ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 23:07

Самый эффективный антикризисный рецепт - работа

Премьер-министр Башкирии Раиль Сарбаев рассказал "Интерфаксу" о том, как в республике борются с кризисом и какая помощь оказывается компаниям и бизнесменам региона

Самый эффективный антикризисный рецепт - работа
Самый эффективный антикризисный рецепт - работа
Фото: bashkortostanrsp.ru

Москва. 10 апреля. INTERFAX.RU - Раиль Салихович, 10 апреля, ровно год назад? Вы возглавили правительство Башкирии. Вам, можно сказать, "повезло" - работать приходится в жестких условиях мирового кризиса. Насколько оказалась готовой к нему экономика республики?

Мы просто забыли, что бывали времена и похуже. Обратите внимание, кризис происходит регулярно раз в десять лет. Но когда он наступает, выясняется, что почему-то никто к нему не готов. Это как у коммунальщиков - зима всегда наступает неожиданно. Многие справедливо предполагают, что нынешний кризис будет более тяжелым для страны, нежели кризис 1998 года. Тот был "бюджетный", "долговой", а нынешний - системный. Следовательно, он будет затяжным, как и выход из него.

Экономика Башкирии оказалась в более выигрышном положении. Показатели 2008 года говорят сами за себя - они значительно превысили среднероссийские значения. Главный индикатор экономического развития - валовой региональный продукт - составил 802 млрд рублей, что почти на 200 млрд больше показателя 2007 года. Индекс промышленного производства составил 109 процентов. Сможем ли мы выполнить свои социальные обязательства? Да! Во-первых, есть возможность сократить некоторые расходы до уровня прошлого года. Во-вторых, гарантией выполнения социальных обязательств являются накопления нашего резервного фонда.

Почему мы менее болезненно переживаем сегодня непростую ситуацию? Потому, что политика нашего президента Муртазы Рахимова все эти годы была ориентирована на диверсификацию экономики, на модернизацию производства. Благодаря этому у нас хорошо развиты и топливно-энергетический комплекс, и высокотехнологичное машиностроение, и сельское хозяйство.

Ситуация и сегодня остается достаточно стабильной. Из ста промышленных предприятий, на долю которых в структуре валового регионального продукта приходится более 40%, почти половина (40%) идут с ростом даже к уровню "благополучного" 2008 года. А на остальных обеспечен рост производства в марте к февралю. То есть, с начала года наблюдается положительная динамика индексов промышленного производства. Если февраль к январю показал рост производства в 103,8%, то в марте он составил 111,9% по отношению к февралю. Что обеспечило основной рост? Добыча полезных ископаемых, обрабатывающее производство. Если бы не крайне теплая зима, то и производство, и распределение электроэнергии и газа не снизили бы объемы. Но тут, увы, командовала природа. Естественно, сравнивать с цифрами аналогичного периода прошлого года нелогично и некорректно. В марте 2008 года мы еще и не подозревали о сюрпризах осени!

Проблемными остаются предприятия, комплектующие автопром, строительная отрасль. Но мы не сидим, сложа руки, меры принимаем. К середине года рост должен быть в 1,5-2 раза к сегодняшнему уровню.

Дано указание о субсидировании процентных ставок для предприятий реального сектора экономики правительством.

Но очень важно понимать, что только государственная поддержка и бюджетные деньги не могут быть панацеей от всех бед. Чрезмерное увеличение роли государства в финансовой системе, строительном бизнесе, на рынке недвижимости или в другом секторе экономики - далеко не идеальный вариант. Ведь это наверняка создаст многочисленные проблемы в будущем, и мы столкнемся с неэффективными инвестициями. В таком случае можно предположить, что через какое-то время наступит новый кризис, и он будет похож на кризисы 70-х, которые были вызваны в том числе и непомерным участием государства в экономике. Средства из госбюджета нужно использовать для создания объектов, повышающих эффективность экономики, для строительства новой инфраструктуры, для развития инновационной промышленности. Потому что в итоге эти инвестиции окупятся. Если же средства пойдут на поддержание на плаву обанкротившихся предприятий, то пользы от этого будет значительно меньше. А морального права на неэффективные инвестиции у нас сегодня, увы, нет.

У Башкирии есть свой уникальный антикризисный рецепт?

Да. Его недавно озвучил президент Муртаза Рахимов. Коротко и ясно - работать надо.

Что же касается приоритетов, то здесь мы исходим из элементарных потребностей человека. На это должна ориентироваться и экономика, и производство. Поэтому ставку делаем на инновационное развитие агро-пищевой промышленности, деревообработки, биофармацевтики, индустрии здоровья, будем настаивать на качественно новом развитии легкой промышленности и кожевенного производства.

У нас есть возможность создавать на базе традиционных и успешных кластеров новые производства инновационных продуктов на уровне мировых стандартов, которые будут востребованы в период выхода из кризиса - одежда, мебель, бытовая и промышленная техника. Сейчас самое время активно заняться замещением импортных товаров на нашем рынке. На это есть всего 2-3 года, потом мы утратим этот шанс.

Занять лидирующие позиции внутри страны позволяют прекрасные возможности, которыми мы располагаем: на своем сырье мы можем производить мебель, технику, изделия из кожи, продукты питания. Только на освоении леса в республике можно создать дополнительно 10 тыс. рабочих мест и пополнить ВРП почти на 100 млрд рублей.

Одним словом, в ближайшие 1,5-2 года будем решать задачи с учетом их долгосрочной экономической выгоды для региона. Мы должны сделать все, чтобы минимизировать экономические потери наших граждан.

В этом году Башкирия заявила весьма амбициозные планы по поддержке малого и среднего бизнеса. Как идет их реализация?

В 2009 году только непосредственно на реализацию Программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства из нашего республиканского бюджета выделяется 500 млн рублей, в порядке софинансирования из федерального бюджета будет привлечено еще около 1 млрд руб. В предыдущие же годы суммы не превышали 50-70 млн рублей, так что разница более чем ощутима.

Сейчас отрабатываем механизм по предоставлению субсидий начинающим предпринимателям, в том числе и на так называемый "старт-ап". Каждый обратившийся за помощью начинающий предприниматель получает безвозвратно до 400 тысяч рублей на развитие своего дела. Условие - вложение собственных средств в размере 25 процентов от запрашиваемой суммы. Для нас принципиально важно, чтобы они представили четкие проекты, чтобы новые малые или даже микро-предприятия дали новые рабочие места, чтобы они обеспечили свой вклад в развитие экономики. Нам нужно развивать бизнес с упором на создание дополнительных рабочих мест и новой востребованной продукции. Сегодня время социально ориентированных предпринимателей, которые активно займутся перспективными инновационными проектами.

Где в первую очередь Вы видите возможности для развития предпринимательства?

Вокруг крупных предприятий. Только ОАО "Полиэф" дает возможность создать вокруг себя не менее 15 новых направлений, соответственно, 15 малых предприятий. Все наши новые производства, к примеру, Уфимский трансформаторный завод, завод керамической плитки "Ласселсбергер", могут передать часть функций малым предприятиям.

Это позволит не только создать новые рабочие места, но и существенно снизить себестоимость основной продукции. Производители конечной машиностроительной продукции ("НефАЗ", Кумертауское авиационное предприятие, Туймазинский завод автобетоновозов) могут передать производство комплектующих в аутсорсинг, и эта работа ими уже ведется. Вполне реально на базе предприятий машиностроения выделить отдельные производства комплектующих для сборочных производств иностранных автомобилей в Российской Федерации. Можно организовать производство малотоннажных продуктов переработки химии на базе нашей нефтехимической отрасли. Тем более, что есть уже конкретные примеры - в Стерлитамаке выпускают пластикаты в малых объемах под конкретных заказчиков.

Какая еще поддержка, кроме уже названной вами, оказывается малому и среднему бизнесу?

Известно, что доступ к банковским кредитам для мелких предпринимателей и раньше был непростым. А в нынешних условиях - особенно. Поэтому у нас организовано предоставление предпринимателям поручительств перед банками за счет средств Гарантийного фонда республики. На пополнение этого фонда республикой будет выделено 170 млн рублей. А с учетом софинансирования из федерального бюджета активы Гарантийного фонда превысят 600 миллионов.

Существенной помощью предпринимателям является и субсидирование процентных ставок по кредитам. Для этого из республиканского бюджета направлено 90 млн рублей, из федерального предполагается получить более 200 миллионов.

Предусмотрено также предоставление предпринимателям микрозаймов - до 1 млн рублей каждый, субсидирование части затрат малых предприятий на присоединение к электрическим сетям, на выставочно-ярмарочную деятельность, выделение средств на создание минибизнес-инкубаторов и технопарков производственного типа. У нас в каждом городе и районе при школах открываются названные мини-бизнес-инкубаторы, и там любой желающий может пройти полноценную консультативную школу, обучиться азам бизнеса.

Большое значение мы придаем развитию малого предпринимательства и на селе, особенно в тех местах, где в силу известных экономических причин прекратили существование крупные хозяйства и предприятия. Трудовая занятость сельского населения здесь может быть обеспечена за счет развития малых сельскохозяйственных предприятий - крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств. Сейчас у нас в республике работают более 4600 крестьянских (фермерских) и свыше 570 тысяч личных подсобных хозяйств. Они обладают значительными ресурсами, их доля в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции составляет уже около 65%.

Понятно, что для развития личных подсобных хозяйств необходима техника. В этом году личные подсобные хозяйства получают на условиях лизинга тракторы "Беларус" и прицепной инвентарь. Первоначально планировалось, что сельчане будут погашать полную стоимость техники - в течение длительного времени и на вполне благоприятных условиях. Потом мы решили, что стоимость предмета лизинга будет составлять лишь 40% от цены приобретения техники. А большая часть ее стоимости сельчанам, развивающим личные подсобные хозяйства, компенсируется за счет республиканского бюджета. Ежемесячные платежи, например, за трактор "Беларус-82.1" составляют около трех тысяч рублей, а это вполне посильная для сельчан сумма.

Все, что выращивается на нашей земле, должно у нас же и перерабатываться. Поэтому мы стимулируем создание новых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции, а это не только более качественные и дешевые продукты питания, но и дополнительные рабочие места. В этом году на приобретение специализированной техники для сбора сельскохозяйственной продукции малых хозяйств будет выделено 100 миллионов рублей.

Но аграриям дана четкая установка - все сегодняшние инвестиции в село должны приносить адекватную отдачу. То есть с рубля, вложенного в сельское хозяйство, мы должны получить полтора. И уровень жизни на селе должен быть высоким - как в отношении заработной платы, так в и вопросах комфортных условий для труда.

Вы неоднократно говорили о снижении себестоимости квадратного метра, о доступности жилья. Какие шаги сегодня уже предприняты?

Мы начали активнее использовать механизмы частно-государственного партнерства при подведении инженерных коммуникаций. Упростили процесс получения исходно-разрешительной документации на возведение жилья, ведь именно они ложатся наибольшей нагрузкой на строительную сферу. Сокращаем расходы на закупку сырья и материалов, на ремонт оборудования.

У нас начнет работу агентство ипотечного кредитования. С прошлого года введены жилищные сертификаты для многодетных семей.

Главное ноу-хау - под Уфой выделят для молодых семей экспериментальные площадки - 2000 земельных участков с готовыми инженерными сетями, забором и небольшой времянкой, с тем, чтобы семья сразу же могла начать здесь жить и постепенно строить уже большой хороший дом. Этот эксперимент мы потом продолжим во всех районах республики. Задача 2009 года - ввести не менее 2,4 миллиона жилых "квадратов".

Вы недавно сообщили, что целесообразно объединение в одну технологическую цепочку крупных предприятий "Салаватнефтеоргсинтез", "Каустик" и "Каучук". Что это даст?

Продукцию высокого передела с большой добавленной стоимостью. Мы стремимся максимально использовать имеющийся у нас сырьевой потенциал. Поэтому заводы строились и развиваются с учетом возможности использовать в качестве сырья продукцию, выпускаемую на предприятиях республики, чтобы в конечном итоге производить именно продукцию высокого передела с большой добавленной стоимостью. В этом плане технологическая цепочка "Салаватнефтеоргсинтез" - "Каустик" - "Каучук" совершенно естественна, ведь в ОАО "Салаватнефтеоргсинтез" производится практически весь ассортимент продукции, являющейся сырьем для "Каучука" и "Каустика". Так, ОАО "Каустик" потребляет этилен как основное сырье для производства поливинилхлорида, а "Салаватнефтеоргсинтез" получает возможность реализовывать излишки этилена - продукта нефтепереработки. Поэтому планы развития "Каустика", "Каучука" и "Салаватнефтеоргсинтеза" должны быть тесным образом взаимосвязаны. Чего правительство и добивается.

В каком состоянии находится реализация соглашения ОАО "Сода" с германскими партнерами о развитии цементного производства? Создано ли совместное предприятие? Нет ли проблем с финансированием проекта? Каковы финансовые обязательства республики в этом проекте? Когда планируется пуск производства в эксплуатацию?

Соглашение о сотрудничестве в области развития цементного производства между ОАО "Сода" и нашими партнерами из Германии подписано 17 декабря 2008 года. В целях привлечения иностранного инвестора для реализации программы расширения мощностей по производству цемента на базе цементного производства "Соды" создано ОАО "Строительные материалы".

В настоящее время в ОАО "Строительные материалы" ведутся работы по реализации первого этапа - достижению мощности 1,6 млн тонн цемента в год: строительство трех цементных мельниц мощностью 700 тыс. тонн в год и развитие инфраструктурной базы. Общая сумма инвестиционных затрат составляет 1,6 млрд рублей. Ввод новых мельниц в эксплуатацию запланирован на июль этого года. В результате в 2009 году будет возможно произвести до 1,4 млн тонн цемента, а начиная с 2010 года - 1,6 млн тонн в год. К 2012 году мощности запланировано увеличить до 2,5 млн тонн цемента в год. Но для этого потребуется дополнительная сырьевая база и соответственно увеличение инвестиций.

Реализация проекта осуществляется за счет средств предприятия. Кроме того, в настоящий момент ведутся переговоры со Сбербанком России о его участии в финансировании этой работы. Дополнительного финансирования со стороны республики не предусматривается.

Сотрудничество помогает нам решить ряд вопросов: обеспечить финансирование инвестиционной программы - до 10 млрд рублей к 2012 году, организовать эффективную систему управления инвестициями в развитие цементного производства. Кроме того, это сотрудничество позволит увеличить сбыт продукции за счет включения в сеть продаж немецкого партнера.

Вы сказали, что правительством дано указание о субсидировании процентных ставок для предприятий реального сектора экономики. На какую сумму будут субсидироваться ставки, из каких средств и по кредитам каких банков? Какие предприятия могут рассчитывать на субсидии? Какова общая потребность крупных предприятий республики в оборотных средствах?

В рамках реализации Республиканской целевой инновационной программы на 2008-2010 гг. на субсидирование части процентных ставок субъектам инновационной деятельности в текущем году предусмотрено 7,8 млн рублей, еще 10 млн рублей - в следующем. Субсидии предприятиям предоставляются на основе конкурсного отбора, их размер составляет 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка России, действующей на дату предоставления кредита, но не более 1/2 фактических затрат на уплату процентов по кредиту.

Значительный объем средств на субсидии небольшим предприятиям предусмотрен, как я уже сказал, в рамках Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Имеется также ряд программ поддержки промышленных предприятий в виде субсидирования банковских процентов на федеральном уровне. Это, в частности, программы поддержки российских экспортеров промышленной продукции, организаций автомобилестроения, транспортного, сельскохозяйственного и тракторного машиностроения, производителей авиационных двигателей и другие. Общий объем финансирования по ним превышает 10 млрд рублей.

Для сельскохозяйственных предприятий всех организационно-правовых форм тоже предусмотрены субсидии на возмещение части процентов по кредитам. В бюджете республики для этого выделено 240 млн рублей. Из федерального бюджета в соответствии с соглашением между министерствами сельского хозяйства Российской Федерации и республики планируется получить более 1,15 млрд рублей.

Кроме вышеперечисленного, есть целый комплекс мер для расширения ресурсной базы самих банков и, соответственно, обеспечения доступности кредитных ресурсов для предприятий. Одна из наиболее значительных мер - это размещение денежных средств государственного сектора экономики на длительные сроки на банковских депозитах ведущих кредитных организаций республики. С ними правительством республики заключены партнерские соглашения, которые предусматривают последующее кредитование этими банками инвестиционных программ и проектов республики. Общий объем предоставленных средств - более 11 млрд рублей.

Мы задействовали и механизм государственного гарантийного обеспечения предоставляемых предприятиям кредитов. В состав обеспечения включены государственные активы стоимостью 5,9 млрд рублей.

На одном из заседаний правительства Вы сказали, что в республике теперь можно наладить производство конкурентоспособных малоразмерных двигателей внутреннего сгорания, созданных совместно с иностранной фирмой. Кто является разработчиком таких двигателей? Какова потребность в них на внутреннем рынке?

Разработчиком двигателя выступил наш давний партнер - австрийская компания AVL List GmbH, с которой мы в настоящее время работаем еще и по проекту производства колесного трактора среднего класса. Со стороны республики поддержку проекта по двигателю осуществляет ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение". Цель проекта - организация производства универсальных двигателей внутреннего сгорания мощностью 4,7 и 8,0 л.с., предназначенных для установки на мототехнику и средства малой механизации. Потребность рынка в этой технике очень велика.

Преимущество нового двигателя - в его универсальности. Двигатель может применяться на мотоблоках, культиваторах, газонокосилках, сенокосилках, снегоуборщиках, мини-электростанциях, сварочных генераторах и многих других видах техники. В настоящее время в России двигатели с такими характеристиками не выпускаются, поэтому все отечественные производители средств малой механизации закупают для них двигатели за рубежом. Прогнозируемая же емкость рынка двигателей такого класса в России и странах ближнего зарубежья - около 60 тысяч штук в год.

В наших дальнейших планах - организация собственного производства разнообразной техники на базе этого универсального двигателя.

Раиль Салихович, объявленное сокращение аппарата правительства в рамках оптимизации расходов республики в период кризиса почти на 40% принесло существенную экономию этих средств? Как Вы считаете, достаточны ли эти меры или предстоят еще какие-либо "секвестры" бюджетных расходов?

Президентом Башкирии М.Г.Рахимовым в начале года был подписан Указ о принятии мер по повышению эффективности расходов на содержание государственных органов республики. У нас и раньше шла работа по оптимизации расходов на государственное управление, по этим показателям мы имеем одни из наиболее значительных результатов среди регионов Российской Федерации.

Сегодня мы сокращаем расходы на содержание органов государственной власти, в том числе сокращается численность работников аппаратов и количество служебных легковых автомобилей. Уменьшилось число чиновников, соответственно, стали меньше расходы на содержание аппарата - почти на 60%. А сокращение расходов на деятельность министерств, государственных комитетов и ведомств республики дает экономию не менее 290 млн рублей, или 17 % от планировавшихся ранее расходов.

У нас приостановлено повышение заработной платы государственных чиновников, и это позволит сэкономить около 250 млн рублей. Ликвидированы, реорганизованы и преобразованы в сторону уменьшения ряд министерств, государственных комитетов и ведомств Башкирии.

Сэкономленные бюджетные средства будут перераспределены на социальные нужды.

Раиль Салихович, Вы активно общаетесь со СМИ и призываете всех членов правительства стать более открытыми, справедливо мотивируя это тем, что в противном случае информационный вакуум заполняется домыслами. Удовлетворены ли Вы уровнем информационной открытости руководителей и как, по Вашему мнению, это сказалось на международном имидже республики? Как Вы оцениваете информационные атаки на республику со стороны оппозиции, усилившиеся в последнее время?

Любой человек может иметь свое, отличное от других, мнение. Разумеется, оппозиция имеет право высказывать свою точку зрения по любому вопросу, но это должно происходить цивилизованно, не оскорбительно для других людей, тем более, не должно носить противозаконный характер. Предлагайте свои программы, занимайте людей реальным делом, приносящим доход, если такая программа есть. Но ведь ее нет. Мы наблюдали несколько, мягко скажем, неинтеллигентные формы выражения своего мнения. Это и мнением-то назвать сложно, больше смахивает на неудовлетворенные и политические, и, прежде всего, финансовые амбиции отдельных людей.

Еще 10 лет назад было принято решение открыто и честно говорить людям о реальной ситуации. Главное - не врать народу, особенно СЕГОДНЯ, когда в стране много проблем. Тогда и не будет места для слухов и нелепых домыслов. У нас руководство республики постоянно встречается с журналистами, дает обстоятельные интервью, проводит пресс-конференции для широкого круга СМИ. Всегда можно получить исчерпывающую информацию на официальных интернет-порталах, на сайтах всех министерств, госкомитетов и ведомств республики. Через сайт можно напрямую обратиться с письмом ко мне. Кстати, вопрос предоставления значительных льгот при приобретении тракторов сельчанам, развивающим личное подсобное хозяйство, был решен именно благодаря такому обращению одного из сельских жителей республики.

На имидже республики в международном плане такая информационная прозрачность сказывается самым позитивным образом, повышает инвестиционную привлекательность Башкирии.

Что касается удовлетворенности информационной открытостью, то, как говорил Лев Толстой, "чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным".

Интервью

Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена