ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 13:58

С видеокамерой нельзя договориться

Руководители компании ITV Шамиль Джафаров и Мурат Алтуев рассказывают о том, как модернизация и объединение существующих систем городского видеонаблюдения позволят повысить безопасность граждан"

С видеокамерой нельзя договориться
С видеокамерой нельзя договориться

Москва. 30 марта. INTERAFX.RU - Последние теракты и многочисленные ДТП, уносящие жизни десятков и тысяч россиян, активно обсуждаются в прессе, в коридорах власти. России нужен новый подход к вопросу обеспечения безопасности. И такой подход уже разрабатывается. В нашей стране существует огромная сеть видеонаблюдения. Нужно только качественно интегрировать эту сеть в единую систему, считают акционер ITV Шамиль Джафаров и ее президент Мурат Алтуев. Только таким способом можно избежать случаев, аналогичных страшной трагедии в столичной подземке и известному ДТП на Ленинском проспекте в Москве с участием вице-президента "Лукойла", говорят они.

На ваш взгляд, можно было бы предотвратить эти страшные события в столичном метро? Реально ли вообще обезопасить москвичей и россиян от подобных бед с помощью новых технологий?

М.Алтуев: Уже есть информация о том, что с помощью камер видеонаблюдения установили сообщников этого преступления. Если помните, то взрыв в метро Лондона был раскрыт именно благодаря камерам видеонаблюдения.

Я думаю, что очень важен принцип неотвратимости наказания за преступления. Ведь его организаторы не планируют оказаться за решеткой. Если предположить что единая система позволила бы проследить весь путь преступников, включая перемещение на автомобиле, то эффективность такой системы была бы очевидна. Думаю, что это единственно верный путь. Надо строить единую систему безопасности федерального масштаба на базе единой открытой платформы, как строятся сейчас ИТ-системы крупных корпораций. И такая платформа у нас есть.

Вы разработали программу безопасности дорожного движения на основе внедрения видеотехнологий и даже частично запустили ее в работу на Юге России. Что представляет собой эта программа?

Ш.Джафаров: Вообще-то мы работаем по всей России. Юг на сегодняшний день – это яркий пример того, как все должно выглядеть в идеале. Так сложилось, что именно в Кабардино-Балкарии воедино слились и желание руководства республики, и желание местного ГИБДД, и нашлись технические формы для решения очень сложных проблем безопасности на дорогах. На Юге России безопасность транспорта и общественная безопасность связаны – это обусловлено различными угрозами, в том числе и террористическими. Я могу сейчас осторожно сказать, что эта проблема решается, поскольку мы разработали и уже внедрили часть общей большой программы, которую можно было бы назвать "Безопасная республика". В рамках программы и участники дорожного движения, и жители региона находятся под неусыпным надзором не конкретного милиционера или работников социальных служб, а единой системы видеонаблюдения.

Постоянно идет видеофиксация автомобилей на федеральных трассах, городских улицах и дорогах, а также наблюдение за проблемными зонами, которые существуют в любом месте Кавказа.

Что это дает?

Ш.Джафаров: Видеокамеры сами по себе не являются уникальными. Уникальным в данном случае является программное обеспечение, которое позволяет получить максимальный эффект: прежде всего – для граждан, затем для пользователя – и муниципалитета, и государства в целом. Возьмем пример Кавказа. Мы открыли в Нальчике ситуационный центр, где сегодня работают сотрудники местного ГИБДД, и предусмотрена возможность использования этого центра другими заинтересованными спецслужбами. Я говорю о ФСБ, органах внутренних дел, охраны правопорядка. О технике и деталях расскажет мой партнер, так как он является технологическим идеологом программы.

Скажу, что попытки по созданию единой системы предпринимаются различными инициаторами в том или ином масштабе в разных регионах, но они недостаточно эффективны. Почему? Потому что эти программы, к сожалению, носят разрозненный характер.

То есть, на улицах установили системы видеонаблюдения, контроля скорости движения и так далее. На мониторы поступает видеосигнал, а что с ним делать дальше – это уже вопрос правоохранительных органов и органов власти. Мы же предложили именно комплексный подход. Единую систему управления дорожным движением, а также регистрации правонарушений и любых событий вообще. Так, чтобы в автоматизированном режиме считанные и распознанные номера автомобилей нарушителей передавались в специальное программное обеспечение, которое осуществляет выписку штрафов, увеличивая таким образом налоговые поступления.

Надо отметить, что уже само наличие на улицах любых видеокамер, как известно, положительно влияет на поведение водителя. Люди понимают, что за ними наблюдают, и ведут себя более дисциплинированно. Но наша программа уникальна именно благодаря ее комплексности и степени автоматизации.

Конечно, уже многие известные и сильные компании пытались адаптировать свой опыт к нашим реалиям. Но их продвижение не стало успешным. Думаю, причина в том, что их предложение ставит российского потребителя в зависимость от их программного продукта. Так как в большинстве случаев технологические ключи находятся только у этой компании, то и развивать эту систему, и наращивать ее, и производить upgrade можно только с разрешения компании, и, соответственно, при дополнительной оплате. Наше программное обеспечение универсально, оно может развиваться на существующей технологической базе, интегрируя ее в единое целое, без того, чтобы заказчики несли дополнительные затраты.

М.Алтуев: По поводу разрозненности работы различных систем. Предположим, что в каком-то городе есть система управления светофорами, и какая-то компания управляет этой системой. В этом городе есть и система, которая регистрирует нарушения и выписывает штрафы. Но она никак с не связана со светофорами и управляет этой системой совершенно другая компания. Есть система видеонаблюдения в подъездах, на автозаправках и на парковках. Кто-то разработал, кто-то внедрил, кто-то управляет. На каждом из рынков есть своя конкуренция, компании, которые предлагают свои продукты. Но до сих пор не было ни одного адекватного по цене решения, которое могло бы объединить все: анализировало транспортные потоки, использовало эту информацию для управления светофорами, для оптимизации трафика; одни и те же камеры использовало бы и для сбора статистики, и для фиксации правонарушений, передавало бы данные всем заинтересованным организациям, чтобы и ГИБДД, и милиция, и спецслужбы могли оперативно реагировать на событие. Вот это цель программы.

Одна и та же инфраструктура, одно и то же оптоволокно и один и тот же сервер на самом деле являются основой для разных подсистем. То есть экономически это в несколько раз дешевле полигамного управления.

У зарубежных компаний был другой подход?

М.Алтуев: Программа одной из этих компаний предполагала, что все будут делать только они. Условия были таковы, что никто, кроме них, в системе работать не сможет, все оборудование поставляют они – и контроллеры на светофоры, и регуляторы, и камеры, и каналы связи. Это, естественно, абсолютно безумные деньги, абсолютно безумное финансовое сопровождение эксплуатации. Но альтернатив не было.

Наша технология – первый ответ их технологии и финансовому подходу. Мы объединяем российские контроллеры светофоров с российскими разработками по распознаванию номеров – и придерживаемся такой же политики во всем. То есть в рамках единой системы можно применять разное, в том числе уже существующее, оборудование, а сама система может неограниченно расширяться. В этом и ответ на вопрос, почему Кавказ стал первым. Потому что в Москве разным ведомствам договориться до того, что у них будет общая инфраструктура – например, серверы, оптоволокно, что-то еще – очень сложная задача. Скажем, камеры ГИБДД и МВД – это абсолютно разные камеры, напрямую не связанные.

То есть, в нашей стране централизованно пользоваться существующей материально-технической базой не так уж и просто?

Ш.Джафаров: С организационной точки зрения непросто. Но с точки зрения технологии – у нас уже все готово.

М.Алтуев: Уникальность нашего предложения в том, что мы можем использовать все то, что уже установлено и используется в наших городах.

Сколько денег требуется для того, чтобы интегрировать вашу систему во всей России?

Ш.Джафаров: Это зависит от территории, площадей. Сейчас по России около 60 городов оборудовано по нашей технологии. Но мы говорим не о полной системе, а только о видеонаблюдении. А вот интеграция с системой контроля автотранспорта осуществлена только в Кабардино-Балкарии.

Сколько стоило внедрить систему в Кабардино-Балкарии?

М.Алтуев: В Кабардино-Балкарии вся комплексная система будет стоить около 240 млн рублей.

Включая железо и софт?

М.Алтуев: Абсолютно все. Но это стоимость системы, построенной с нуля, включая столбы и светофоры. Если на территории уже что-то есть, например, проложено оптоволокно, то расходы, разумеется, снижаются.

Это достаточно дешево.

Ш.Джафаров: Да, достаточно дешево, но опять же, все было сделано быстро и четко, потому что город, где устанавливалась система, маленький, и все его службы нам содействовали изо всех сил.

А в чем ноу-хау?

М.Алтуев: Ноу-хау как раз в том, что мы можем объединять и существующее, и совершенно новое оборудование под управлением единой программной платформы. Мы работаем в этом направлении более 10 лет и накопили огромный опыт и наработки.

Ш.Джафаров: В двух словах о компании. ITV сегодня является лидером в Европе в сегменте программного обеспечения для сетевых систем видеонаблюдения на открытой платформе. Компания работает и в России, и за рубежом. В мире у нас пятая позиция в данном направлении. При этом мы всегда подчеркиваем, что ITV – российская компания.

Насколько ваше предложение по внедрению технологии в Москве дешевле, чем у западных компаний?

Ш.Джафаров: Я уже говорил, что в российских городах, оборудованных по нашей технологии, есть в основном видеонаблюдение, причем многое делалось с нуля. В Москве же есть и система управления светофорами, и система видеонаблюдения. Вообще, в Москве действует несколько разрозненных систем. Объединить их было бы действительно интересно.

Например, ГИБДД использует систему "Старт", которая, на мой взгляд, уже давно устарела. Она требует модернизации и постоянных финансовых вливаний. Еще в столице есть система подъездного видеонаблюдения. Есть видеонаблюдение на МКАДе, Третьем транспортном кольце и так далее.

Наше предложение, в сравнении с предложениями западных компаний, которые предлагают, как я уже говорил, все убрать и построить новые сети, финансово выгоднее в десятки раз. К тому же оно позволяет адаптировать все существующие системы, интегрировать их в единую структуру и предоставить различным пользователям, начиная со служб ЖКХ и заканчивая ФСБ и ФСО, доступ к различным уровням этой структуры. Мы сделали это на примере маленькой республики. И готовы сделать это в любом другом субъекте федерации, в любом масштабе.

Хочу сказать, что нашей системой заинтересовались все сопредельные республики Северного Кавказа. Например, руководство Чеченской республики, была также встреча с президентом Ингушетии. Возможно, вся федеральная трасса "Кавказ" будет оснащена по нашей технологии.

Кроме того, мы провели колоссальную работу в Московской области. В экспериментальном формате было проработано восемь областных городов. Все они были оборудованы системой видеонаблюдения на нашей платформе.

Какие еще сегменты прорабатывает ваша компания?

М.Алтуев: Сама компания развивалась на сегменте видеонаблюдения, точнее, программного обеспечения для систем видеонаблюдения. Здесь мы достигли очень многого. Крупнейшие предприятия, трубопроводы, банки, аэропорты, морские порты и другие объекты полностью оснащаются по нашей технологии Городское видеонаблюдение тоже важная часть нашего бизнеса: мосты, тоннели и большая часть подьездного видеонаблюдения Москвы уже используют наши разработки

Оборот у вашей компании должен быть весьма приличный.

М.Алтуев: Если мы по обороту первые в Европе в нашей отрасли, то это, конечно, приличный оборот.

Ш.Джафаров: На российском рынке наш оборот – порядка $20 млн. Это значит, что каждый год в России примерно 200 тысяч камер подключаются к нашему программному обеспечению.

М.Алтуев: Еще мы имеем сеть западных представительств – в Соединенных Штатах Америки, в Латинской Америке, Испании, Германии. В этих странах существует тенденция активно эксплуатировать нашу продукцию. Сейчас есть заказы на оснащение мадридской биржи, метро Рима и других объектов.

Ш.Джафаров: В Буэнос-Айресе у нас уже запущена в работу городская система мониторинга дорог.

М.Алтуев: В числе наших проектов есть абсолютно новый продукт для мониторинга подвижных средств, например, автомобильных. Речь идет о патрульных автомобилях милиции, ГИБДД. Это тотальный онлайн-мониторинг. У нас этот продукт уже готов, и скоро мы будем демонстрировать его милиции и спецслужбам.

Еще один тренд, который сейчас развивается в мире, и мы, в том числе, предлагаем в этой области свое решение, это видеоаналитика. Компьютерный мониторинг и анализ потоков данных. Не человеком, подчеркиваю, а компьютером.

Что предлагается?

М.Алтуев: Во-первых, компьютер автоматически определяет объект, следит за траекторией его движения. Соответственно, можно настроить реакцию системы на случаи, когда человек упал или побежал, на поведение адекватное и неадекватное. Можно автоматически идентифицировать человека по изображению его лица. В некоторых городах Подмосковья такая система уже эксплуатируется.

Понятно, что человек-оператор физически не сможет делать всю эту работу. Через час работы глаз у него замыливается. Наша система не только видит, но и немедленно реагирует.

Сколько средств потребовалось бы для внедрения вашей программы в Москве?

М.Алтуев: Преимущество Москвы уникально, потому что архитектурно наша система построена так, что мы можем войти в этот проект, почти ничего не меняя. В городской программе используется огромное количество очень современных, мощных, качественных компьютеров, ресурсы которых не задействуются и на 50%. И мы практически только обновлением программного обеспечения можем существенно поднять эффективность системы. Соответственно, если предложение любого конкурента будет стоить порядка нескольких тысяч или десятков тысяч евро за канал, то в нашей ситуации это будет несколько тысяч рублей.

Произведем простой расчет. В городе сейчас около ста тысяч камер. У западных компаний средняя цена за канал – 5 тыс. евро. Возьмем по минимуму – 1 тыс. евро за канал, получим 100 млн евро в сумме. А в среднем получается несколько сотен миллионов евро. В нашем случае – несколько сотен миллионов рублей. То есть примерно в 40 раз дешевле, но главное – технологически наша система находится на самом современном уровне!

Хочется понять, какой именно эффект может дать ваша система.

Ш.Джафаров: Вот страшный пример. На Ленинском проспекте в ДТП с участием вице-президента "Лукойла" погибли две женщины. Если бы перекресток был оснащен нашими системами видеофиксации и анализа, во-первых, можно было бы сразу определить виновного – сейчас же идет совершенно непонятная история с этим случаем. Во-вторых, если бы патрульная машина, которая подъехала на этот вызов, была оснащена опять-таки нашими системами аудио-видеопротоколирования, то было бы проще все выяснить. Но первая наша цель – это не разбирательство с последствиями, а предупреждение правонарушений, их профилактика. Вторая цель: если уж так случилось, что произошла беда – быстро и точно определить виновника, чтобы наказать его.

Вы уже видите результат своей работы? Есть ли данные, насколько увеличится раскрываемость дорожно-транспортных происшествий?

Ш.Джафаров: С началом внедрения нашей системы в Кабардино-Балкарии, когда система еще не начала работать, а был только монтаж техники, люди стали замечать установленные камеры и аварийность снизилась на 30%. Что самое главное в наказании? Это его неотвратимость, понимание, что если ты что-то нарушил, то ты обязательно будешь нести ответственность. Видеокамера четко фиксирует лица и номерные знаки, а затем передает информацию в центр. Кстати, в КБР начальник местного ГИБДД благодаря внедрению нашей системы хочет вообще убрать с улиц регулировщиков движения. С ними ведь можно договориться, а с видеокамерой – нет. Взиманием штрафов будет заниматься исключительно автоматизированная система. Это прогресс. В Европе, кстати, так все и работает.

В какие сроки на Кавказе можно выполнить эту программу?

М.Алтуев: Наша текущая программа рассчитана на три года, но этот срок ограничен финансированием. А если говорить о Москве, о Санкт-Петербурге, о других крупных городах, наверное, здесь можно полностью внедрить нашу программу, все системы в комплексе лет за пять. Это реальные сроки. И, самое главное, заниматься внедрением можно не останавливая текущие процессы, не ломая существующие связи, каналы.

Ш.Джафаров: Пять лет – если речь идет о построении полной интегрированной системы. А если говорить только об обновлении текущей инфраструктуры, то есть обновлении лишь программного обеспечения, чтобы поднять на новый уровень эффективность, то это, в принципе, вполне можно сделать в течение полугода.

Сколько у вас сотрудников?

М.Алтуев: 250 человек – это только в России, без зарубежных офисов.

Ш.Джафаров: Это квалифицированные программисты и инженеры которые занимаются разработкой одного продукта, интегрированного комплекса.

Кто владельцы компании?

Ш.Джафаров: Мы и председатель совета директоров ITV Владислав Мартынов, идеолог всей нашей зарубежной экспансии, который имеет очень большой опыт работы в IT-индустрии. Сейчас он также является главой SAP в России, а ранее возглавлял крупную консалтинговую компанию и работал в штаб-квартире Microsoft. Это человек с огромным багажом знаний и опыта работы на мировом рынке.

Сколько в этом бизнесе принадлежит вам?

Ш.Джафаров: Можно мы не будем эту информацию раскрывать?

Ваши планы на ближайшие сроки? Что вы планируете в 2010 году?

Ш.Джафаров: Хотелось бы создать качественную систему в Москве. А вообще, главная цель нашей компании, вся стратегия связана сейчас с развитием международного рынка. У нас 11 офисов в России, еще 2 филиала в СНГ и 10 за рубежом. В течение прошлого года, несмотря на кризис, мы очень активно инвестировали в это направление, и сейчас у нас открыты офисы в Буэнос-Айресе, в Мексике – в Мехико, в Вашингтоне, в Европе – в частности, в Барселоне и Франкфурте, на востоке – это Мумбаи, Индия, Сингапур и Тайвань.

М.Алтуев: Сейчас еще планируем открыть офис в Дубаи. Зарубежные проекты мы только начали. Это, кстати, показывает потенциал компании – то, что с оборотом продаж практически только в России мы входим в число лидеров мирового рынка. Естественно, если бы продажи были во всем мире, то объем был бы совсем другим.

Наш выход на лидирующие позиции – показатель уровня проникновения нашей технологии на рынке, показатель того, насколько она востребована. Существенная часть пользователей применяет именно программные платформы для управления системами безопасности. И это перспективный тренд в мировом масштабе.

Беседовал Арсений Меситов

Интервью

Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена