ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 12:42

Портфель заказов Strabag в России может достичь 3 млрд евро - соруководитель сектора "Базового элемента"

О планах Strabag в России, сотрудничестве концерна с "Базовым элементом" в строительной и цементной отраслях, а также олимпийских проектах "БазЭла" рассказал в интервью "Интерфаксу" Дуглас Ланд

Портфель заказов Strabag в России может достичь 3 млрд евро - соруководитель сектора "Базового элемента"
Портфель заказов Strabag в России может достичь 3 млрд евро - соруководитель сектора "Базового элемента"

Москва. 28 апреля. INTERFAX.RU - Год назад холдинг Олега Дерипаски "Базовый элемент" удивил наблюдателей, купив блокирующий пакет акций одного из крупнейших инженерно-строительных концернов в мире - австрийского Strabag. С тех пор Strabag заметно увеличил портфель заказов на стремительно растущем российском рынке, и теперь претендует на участие в нескольких крупномасштабных инфраструктурных проектах. О дальнейших планах Strabag в России, сотрудничестве концерна с "Базовым элементом" в строительной и цементной отраслях, а также олимпийских проектах "БазЭла" в интервью "Интерфаксу" рассказал соруководитель строительного сектора российского холдинга Дуглас Ланд.

Прошел год после того, как "БазЭл" приобрел пакет акций Strabag. Можно ли назвать инвестицию удачной?

Наше сотрудничество проходит так, как мы и предполагали. За один год сложно ожидать быстрых результатов и отдачи. Но мы все равно достигли многого. Достаточно того, что "БазЭл" только что присудил Strabag победу в тендере на строительство международного аэропорта в Сочи. Количество отобранных участников было ограничено, так как мы стремились к тому, чтобы участие принимали только квалифицированные и хорошо зарекомендовавшие себя компании. Строительство объекта, стоимость которого составляет 60 млн евро, должно быть закончено к концу года.

В каких еще проектах может принять участие Strabag?

Могу сказать, что мы подали заявку на строительство надземной транспортной железнодорожной системы, протяженностью 30 км, которая соединит Санкт-Петербург с аэропортом Пулково. Проект потребует инвестиций в размере $1,4 млрд. Его реализация начнется, как только власти одобрят заявку. Еще один пример - проект Западного скоростного диаметра (ЗСД) протяженностью 47 км, который будет располагаться в западной части Санкт-Петербурга. Стоимость строительства оценивается в 175 млрд руб. Софинансирование проекта будет осуществляться из бюджетных средств. Западный скоростной диаметр станет первой платной скоростной автодорогой в России, которая призвана разгрузить город от большого количества машин.

В какую сумму оценивается портфель проектов Strabag в России?

По нашим оценкам, к концу года он составит 3 млрд евро.

Позиции Strabag на российском рынке усиливаются, не в последнюю очередь благодаря сотрудничеству с "БазЭлом". Вероятно, в перспективе это позитивно повлияет на финансовые показатели компании. В связи с этим нет ли у вас желания увеличить свой пакет в Strabag?

Основная цель, которую мы преследовали, покупая значительную долю в одном из крупнейших европейских строительных концернов - это получение доступа к современным технологиям и знаниям. На данный момент, мы считаем, нынешний пакет акций позволяет нам справляться с поставленной задачей. Мы успешно знакомимся с наработками коллег, планируем организовать стажировки для россиян на европейских предприятиях Strabag и приглашать коллег для ознакомления с особенностями российского строительства и ведения финансов в российских компаниях. Нет, пока "Базовый элемент" долю в Strabag увеличивать не собирается.

Как развивается сотрудничество со Strabag в цементном бизнесе?

Если говорить о нашем участие в производстве цемента, то надо сказать, что на днях прошли очередные переговоры с партнерами из Strabag. Договоренности по меморандуму о взаимопонимании остаются в силе. В прошлом году мы приняли решение создать совместную компанию по производству цемента на территории России, а также стран СНГ и в Восточной Европе. Наше сотрудничество со Strabag можно назвать очень плотным. Мы работаем так, как если бы все итоговые документы между нами уже были подписаны. У "БазЭла" есть много активов, которые он привлечет к сделке со Strabag. Он, в свою очередь, предоставляет свой цементный завод в Венгрии. С нашей стороны мы вносим в СП свой цементный завод в Казахстане, который производит сейчас 450 тыс. тонн цемента в год. Так что этот бизнес станет частью сделки. Наше сотрудничество со Strabag также выражается в том, что она советует нам, какие компании лучше привлекать для улучшения производительности и мощностей на заводах. У "БазЭла" есть планы строительства цементного завода в Туапсе около Сочи. Ожидаемая мощность завода - больше 2 млн тонн. Также могу назвать в качестве одного из проектов строительство Серебрянского цементного завода мощностью 1,8-1,9 млн тонн в год в Рязанской области. Строительство этого объекта уже запущено. Strabag принимает в этом проекте непосредственное участие. К списку заводов можно теперь отнести Пикалевский глиноземный завод, купленный у "РусАла". Он будет перепрофилирован, в результате чего ПГЗ будет выпускать 1,8 млн тонн цемента в год. Строительство первой очереди закончится к осени этого года. Сразу же после этого начнется строительство второй очереди. Будет построен новый цементный завод в Новгороде мощностью 1,8 млн тонн в год. Размеры мощностей примерно равнозначны, так как мы пытаемся стандартизировать наши заводы, для того, чтобы улучшить производительность. Общий объем производства, по нашим прогнозам, составит 10 млн тонн цемента в год через 5 лет. "БазЭл" вкладывает больше средства в цементный рынок, потому что мы понимаем, что рынке дефицит. После того, как заводы начнут работать в полную силу, мы имеем все шансы войти в число лидеров в цементной отрасли.

Чем объясняется интерес "БазЭла" к цементным заводам в Турции и Китае?

У компании было намерение купить несколько заводов в Турции, но сделка сорвалась. Мы все равно продолжаем сотрудничать, получая цемент из Турции, который ввозится через Новороссийск. Вопрос в цене и качестве одновременно. "Базовый элемент" самостоятельно проверяет качество поставляемого цемента и отправляет его в Россию. Сотрудничество с Турцией началось в этом году. Согласно подписанному договору, на этот год запланирован объем в размере 1 млн тонн цемента. "БазЭл" сотрудничает и с Китаем. Ни для кого не секрет, что китайцы производят дешевый и качественный цемент. Мы также рассматриваем возможность покупки клинкера (используется в производстве цемента - ИФ). Так как производство цемента в Китае обходится намного дешевле, то покупка завода могла бы помочь в решении вопроса стоимости. Выгоднее перевозить изготовленный цемент на территорию РФ, чем производить его здесь. Компания также рассматривает Украину как объект для инвестирования в цементный бизнес. В данный момент мы работаем над сделкой, и детали будут освещены в случае ее успешного завершения. У Украины есть хороший потенциал стать новым источником производства качественного цемента для России. Высокий спрос присутствует в обеих странах.

Какой общий план по инвестициям в цементный бизнес на ближайшие 5 лет?

В ближайшие пять лет в производство цемента компанией запланирован объем инвестиций в минимум в $1,5 млрд. Мы не просто собираемся покупать заводы, мы будем вкладывать наличные средства, привлекать заемное финансирование для долгосрочных целей.

Как можно охарактеризовать отношения "БазЭла" с лидером рынка - "Евроцементом"?

"Евроцемент", в первую очередь, наш конкурент. Пока мы рассчитываем войти в число лидеров отрасли, но кто знает, когда-нибудь, возможно, будет и первое. В свое время мы были маленькой алюминиевой компанией. Сегодня мы - самые крупные в области производства алюминия в мире. Главное - это не зависеть от других и демонстрировать свои сильные стороны. Я считаю, что на рынке должна присутствовать здоровая конкуренция.

Цена на рынке недвижимости продолжают расти. Следовательно, стоимость цемента также поднимается. Когда, на ваш взгляд, произойдет стабилизация цен?

На любом рынке присутствуют спрос и предложение, которые диктуют ему, как себя вести. Когда рынок в России достигнет точки насыщения цементом, то тогда можно будет говорить о стабилизации цены. Но пока этот вопрос никто не сможет дать ответ. Когда спрос на недвижимость перестанет быть высоким, и предложение, соответственно, уменьшится, то есть оборот капитала на рынке заметно снизится, можно будет говорить о том, что цена на цемент прекратит расти. Но на это может потребоваться неизвестное количество времени.

Расскажите о проектах компании в Сочи в связи со строительством объектов к Олимпиаде-2014.

Проекты "Базового элемента" в Сочи включают строительство стадионов, Олимпийской деревни, инвестиции в частные отели, строительство дамбы, порта и нового здания Международного аэропорта. Мы сотрудничаем с госкорпорацией "Олимпстрой". "Олимпстрой" признал профессионализм наших партнеров. На ближайшее время у нас запланирована очередная встреча. Мы становимся одной командой. Нынешнее строительство в Сочи - это большой проект, в котором принимают участие квалифицированные компании. В том числе и "БазЭл" совместно со Strabag.

Каков объем инвестиций в сочинские проекты?

Сейчас сложно привести общий объем необходимых инвестиций. Ведь основные инвестиционные контракты нами пока не подписаны. Ранее мы говорили, что готовы вложить в строительство олимпийских объектов около $4 млрд. Разные эксперты называли различные оценки, сколько потребуется на строительство олимпийских объектов вообще - от $20 до $40 млрд, тут я нового ничего не скажу, вам эти цифры и так хорошо известны.

Проект "Сочи" может стать прибыльным?

Мы надеемся, что все проекты принесут компании прибыль. Мы будем строить объекты таким образом, чтобы они могли использоваться в том же, либо альтернативном назначении и после проведения Олимпиады. По этому направлению мы сотрудничаем с "Олимпстроем", также как и с другими инвесторами.

После неожиданной смены руководства в "Олимпстрое" некоторые наблюдатели заговорили о потерянном годе. Вы согласны с этой оценкой?

Я могу сказать, что "Базовый элемент" не теряет времени. Мы активно работаем над своими проектами. Смена руководства на самом деле не означает потерю большого количества времени. Это процесс реорганизации в компании. У "БазЭла", также как и "Олимпстроя", есть расписание сдачи объектов с согласованными датами.

Интервью

Владимир Потанин: только нестандартный ход поможет решить наши проблемы
Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе