ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 04:00

Миллиарды на железные дороги

В текущем году государство продолжит помогать РЖД. Правительство щедрой рукой направит РЖД 140 млрд рублей из федерального бюджета. О таких планах рассказал премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании в Сочи. А глава РЖД Владимир Якунин попросил еще денег на строительство олимпийских объектов

Миллиарды на железные дороги
Фото ИТАР-ТАСС

Сочи. 27 февраля. IFX.RU - Премьер-министр РФ Владимир Путин в субботу в Сочи провел совещание, посвященное реализации инвестпрограммы ОАО "Российские железные дороги". Премьер пообещал монополии щедрую помощь от государства. А именно, в этом году из федерального бюджета 140 млрд рублей уйдет на инвестпрограмму РЖД. На улучшение безопасности на железных дорогах из казны будет потрачено 4,5 млрд рублей.

Сдержанный рост тарифов не в ущерб РЖД

Правительство РФ в 2010 году продолжит сдерживать рост тарифов РЖД, но не за счет развития транспортных компаний, заявил премьер-министр.

Он напомнил, что государство в 2009 году в целом оказало РЖД поддержку в размере 130 млрд рублей. Выделение этих ресурсов позволило сдержать рост тарифов. В частности, вместо запланированного на 2009 год роста тарифов на грузоперевозки в размере 16,5% эти тарифы выросли на 10,6%.

"Мы продолжим сдерживать рост тарифов и в текущем году", - сказал В.Путин, заметив, что правительство "не может игнорировать представителей реального сектора". "Но мы не должны забывать и о транспортных компаниях и ограничивать их развитие", - подчеркнул премьер.

Как сообщалось, в 2009 году тарифы на грузовые перевозки РЖД индексировались два раза: с 1 января они выросли на 5%, с 1 июля - на 5,7%.

С 1 января 2010 года грузовые тарифы РЖД выросли на 9,4%. Согласно утвержденному правительством РФ прогнозу социально-экономического развития РФ на 2010-2012 гг., дополнительных индексаций грузовых тарифов в 2010 году не предусмотрено.

В 2010 году ФСТ ввела ряд новых исключительных понижающих тарифов на перевозки грузов для строительства Олимпийских объектов. Утвержден специальный пониженный коэффициент на порожний пробег вагонов, следующих из-под выгрузки балансов хвойных со станции Байкальск. Продлены исключительные тарифы на перевозку скоропортящихся грузов, легковых автомобилей на Дальний Восток, нефелинового концентрата на станцию Апатиты. Кроме того, продлены понижающие тарифы на железнодорожную перевозку метанола в экспортном направлении для ОАО "Азот", ОАО "Новомосковская акционерная компания "Азот" и ОАО "Метафракс".

Инвестпрограмма в силе!

Все планы по развитию железнодорожной инфраструктуры страны остаются в силе, несмотря на возникшие из-за кризиса финансовые проблемы, заверил премьер-министр.

В.Путин отметил, что в 2008 году были приняты программные документы, определяющие перспективы отрасли. В этих документах, подчеркнул премьер, "сформулированы предельно конкретные планы по модернизации действующих и строительству новых линий, повышению эффективности и безопасности перевозок".

Кроме того, сказал он, "поставлена задача в полной мере реализовать наш транзитный потенциал, провести железные дороги в регионы, которые пока лишены надежного транспортного сообщения, сформировать сеть высокоскоростных пассажирских перевозок".

"Железные дороги, как и любая другая инфраструктура, не могут развиваться, ориентируясь лишь на текущий спрос. Здесь нужно брать в расчет долгосрочные потребности граждан, экономики, государства, принимая во внимание то, что решения, которые мы сформулируем, должны быть рассчитаны на ближайшие годы, а не месяцы или даже кварталы", - сказал В.Путин.

Министр транспорта Игорь Левитин позднее сообщил, что правительство решило не пересматривать инвестпрограмму РЖД на 2010 год. "Инвестпрограмма и финплан не будут пересматриваться", - сказал он.

В то же время И.Левитин отметил, что в 2010 г. перевозчик, как и планировалось, получит компенсацию выпадающих доходов от недоповышения тарифов на сумму 50 млрд рублей, в том числе 23 млрд рублей - по грузовым перевозкам, 19 млрд рублей - на ремонт инфраструктуры и 8 млрд рублей - на пассажирские перевозки в купейных и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования.

Министр также сообщил, что из общей суммы финансирования подпрограммы "Железнодорожный транспорт" федеральной целевой программы развития транспортной инфраструктуры в размере 38 млрд рублей РЖД могут в 2010 году получить только 6 млрд рублей. "Минфин не подтвердил финансирование этих денег, в связи с этим мы не будем начинать новые стройки, а будем продолжать существующие", - сказал И.Левитин, напомнив, что приоритетами в этом году является повышение пропускной способности дальневосточных портов и строительство Кузнецовского тоннеля.

Отвечая на вопрос, каким образом РЖД получат субсидии в объеме 50 млрд рублей в 2010 году, глава Минтранса уточнил, что 42 млрд рублей будет выделено в качестве взноса в уставный капитал компании, а по оставшимся 8 млрд рублей РЖД примут решение, которое позволит передать эти средства Федеральной пассажирской компании.

Государство поможет

Премьер подчеркнул, что "в кризисный 2009 год для нас важно было не допустить свертывания строек, не растерять заделов, созданных при реализации крупных проектов".

Премьер пообещал, что "государство и впредь будет напрямую направлять средства федерального бюджета на развитие отрасли". К примеру, в 2010 году из казны на поддержку инвестпрограммы РЖД уйдет 140 млрд рублей, рассказал В.Путин.

Он напомнил, что общий объем инвестпрограммы монополии в текущем году составит 270,5 млрд рублей. "Причем поддержка федерального бюджета даже немного возрастет - до 140 млрд рублей. То есть государство и сейчас возьмет на себя свыше 50% расходов на модернизацию и новые стройки", - сказал В.Путин.

Однако, по словам В.Путина, в этой сфере должна возрастать и роль бизнеса - "нужно сделать железнодорожный транспорт привлекательным для участников инвестиций, сформировать конкурентный рынок перевозок". Премьер отметил, что необходимо "и дальше расширять пространство для частной инициативы".

При этом на ближайшие два года (2010-2011 гг.) инвестиционный бюджет РЖД составляет уже 555,5 млрд рублей, сообщил глава компании Владимир Якунин.

В том числе "так называемые собственные инвестиционные проекты компании в этот период составят 435,5 млрд руб.", - заявил он. Как отметил глава компании, собственные инвестиционные вложения компании составят 78% от общего объема инвестиционного бюджета РЖД.

В.Якунин пояснил, что когда речь идет о собственных инвестиционных проектах, имеются в виду инвестиции за счет средств, которые зарабатывает сама компания. Он отметил, в частности, что 120 млрд руб. будет направлено на строительство совмещенной дороги Адлер - горноклиматический курорт "Альпика-Сервис".

Что касается развития РЖД в более долгосрочной перспективе, то здесь не обойтись без помощи государства. Для реализации инвестпрограммы компании на 2010-15 гг. "Российским железным дорогам" необходима 400 млрд рублей господдержки, заявил глава РЖД Владимир Якунин.

По его словам, монополия провела расчет минимально необходимых дополнительных средств для обеспечения готовности инфраструктуры и подвижного состава к прогнозируемому до 2015 года объему перевозок. По данным РЖД, дефицит средств на обновление основных фондов составляет 88 млрд рублей в год.

В.Якунин отметил, что прибыль "РЖД", рентабельность капитала которого составляет не более 1%, напрямую зависит от уровня индексации тарифов, а также планов по сокращению издержек. При этом программа сокращения издержек уже учтена при формировании прогнозного финансового плана.

Глава РЖД отметил, что на сегодня единственно возможными источниками финансирования для увеличения объемов бюджета компании являются целевые взносы в уставный капитал и госсубсидии.

Согласно консервативному прогнозу РЖД, докризисный уровень внутренних железнодорожных перевозок будет достигнут к 2015 году. Рост объемов перевозок в порты в 1,5-2 раза превысит уровень 2008 года. По оптимистичному сценарию РЖД, это произойдет уже в 2013 году.

150 млрд на подвижной состав

При этом в 2010-2011 гг. компания РЖД и ее "дочки" планируют закупить подвижной состав на сумму около 150 млрд рублей, рассказал В.Якунин.

В частности, РЖД направят на эти цели 72 млрд рублей. Из них 52 млрд рублей - на приобретение вагонов и 20 млрд рублей - на закупки мотор-вагонного состава. В том числе планируется закупить 131 электропоезд и 27 рельсовых автобуса.

ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) и ОАО "Трансконтейнер" в эти годы планируют приобрести 33 тыс. вагонов на сумму около 50 млрд рублей, ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) - более 1 тыс. вагонов на 30 млрд рублей.

Продайте "дочек"

Помимо прочего деньги на инвестпроекты РЖД могут изыскать от продажи "дочек". Премьер напомнил, что РЖД планирует продать пакеты акций ОАО "Первая грузовая компания" и ОАО "Трансконтейнер". "Считаю, что руководство РЖД должно целевым образом направить средства, вырученные от продажи активов, на финансирование ключевых проектов", - сказал В.Путин.

Говоря о приоритетах использования средств от реализации активов дочерних компани РЖД, В.Путин отметил в первую очередь развитие высокоскоростных пассажирских линий. В частности, это маршруты Москва - Нижний Новгород и Санкт-Петербург - граница с Финляндией.

Следующий приоритет - строительством магистрали, которая свяжет Якутск с общей сетью железных дорог. В.Путин подчеркнул, что для Якутии и социально-экономического развития всей Восточной Сибири такая дорога является жизненно важной артерией. Кроме того, приоритетным является повышение подъездной способности к основным российским портам на Балтике и Тихом океане.

Премьер добавил, что "средства, вырученные от продажи активов (основных "дочек" РЖД), призваны стать важнейшим ресурсом развития".

В.Путин отметил, что в первую очередь РЖД будет продавать инвесторам свои дочерние компании, занимающиеся перевозками и сервисом. "То есть в руках РЖД останется главным образом сама инфраструктура - железнодорожные пути, локомотивы, система управления движением", - отметил В.Путин.

В середине февраля РЖД сообщили о намерении до 2012 года продать доли более чем в 30 компаниях. Компания уже подготовила соответствующие предложения. Наиболее привлекательные активы - 50% минус 2 акции ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) и до 35% минус 2 акции ОАО "Трансконтейнер". Они могут быть реализованы путем IPO. Кроме того, до 2012 года РЖД планируют реализовать контрольный пакет акций ОАО "Рефсервис".

Также на продажу будут выставлены до 50% минус 2 акции ОАО "Элтеза", ОАО "РЖДстрой", ОАО "Калужский завод "Ремпутьмаш" (предварительно ему будут переданы акции 6 одноименных заводов в регионах). Доли "Российских железных дорог" в этих компаниях планируется продать через частные размещения и аукционы. В целом до 2012 года предполагается получить около 100 млрд рублей за счет продажи акций "дочек".

В конце января В.Якунин сообщал, что РЖД направили на согласование в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом РФ (Росимущество) концепцию продажи акций порядка 30 дочерних компаний в 2010-2012 гг. Позднее он уточнил, что перевозчик надеется согласовать программу до весны, "когда оживают инвесторы". При этом на декабрьском совете директоров РЖД была достигнута договоренность об упрощении процедуры согласования продажи дочерних активов.

Безопасность превыше всего

Вместе с тем, государство в 2010 году не поскупится и на безопасность железнодорожного транспорта, выделив на эту сферу 4,5 млрд рублей, пообещал В.Путин. "Развитие инфраструктуры должно сопровождаться серьезными вложениями в безопасность", - сказал он.

Как подчеркнул премьер, "здесь нельзя ничего упускать, необходимо обеспечить качественно новый уровень антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, технического контроля за состоянием путей и подвижного состава".

В конце декабря В.Путин подписал постановление о выделении РЖД 1 млрд рублей субсидий для обеспечения безопасности на скоростном маршруте "Москва - Санкт-Петербург". Предусмотреть эти средства в федеральном бюджете за полмесяца до Нового года предложило министерство транспорта РФ. Ведомство предполагало использовать для этого неизрасходованные средства на господдержку транспортного комплекса в 2009 году.

Суть предложений позднее обнародовал глава департамента транспортной безопасности и спецпрограмм Минтранса Геннадий Денисюк. Министерство считало необходимым создать на этой железнодорожной трассе опорные посты охраны через каждые 20 км, которые дополняли бы систему круглосуточного видеомониторинга. Предполагалось, что каждая группа будет обеспечена квадроциклами и снегоходами, а вдоль полосы отвода железнодорожного полотна будут созданы необходимые пути для движения этих транспортных средств.

РЖД направляет на обеспечение безопасности движения пятую часть своей инвестиционной программы, заявлял в середине февраля В.Якунин.

По его словам, в настоящее время безопасность движения на линии "Санкт-Петербург - Москва" уже обеспечивают 650 "летучих бригад", которые выполняют функцию путевых обходчиков. Монтаж системы наблюдения на этом направлении должен закончиться в 2010 года, сказал тогда глава РЖД.

РЖД просят денег на Олимпиаду

Помимо прочего, РЖД просит у правительства 5,4 млрд рублей на строительство олимпийских объектов. Как сообщил В.Якунин, недофинансирование строительства олимпийских объектов составило 7 млрд рублей. По его словам, компания ищет собственные источники финансирования.

Отвечая на вопрос премьер-министра РФ Владимира Путина о том, как монополия планирует финансировать сочинские объекты, В.Якунин заявил: "Чудес не бывает. Нам придется снизить расходы по капремонту и по другим объектам, так как мы понимаем, что отставание здесь невозможно".

"Если бы правительство смогло бы нас поддержать и компенсировать расходы хотя бы в размере 5,4 млрд рублей, то еще около 2 млрд рублей мы смогли бы изыскать у себя за счет экономии", - добавил глава РЖД.

Пусть регионы платят сами

Кроме того, В.Якунин поднял вопрос о пригородных перевозках, которые приносят РЖД убытки на миллиарды рублей.

"В 2009 году убытки от пригородных перевозок оцениваются в 34 млрд рублей, при этом объем компенсаций со стороны субъектов Федерации составил не более 5%. Это при том, что мы регулярно подписываем с регионами соответствующие соглашения", - сказал В.Якунин.

Он подчеркнул, что необходимо оперативно решать на государственном и региональном уровне вопрос о переходе с 2011 года на полную оплату субъектами РФ регионального заказа на перевозки.

"Эта тема была рассмотрена в Минфине еще в прошлом году. Схема была выработана, но этот вопрос, чтобы его закрыть, требует системной правительственной поддержки", - сказал глава компании.

Он подчеркнул, что "мы должны уйти от перекрестного субсидирования пассажирского комплекса".

Напомним, что с 2011 года РЖД может прекратить пригодные пассажирские перевозки в 3 регионах РФ, если ей не удастся договориться об их субсидировании с местными властями. Об этом в начале февраля рассказывал начальник отдела организации пассажирских перевозок департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Гришин. По его словам, речь идет о Калининграде, а также Приморском и Ставропольском краях.

В соответствии с постановлением правительства с 2011 года пригородные пассажирские перевозки не должны дотироваться за счет грузовых. Задача на 2010 год, по словам Г.Гришина - добиться субсидирования регионами 50% стоимости перевозок, а к 2011 год - 100%. До 2011 года в стране должны быть созданы 26 пригородных пассажирских компаний.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });