ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 23:24

Тем, кто заявляет о неэффективности "Морского старта", мы ответили четырьмя успешными пусками за полтора года

Гендиректор международного консорциума "Морской старт" Сергей Гугкаев рассказал "Интерфаксу" о том, что представляет собой в настоящее время компания, а также о ее достижениях и планах

Тем, кто заявляет о неэффективности "Морского старта", мы ответили четырьмя успешными пусками за полтора года
Тем, кто заявляет о неэффективности "Морского старта", мы ответили четырьмя успешными пусками за полтора года

Москва. 18 октября. INTERFAX.RU - Международный консорциум "Морской старт" (Sea Launch) создан в 1995 году. После завершенной в 2010 году реорганизации компании, штаб-квартира которой находится в г.Берн (Швейцария), выполнено четыре успешных запуска ракет-носителей "Зенит-3SL". О том, что представляет собой в настоящее время компания Sea Launch AG, ее достижениях и планах, рассказал "Интерфаксу-АВН" генеральный директор компании Сергей ГУГКАЕВ.

- Сергей Владимирович, это – первое интервью, которое дает глава Sea Launch AG для российских СМИ после завершения процесса реорганизации компании Sea Launch. В России достаточно внимательно следят за деятельностью "Морского старта". Что изменилось после реорганизации?

- Да, действительно, после возобновления пусковых операций с "Морского старта" российские СМИ проявляют высокий интерес к Sea Launch AG. Поэтому сегодня информационная политика нашей компании определяет одним из приоритетных направлений российскую аудиторию.

С 2010 года, когда был завершен процесс реорганизации, в компании произошли значительные изменения в части оптимизации как финансовых потоков, так и организации поставок летной матчасти, операционной деятельности корпоративного управления. В настоящее время структурно бизнес представляет собой группу компаний, каждая из которых имеет четкие задачи и цели.

Поясню: штаб-квартира Sea Launch AG находится в Швейцарии, в городе Берн. Sea Launch AG является полноправным правопреемником старого Sea Launch LLC. Из Берна происходит управление всей деятельностью "Морского старта" – маркетинговая деятельность и взаимодействие с зарубежными заказчиками пусков – как с существующими, так и с потенциальными, организация финансирования и производства летной матчасти в России, Украине и США, проведение пусковых кампаний.

- Почему на смену Sea Launch пришла структура с несколькими компаниями?

- Наш основной эксклюзивный подрядчик – компания Energia Logistics Ltd. Эта компания зарегистрирована и ведет свою деятельность на территории США. Дислокация этой структуры и американская юрисдикция объясняются местоположением базового порта Лонг-Бич со специальной инфраструктурой для подготовки летной матчасти к запуску. Кроме того, это место постоянной дислокации плавучего космодрома – командного судна Sea Launch Commander и пусковой платформы Odyssey.

Основная задача Energia Logistics Ltd. – обеспечить поставки летной матчасти, расходных материалов и услуг из США, получить необходимые американские лицензии, обеспечить запуск космических аппаратов и постоянную готовность судов к операциям.

Вся деятельность по размещению заказов на производство матчасти в России и Украине является зоной ответственности компании ООО "Энергия-Лоджистикс", город Королев. Она осуществляет инспекции по проверке статуса производства заказанных компонентов и техническую приемку готовых ракет-носителей, разгонных блоков, ракетных двигателей, организует визиты заказчиков на предприятия для контроля качества и сроков производства.

ООО "Энергия-Лоджистикс" – это та структура, которая непосредственно работает с предприятиями нашей кооперации в России и Украине. Все предельно просто и прозрачно, каждый занимается областью, в которой он – профессионал. Деятельность диверсифицирована, и каждая компания максимально приближена к своим непосредственным конрагентам.

- Впереди в текущем году еще один запуск по программе "Морской старт". Конечно, подводить итоги года еще преждевременно, однако какими вы их видите?

- Итоги 2012 года мы подведем в начале будущего года, но промежуточный анализ сделать возможно. План реорганизации Sea Launch предусматривал определенные показатели, и мы их на текущий момент выполняем. В первый год существования нового "Морского старта" мы осуществили два запуска: первый – из акватории Тихого океана, второй – с космодрома Байконур. Вся матчасть, которая успешно вывела космические аппараты компаний Eutelsat и Intelsat, была заказана и оплачена компанией Sea Launch AG, причем эти два запуска были проведены с интервалом в 12 суток!

Что касается текущего года, мы планомерно выполняем наш манифест пусков. Два аппарата уже на орбите, причем оба – компании Intelsat. Третья пусковая кампания начнется в ближайшие дни по прибытии космического аппарата. Забегая вперед, скажу, что разгонный блок ДМ-SL и для следующей миссии также уже доставлен в базовый порт Лонг-Бич, ракета-носитель произведена, и в ближайшие дни судно-транспортировщик выйдет из Украины в США.

- Каковы планы на 2013 год?

- Ответ во многом зависит от графика производства космических аппаратов наших заказчиков. Со стороны Sea Launch AG мы обеспечим готовность матчасти для выполнения как минимум трех пусков в 2013 году.

Что касается дальнейших поставок, то в настоящее время в производстве на предприятиях в России и Украине находятся 5 ракет-носителей "Зенит-2SL" и разгонных блоков ДМ-SL. Плановые сроки их готовности не вызывают сомнений. Наши контрактные обязательства основаны на производстве минимум четырех ракет-носителей ежегодно.

- Пока у Sea Launch AG достаточно определенный круг заказчиков. Планируется ли его расширение, и за счет кого?

- Это так. Исторически уже сложился определенный круг спутниковых операторов, которые работают с "Морским стартом" очень продолжительное время, с момента начала работы компании. В их числе, прежде всего, следует назвать компании Intelsat и Eutelsat – крупнейших игроков рынка спутниковых услуг. Мы также успешно работали с AsiaSat, Echostar/Hughs, Inmarsat, и мы поддерживаем с этими компаниями хорошие отношения.

Относительно ближайших перспектив: наши планы связаны с расширением круга заказчиков, поскольку рынок развивается, и на него выходят новые игроки, с которыми мы рассчитываем плодотворно сотрудничать.

- Как вы оцениваете техническое состояние стартовой платформы Odyssey и сборочно-командного судна Sea Launch Commander?

- Все суда находятся в постоянной готовности к работе. Такова специфика морского сегмента компании. В текущем году пусковая платформа прошла плановое техническое обслуживание в Малайзии в соответствии с регламентом по истечении 15-летнего срока эксплуатации. Ее скорость увеличена на 5%. Командное судно прошло обслуживание в сухом доке в Канаде. Мы также провели его модернизацию.

- Что вы можете ответить критикам, утверждающим, что "Морской старт" неэффективен?

- Могу ответить четырьмя запусками менее чем за год. Меры, принятые по завершении процесса реорганизации, себя оправдывают – заказ десяти ракет-носителей, их бесперебойное производство и имеющийся портфель заказов, на мой взгляд, являются достаточно вескими аргументами. Одной из приоритетных задач, поставленных руководству компании Советом директоров, является планомерное снижение издержек, которые за последние 5 лет до реорганизации стали серьезным препятствием для эффективности бизнес-модели "Морского старта". Пройдя непростой путь в ходе реорганизации, мы предлагаем нашим заказчикам свои главные преимущества – строгое выполнение сроков, высокую надежность ракет-носителей, конкурентное ценообразование и высочайший профессионализм всего персонала.

- Нет ли планов по модернизации ракеты-носителя "Зенит", если да – какие?

- Такие планы существуют. Рынок космических запусков не стоит на месте, и "Морской старт" реагирует на мировые тенденции. Сразу после возобновления деятельности мы начали работу с ОАО РКК "Энергия", КБ "Южное", ГП "Южный машиностроительный завод" и другими организациями по проработке вопроса об улучшении технических характеристик ракеты-носителя. В следующем году мы официально объявим результаты.

- Как вы оцениваете работу разгонного блока ДМ-SL?

- Этот компонент морского "Зенита" характеризуется высочайшей степенью надежности и точностью выведения, подтвержденные многолетней эксплуатацией. Разработчик и производитель разгонного блока – ОАО РКК "Энергия" – каждый раз демонстрирует стабильный результат как по качеству матчасти, так и по срокам исполнения наших заказов. Во время августовской миссии разгонный блок ДМ-SL, как и практически во всех предыдущих миссиях, вывел аппарат на заданную орбиту с высочайшей точностью.

- В начале беседы вы упомянули российскую аудиторию как одну из приоритетных. Почему российская, и почему сейчас?

- Как вы знаете, "Морской старт" – уникальный международный проект, не имеющий аналогов в мире. Во время создания инфраструктуры, адаптации технологий и матчасти к условиям применения на море, была проделана революционная работа, инженеры совершили технологический прорыв, и на сегодня этот результат по-прежнему выдающийся.

РКК "Энергия" выполняет функции головного интегратора и основного партнера проекта "Морской старт". В нем участвует значительное количество инженерного персонала РКК "Энергия". За последние несколько лет, в том числе из-за процедуры реорганизации, "Морской старт" выпал из российского информационного пространства. И сейчас усилия компании направлены в том числе и на максимально полное информирование российской аудитории о достижениях проекта "Морской старт". Мы постарались осветить нашу августовскую миссию – Intelsat-21 – как можно более полно, практически в режиме реального времени – от момента выхода из базового порта до запуска космического аппарата. Я очень надеюсь на дальнейшее сотрудничество по объективному освещению деятельности программы "Морской старт".

Интервью

Глава "Ангара Секьюрити": золотая лихорадка и консолидация - настоящее и будущее рынка инфобеза
Владимир Потанин: только нестандартный ход поможет решить наши проблемы
Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям