мечтать о том, чтобы участвовать в каких-то официальных экспозициях - его работы выставлялись главным образом, на квартирных подпольных выставках, которые он организовывал вместе с коллегами по соц-арту. Затем последовала перестройка и экспозиция в настоящем, полноценном выставочном зале на Каширке, куда выстраивались огромные очереди длиною в час-полтора. Тогда, на фоне распада СССР, творчество Бориса Орлова воспринималось как крайне острое и актуальное.

Сегодня же на его "Букеты в стиле Ампир" и "Бюсты в стиле Растрелли" можно, наконец, взглянуть вполне отстраненным взглядом, полностью свободном от социалистической идеологии. И увидеть не протест и не насмешку над советскими символами, а то самое исследование декораций тоталитарного общества, которым, собственно, и занимался все эти годы Борис Орлов.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });