ХроникаСмена власти в СирииОбновлено в 20:37

Распад ОБСЕ не грозит

Генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер, находящийся с визитом в России, рассказал "Интерфаксу" о деятельности организации

Распад ОБСЕ не грозит
Распад ОБСЕ не грозит
Фото: osce.org

Москва. 23 октября. INTERFAX.RU - Генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер находится с визитом в России в эти дни. Он дал интервью заместителю главного редактора редакции внешней политики "Интерфакса" Ольге Головановой по вопросам деятельности организации.

- Какова цель Вашего визита в Москву, какие вопросы Вы намерены обсуждать с российским руководством в первоочередном порядке?

- Российская Федерация является одним из важных игроков в ОБСЕ, и её последовательное и конструктивное участие в работе Организации необходимо. Мой сегодняшний визит – часть диалога со странами-участницами Организации, который на регулярной основе ведётся как в Вене, так и в соответствующих столицах.

Сегодня мир вокруг нас и мы сами – наши сообщества, страны и регионы – стоим перед рядом глобальных вызовов, которые требуют глобальных скоординированных стратегий, а также адаптации существующих структур. Экономический кризис, новые угрозы безопасности, приобретающие всё более транснациональный характер, последствия «арабской весны», глубоко тревожное развитие событий в регионе восточного Средиземноморья, ситуация в Афганистане – всё это оказывает прямое и самое серьёзное влияние на безопасность в нашем регионе, и всё это привносит неуверенность в нашу жизнь.

Какие последствия все эти факторы могут иметь на регион ОБСЕ, как наша Организация может содействовать эффективному противостоянию возникающим угрозам в военно-политической и экономико-экологической сферах и в области прав человека, а также как Россия рассматривает этот процесс и какой вклад в него вносит – эти темы будут ключевыми на повестке дня моих встреч с Министром Лавровым, заместителем Министра Грушко, а также с главами российских делегаций в Парламентской ассамблее ОБСЕ.

В свете текущих и будущих вызовов мы рассмотрим такие региональные вопросы, как затяжные конфликты в регионе ОБСЕ и ситуацию в Центральной Азии. В преддверии ожидаемых в 2014 году изменений в Афганистане мы обсудим вопросы безопасности границ и транснациональные угрозы, в том числе терроризм, организованную преступность и незаконную торговлю, – угрозы, с которыми сталкиваются многие наши страны-участницы, в том числе Россия.

Активная позиция России в продвижении принципа неделимой безопасности чрезвычайно важна для достижения прогресса в реализации нашего видения свободного, демократического, общего и неделимого евроатлантического и евразийского сообщества безопасности. Только коллективными усилиями правительств, парламентариев, региональных организаций, только с участием академического сообщества и гражданского общества мы сможем сделать это видение реальностью в регионе ОБСЕ. Эта темя является одной из ключевых на повестке дня ОБСЕ, а также важным пунктом предстоящих дискуссий на нашем ежегодном Совете министров иностранных дел в Дублине в декабре.

Я также планирую провести обмен мнениями по этому и другим вопросам безопасности в ходе моей встречи с Генеральным секретарём Организации договора коллективной безопасности и во время лекции в Московском государственном институте международных отношений.

- Как Вы в целом оцениваете роль России в ОБСЕ, которая давно настаивала на реформе организации, выработке Устава Организации? Не грозит ли ОБСЕ роспуск, по Вашему мнению, ведь, как считают многие эксперты и политики, со многими функциями она не справляется, а в некоторых сферах дублирует деятельность других европейских структур?

- Россия – очень активная страна-участница ОБСЕ, которая часто выступает с предложениями, нацеленными на разработку повестки дня и улучшение работы Организации. Другие страны также выдвигают свои идеи и предложения, что создаёт базу для оживленной дискуссии. Тот факт, что такое большое количество стран столь активно вовлечены в ОБСЕ, весьма положителен, хотя идеи зачастую разнятся. Однако именно в этом всегда и состояла роль ОБСЕ: построение доверия путём преодоления противоречий в рамках сообщества, разделяющего основные принципы и ценности, но в то же время являющегося весьма разнородным в политическом, социальном и экономическом плане.

Я не верю в то, что ОБСЕ стоит перед угрозой роспуска, по большей части потому, что, по моему глубокому убеждению, сейчас потребность в Организации по-прежнему очень велика. Несмотря на то, что времена «холодной войны» позади, ОБСЕ остаётся единственным форумом, где государства евроатлантического и евразийского пространства встречаются и сотрудничают на основе равенства. Сообщество на базе ценностей, которое ОБСЕ собой представляет, базирующееся на добровольно принимаемых политических обязательствах, по-прежнему не имеет аналогов среди международных или региональных организаций. Ещё более важно то, что цель, определённая в 1975 году, пока ещё не была полностью достигнута. Сороковая годовщина хельсинкского Заключительного акта предоставляет нам прекрасную возможность консолидировать подходы, нацеленные на укрепление вклада ОБСЕ в создание сообщества безопасности к 2015 году. Ориентируясь на эту цель, в этом году ирландское председательство ОСБЕ запустило процесс «Хельсинки +40», который тоже призван помочь Организации улучшить процесс своей работы и сфокусировать повестку дня.

Все организации должны постоянно находить пути более эффективного выполнения своей работы, это справедливо и по отношению к ОБСЕ. Во время встреч в Москве я обсужу с моими партнёрами, на чём сосредоточена сейчас и будет фокусироваться в будущем наша Организация, как можно сделать её более эффективной и повысить её способность наилучшим образом реагировать на нужды стран-участниц и нынешние угрозы безопасности.

Что касается роли ОБСЕ относительно других европейских структур, подход «мы или они» был бы неверным. Уникальной чертой ОБСЕ является всеохватность. Мы объединяем 56 стран из Европы, Северной Америки и бывшего Советского Союза – в том числе все страны-члены ЕС и СНГ, НАТО и ОДКБ. Мы не замещаем собой эти организации – мы стремимся создавать отношения синергии. Кроме того, мы уже работаем с ними в рамках Платформы безопасности, основанной на сотрудничестве, стремясь содействовать полному выполнению обязательств ОБСЕ и дополнять возможности друг друга в реагировании на проблемы, беспокоящие нас всех. Эти вопросы касаются, в частности, предупреждения и разрешения конфликтов, содействия мерам построения доверия, противостояния транснациональным угрозам, они касаются также деятельности в сфере прав человека. Мы сотрудничаем как в ходе политического диалога, так и в рамках проектов на местах.

- Известно, что в Москве давно уже считают, что деятельность ОБСЕ сводится практически только к мониторингу выборов, который в Москве не всегда воспринимают как объективный. Что происходит с другими "корзинами" деятельности ОБСЕ, в частности военно-политической? Насколько эффективно, по Вашему мнению, ОБСЕ участвует в урегулировании затяжных конфликтов в Европе, в частности на пространстве СНГ?

Не вся наша деятельность получает столько же внимания со стороны СМИ, как мониторинг выборов. Наша деятельность, особенно в военно-политической сфере, как то меры по построению и укреплению доверия, в силу своей специфики менее заметна, однако не в меньшей степени важна в контексте нашего всеобъемлющего подхода к безопасности.

Если Вы посмотрите на наш вебсайт, вы увидите, что мы ежедневно работаем над широким спектром вопросов, как то обеспечение безопасности границ, борьба с торговлей людьми и терроризмом, предотвращение конфликтов, экономическая деятельность, гендерное равенство, должное управление, права меньшинств, полицейская деятельность и многое другое.

Вы упомянули затяжные конфликты. Достижение прогресса в поиске решения затяжных конфликтов является одним из приоритетов ирландского председательства Организации в 2012 и ОБСЕ в целом.

В приднестровском урегулировании был сделан определённый прогресс. С момента возобновления в прошлом году официальных переговоров было достигнуто соглашение о принципах, процедурах и повестке дня переговоров. Стороны также договорились встречаться более часто, активизировать диалог по вопросам прав человека, а также учредить совместный форум для ведения диалога с представителями гражданского общества и СМИ с обеих сторон. Мы стали свидетелями позитивного развития событий и на местах, в том числе возобновления грузового железнодорожного сообщения через Приднестровье и утилизацию радиоактивных отходов. Мы намерены базироваться на этих положительных достижениях в ходе проведения следующего раунда переговоров в формате «5+2» в Дублине в этом ноябре.

Что касается Нагорного Карабаха, все обеспокоены отсутствием прогресса и ухудшением ситуации на местах: лишь в этом году были убиты 28 человек. Я лично разделяю эту обеспокоенность. Мы продолжаем поддерживать усилия Минской группы и её сопредседателей – России, Франции и США. Однако никакие международные усилия не могут быть действенными, если с обеих сторон нет политической воли для достижения мирного соглашения путём переговоров. Я подчеркивал это во время недавних встреч с соответствующими министрами иностранных дел в Нью-Йорке. Возвращение к сути переговоров и ориентация на будущее – это единственный способ предотвратить эксалацию напряжённости и обеспечить долгожданную безопасность в регионе.

Относительно Грузии я хотел бы отметить, что ОБСЕ вместе с ЕС и ООН сопредседательствует в Женевских международных дискуссиях, начавшихся после августовского конфликта 2008 года. Эти дискуссии – единственный формат, в который вовлечены все заинтересованные стороны, в том числе представители от Тбилиси, Сухуми и Цхинвали. Представители нового грузинского правительства присутствовали на последнем раунде Женевских переговоров, что было воспринято весьма позитивно. Судя по сделанным на данный момент заявлениям, я уверен, что новое правительство Грузии будет привержено участию в Женевских дискуссиях в положительном и конструктивном ключе.

Мы продолжаем работать над проектами, нацеленными на улучшение жизни людей на затронутых конфликтом территориях: этим летом мы начали реализацию нового финансируемого ЕС проекта с бюджетом в один миллион евро, целью которого является обеспечение питьевой водой и водой для полива несколько сотен семей, проживающих по обе стороны административной разделительной линии.

- Чем конкретным помогла ОБСЕ процессу и механизмам в рамках Женевских консультаций по стабильности на Кавказе? Сохранит ли, по-Вашему, актуальность этот формат после того, как партия Михаила Саакашвили проиграла и объявила об уходе в оппозицию?

- Женевские международные дискуссии являются единственным форматом для работы по последствиям конфликта 2008 года. Как я уже упомянул, представители нового правительства Грузии уже присутствовали на последнем раунде Женевских дискуссий. Судя по уже сделанным заявлениям, новое правительство Грузии будет привержено к участию в Женевских международных дискуссиях в положительном и конструктивном ключе.

Важным практическим результатом Женевских международных дискуссий было создание механизмов предотвращения инцидентов и реагирования на них. Встречи в рамках эргнетского механизма проводятся ежемесячно, и он доказал свою эффективность в качестве площадки для обсуждения практических вопросов, касающихся, в частности, безопасности фермеров, особенно во время сезона сбора урожая, обмена задержанными, а также проектов водоснабжения населения затронутых конфликтом территорий. Наша цель – сформировать доверие и помочь решить проблемы, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни.

- Продолжает ли ОБСЕ настаивать на необходимости своего присутствия в Южной Осетии и Абхазии?

Присутствие ОБСЕ в регионе, на местах, позволило бы расширить диапазон нашей деятельности. Конечно, это также помогло бы нам более эффективно работать над проектами, которые мы осуществляем в регионе. Однако любое решение относительно полевого присутствия ОБСЕ – касательно его мандата, условий и охвата деятельности – может быть принято только в результате консенсуса всех 56 стран-участниц ОБСЕ. Вопрос возобновления присутствия ОБСЕ в Грузии неоднократно поднимался, но безуспешно.

- Каким образом ОБСЕ будет участвовать в укреплении границ стран Центральной Азии после вывода войск НАТО из Афганистана? Что конкретно предпринимается на данном этапе? Какие экономические проекты с участием ОБСЕ осуществляются в этом регионе? Сообщалось, что ОБСЕ будет активно подключена к созданию транспортно-транзитных коридоров?

- Ситуация с безопасностью в Афганистане оказывает прямое влияние на регион ОБСЕ: эта страна граничит с тремя странами-участницами нашей Организации. Мы уделяем пристальное внимание региону в преддверии 2014 года, когда Афганистан намеревается принять на себя бóльшую ответственность за собственную безопасность. Наши страны-участницы из Центральной Азии находятся в авангарде процесса. Наша основная цель – оказать этим странам поддержку в развитии потенциала, необходимого для противостояния угрозам, исходящим с территории Афганистана.

Мы также оказываем поддержку Афганистану через осуществление деятельности в Центральной Азии. Это помогает и укрепить доверие между нашими центральноазиатскими странами-участницами и Афганистаном, и объединяет представителей соответствующих агентств и ведомств. Например, мы обучаем афганских таможенников и пограничников вместе с их коллегами из стран-участниц ОБСЕ из Центральной Азии на базе Пограничного колледжа ОБСЕ для руководящего состава в Душанбе. Более трети из 900 прошедших обучение участников были из Афганистана, в том числе около 60 женщин. Мы также проводим совместное обучение представителей таджикских погранвойск и пограничной полиции из Афганистана с целью развития их навыков патрулирования и пограничного дозора. В России, в Домодедово, мы помогали проводить обучение афганских полицейских в сфере борьбы с незаконной торговлей наркотиками.

У ОБСЕ всеобъемлющий подход к безопасности, поэтому мы стремимся не ограничивать наше сотрудничество военно-политическими аспектами, а охватывать также и экономико-экологические вопросы, а также человеческое измерение. Пару недель назад, например, мы завершили проект по обучению навыкам ведения бизнеса женщин-предпринимателей из малых и средних предприятий Афганистана. Для развития законной торговли между Афганистаном и Таджикистаном наше Бюро в Таджикистане способствовало созданию свободных экономических зон рядом с таджикско-афганской границей.

- Некоторое время назад ОДКБ передала в ОБСЕ предложения о том, чтобы одобрить базовые принципы наблюдения за общенациональными выборами в государствах-участниках ОБСЕ, чтобы не было "двойных стандартов". Россия настроена продвигать данное предложение на предстоящем СМИД ОБСЕ. Что Вы могли бы сказать по этому поводу? Каков ответ ОБСЕ на российские предложения?

- Все страны-участницы ОБСЕ, в том числе Россия, взяли на себя обязательство проводить выборы в соответствии с принципами, содержащимися в Копенгагенском документе ОБСЕ, и приглашать наблюдателей от Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, с тем, чтобы наблюдать за соблюдением этих принципов. БДИПЧ как институту ОБСЕ был дан мандат всеми 56 странами осуществлять эту функцию, которая важна для укрепления демократии в нашем регионе. Я уверен, что не существует выборов, которые БДИПЧ наблюдало и где не было бы элементов, которые можно было бы исправить.

Мы открыты всем взглядам, законно выражаемым всеми странами-участницами, в том числе Россией, относительно улучшения эффективности работы ОБСЕ.

- Когда и где пройдет очередной СМИД, на чем будут главные акценты встречи?

- Следующая встреча министров иностранных дел стран-участниц ОБСЕ состоится в Дублине 6-7 декабря этого года. Мы рассмотрим прогресс, который мы достигли в реализации решений, принятых в Вильнюсе, и изучим приоритетные направления движения вперёд. В настоящий момент мы обсуждаем с нашими 56 странами-участницами вопросы, в отношении которых мы сможем достичь общего мнения или принять решение. Экономико-экологическая проблематика, в том числе должное управление, а также вопросы человеческого измерения, в том числе относящиеся к продвижению толерантности и недискриминации, весьма высоко стоят на повестке дня нашей работы.

- Как продвигаются переговоры в рамках ОБСЕ по новому Договору об обычных вооружениях в Европе? Когда ситуация может сдвинуться с мертвой точки? А также намерена ли ОБСЕ поднимать вопрос о необходимости вывести с территории Европы тактическое ядерное оружие США?

- Я убеждён, что сегодня регион ОБСЕ не в меньшей степени нуждается в современных механизмах контроля за вооружениями и мерах по укреплению доверия и безопасности, чем раньше, и я сожалею о существующем сегодня тупике в переговорах по контролю за вооружениями. Это положение дел сейчас рассматривается, и представители Украины как следующего председателя ОБСЕ, уже выступили с заявлением о том, что этот вопрос будет стоять на их повестке дня в 2013 году. Реализация в полной мере существующих инструментов контроля за вооружениями помогла бы восстановить доверие и общий опыт, которые существовали на протяжении многих лет; с другой стороны, нынешняя тупиковая ситуация, особенно по вопросам контроля за обычными вооружениями, может потребовать фундаментального переосмысления того, как действовать дальше. Я планирую организовать в марте следующего года в Вене открытое мероприятие с участием независимых экспертов и представителей заинтересованных стран, чтобы провести «мозговой штурм» о путях движения вперёд.

В любой случае, роль ОБСЕ не в том, чтобы оказывать давление на какие-либо из её стран-участниц, а скорее в том, чтобы предоставлять платформу для диалога, где все они могут обсудить пути решения конкретных проблем в области безопасности, причём не только на уровне диалога между государствами, но и с участием представителей академического сообщества, экспертов и гражданского общества.

- Как Вы оцениваете ситуацию с правами человека и оппозицией в России? И как бы Вы могли прокомментировать вердикт российского суда относительно дела Pussy Riot?

- Я знаю о том, что недавние события, касающиеся положения с правами человека в России, в особенности работы НКО, ситуации с активистами, работающими в сфере прав человека, а также касающиеся свободы собраний, вызвали обеспокоенность. Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека готово предложить свой опыт в рассмотрении законодательных актов на стадии проекта.

Что касается второй части Вашего вопроса, я хотел бы сослаться на заявление Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, сделанное после вынесения приговора, в котором она подчеркнула необходимость защиты свободы выражения мнения.

Интервью

Топ-менеджер СПбМТСБ: Покупатели топлива, как оказалось, могут представлять совершенно разные весовые категории
Максим Решетников: договоренности COP29 закрепили принцип равноправного доступа стран к инфраструктуре углеродных рынков
Первый зампред ВТБ: мы в следующем году увидим "принцип Анны Карениной" в действии
Академик Покровский: главное - обучить людей тому, как не заразиться ВИЧ-инфекцией и объяснить, что они подвергаются риску заражения
Глава "Деметра-Холдинга": российское зерно надо продавать напрямую
Анастасия Ракова: за последние 13 лет количество многодетных семей в Москве увеличилось втрое
Первый зампред МТС-банка: для нас вода поостыла, а для некоторых стала совсем холодной
Сергей Рябков: Трамп нам известен по предыдущему хождению во власть
Научный руководитель Института космических исследований РАН: Луна - не место для прогулок
Президент ПАО "Элемент": мер поддержки микроэлектроники достаточно, главное - наполнить их финансированием