ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 13:55

В прогнозе Минэкономразвития экономисты увидели грядущий финансовый кризис

Прогноз развития России до 2030 года от Минэкономразвития не устроил близких к правительству экспертов. Они считают, что министерство так и не придумало новой модели роста - в нем есть все те же госинвестиции и наращивание спроса населения, накачанного кредитами. Последнее - верный путь к финансовому кризису, считают экономисты РАНХ

В прогнозе Минэкономразвития экономисты увидели грядущий финансовый кризис
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 23 ноября. FINMARKET.RU - Экономисты близких к правительству экспертных центров изучили новый прогноз развития России до 2030 года и увидели в нем предпосылки для серьезного финансового кризиса.

О самом прогнозе и объяснениях Минэкономразвития читайте здесь.

Эксперты Центра развития ВШЭ и Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) направили в правительство заключения на новый вариант прогноза развития России до 2030 года, составленный Минэкономразвития. С ними удалось ознакомиться "Финмаркету".

Главные выводы экспертов:

  • Решать проблему опережающего экономического роста Минэкономразвития предлагает расширением внутреннего потребления домашних хозяйств. Примерно на треть оно будет обеспечиваться за счет банковского кредитования населения.
  • В сочетании с темпами увеличения доходов населения, превышающими показатели роста производительности труда, это неизбежно создаст большое напряжение в финансовой системе, которая станет очень чувствительной к внешним шокам.

Как рассказал "Финмаркету" автор одного из отзывов, на работу экспертов отводилось буквально несколько часов - менее суток. Но даже в такой спешке эксперты обнаружили в документе Минэкономразвития массу нестыковок многих параметров и другие противоречия.

Страна без кризисов

При том, что базовый сценарий развития мировой экономики у Минэкономразвития пессимистичнее, например, прогнозов МВФ, перспективы экономического роста в России даже в консервативном сценарии оцениваются заметно лучше, чем в прогнозах большинства независимых экономистов.

В ВШЭ считают такой оптимизм неоправданным и неподкрепленным другими положениями прогноза. Эксперты подозревают, что тезис о долговременном замедлении мировой экономики нужен авторам прогноза для того, чтобы инновационный сценарий "обеспечивал" значительное увеличение доли России в мировой экономике.

При этом не вполне понятно, как Россия почти без потерь минует грядущие мировые кризисы, которые подорвут здоровье глобальной экономики.

  • Как и большинство экспертов, экономисты Центра развития ВШЭ считают более вероятным новый мировой кризис в 2013-2015 годах, а не в 2018, как полагает Минэкономразвития.
  • Необоснованным они считают и предположение Минэкономразвития о повышении устойчивости российской экономики к глобальным шокам. Более вероятным им кажется снижение темпов роста ВВП в кризис на 5-8 п.п., а не на 2-3,5 п.п., как написано в прогнозе.
  • Внутренние причины возникновения рецессий в России в прогнозе не описаны вовсе.

Финансовый кризис неизбежен

Форсированный сценарий прогноза Минэкономразвития опирается на ускоренное наращивание потребления домохозяйств. При неразвитом финансовом рынке это чревато разгоном инфляции, увеличением кредитных ставок и ухудшением перспектив инвестиционной активности, предупреждают в ВШЭ.

Эксперты РАНХ также напоминают, что финансовый сектор на треть обеспечивает прирост внутреннего спроса (за счет кредитования), и проблемы в нем способны оказывать негативное влияние на экономику в целом.

В модели поддержания высокого потребительского спроса аналитики РАНХ увидели неизбежность наступления финансового кризиса.

За счет вновь выданных кредитов на всем прогнозном периоде будет осуществляться 25-30% всего конечного потребления населения. При этом расходы на обслуживание кредитов вырастут к 2020 году до 20% совокупных расходов домашних хозяйств; к 2030 году - снизятся только до 18%. Это напрямую указывает на высокие риски в финансовой сфере, предупреждают аналитики.

"Нормальным" считается, когда объем кредитов не превышает 40% от объема депозитов населения, отмечают эксперты РАНХ. Но у нас этот показатель превзойден уже в 2012 году, а начиная с 2015 он превзойдет уровень докризисного 2008 года.

Поддержание стабильности в этих условиях возможно только при устойчивом росте доходов населения и внешнем финансировании, предупреждают аналитики. Наращивать кредитование предполагается за счет кредитов ЦБ только до 2016 года. В дальнейшем финансовым организациям придется искать внешние источники.

Стимулирование потребительского кредитования будет сочетаться со снижением доступности кредитов для производства. Базовый инновационный сценарий развития банковской системы предполагает стабилизацию объема кредитной задолженности предприятий на уровне 50% ВВП. Эксперты РАНХ такое допущение считают странным. Это означает, что любые инвестиции в развитие предприятий будут финансироваться за счет наращивания их внешней задолженности. При любых неблагоприятных изменениях внешних условий неизбежна потеря темпов роста вплоть до спада.

Эксперты РАНХ делают однозначный вывод: "растущая долговая нагрузка на домашние хозяйства и корпорации, недостаток внутренних ресурсов для расширения кредитования приводят к существенным структурным диспропорциям в финансовом секторе, несущем прямую угрозу финансового кризиса и спада в экономике".

Госинвестиции приведут лишь к наращиванию долга

Минэкономразвития так и не придумало новую модель роста, считают эксперты ЦР ВШЭ.

  • Предположения о существенном увеличении экспорта машиностроительной продукции и снижении импорта не опираются на динамику роста трудовых издержек (предполагается ускоренный рост заработной платы в валютном выражении по сравнению с производительностью труда). Чтобы остаться конкурентоспособными, отечественные производители должны более чем вдвое снизить энергоемкость своих производств.

"Даже сохранение темпов роста ВВП на уровне 2010-2011 годов невозможно без кардинальных преобразований экономики", - предупреждают эксперты ВШЭ.

Минэкономразвития предлагает лишь один способ ускорения роста - стимулирование с помощью госинвестиций. Для этого в форсированном сценарии развития министерство предлагает тратить бюджетные деньги, не ограничивая себя бюджетными правилами. Дефицит бюджета должен быть зафиксирован на уровне 3% ВВП (при его постепенном увеличении с 1,6% в 2011-2015 годах до 3,9% в 2025-2030 годах), при том, что по принятому летом бюджетному правилу он не может превышать 1% ВВП.

Эксперты ВШЭ считают безопасным уровнем бюджетного дефицита для России 1,5% ВВП. Остальные ресурсы для решения задач развития человеческого капитала можно было бы взять за счет "бюджетного маневра" - перераспределения расходов от силового блока и поддержки промышленности на инфраструктуру и человеческий капитал.

Правительству нужна новая промышленная политика, "не имеющая узкоотраслевой направленности и сфокусированности на так называемых национальных чемпионах", считают эксперты. Проще говоря, деньги можно найти, если не тратить их на поддержку госкомпаний.

Вместе с дефицитом бюджета будет увеличиваться госдолг - с нынешних 10% до 39% ВВП в 2030 году. Это слишком высокие темпы наращивания долга. На внутреннем рынке не удастся найти нужных объемов, а внешние заимствования придется делать на невыгодных условиях.

Резко вырастут расходы на обслуживание госдолга. Безопасным в ЦР ВШЭ считают уровень госдолга в 25% ВВП, что позволяет иметь дефицит бюджета в пределах 1,0-1,5% ВВП.

Но, главное - только за счет госбюджета быстрый рост доли инвестиций в ВВП не обеспечить. Причина - в невысокой эффективности госинвестиций.

Реальных же шагов по повышению инвестиционной привлекательности российской экономики для внешних и внутренних инвесторов в прогнозе почти нет, при том что чистый отток капитала сейчас составляет 4,5% ВВП..

Уже к 2014 году Минэкономразвития ожидает снижение до нуля сальдо счета по текущим операциям. Далее этот показатель остается отрицательным до конца прогнозного периода по всем сценариям, кроме инновационного (там небольшой плюс).

"Это означает, что обменный курс рубля будет критически зависеть от капитальных потоков. В текущей ситуации в мировой и российской экономиках устойчивый тренд притока капитала вряд ли возможен", - предупреждают экономисты РАНХ о постоянной угрозе ослабления рубля.

Для поддержания номинального курса рубля стабильным требуется ежегодных чистый приток капитала в размере 4,5% ВВП (или $130 млрд в год) в 2016-2020 годах и 6,1% ВВП в 2021-2025 годах (свыше $400 млрд ежегодно). Таких объемов инвестиционного капитала просто нет на мировом рынке, уверены в РАНХ.

Дмитрий Белоусов, ведущий эксперт Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)

"В прогнозе Минэкономразвития не может быть противоречий между отдельными показателями, так как в его основе заложена балансовая модель: все показатели взаимоувязаны по определению.

Другое дело, что прорывной вариант - это некая граница производственных возможностей, что мы в принципе можем выжать из экономики, да еще в условиях нормальной конъюнктуры на внешних рынках, да еще наилучшим образом воспользуемся всеми имеющимися у нас ресурсами. Это если мы всем классно рулим, государство с бизнесом правильно определяют приоритеты, все эффективно используют. При этом мы идем на всевозможные риски тут и там, а дестабилизации не происходит, все срастается.

Рост инвестиций, действительно, предполагается существенный. И в основном это внутренние средства самих компаний. Это просто из баланса по источникам вытекает. И конечно же не государственные инвестиции, которые будут расти достаточно низкими темпами из-за бюджетных ограничений.

Принято считать, что Россия - существенно недоинвестированная страна. Поэтому у нас есть возможности по привлечению и иностранных инвестиций, если мы будем правильно развиваться.

Некий произвол есть только в прочих инвестициях, где учитываются кредитные, фондовые ресурсы и использование инвестресурсов, перераспределяемых через финансовую систему. Это все виды национальных сбережений - резервные фонды, пенсионные накопления. Вот здесь можно строить всякие гипотезы.

Главные риски - в эффективности использования. Ставится задача одновременно обеспечить доходность и надежность. Для надежности все проще закатать в американские облигации. Если мы хотим чего-то более интересного, то мы должны найти возможности использовать их внутри страны. А у нас быстро растущих и высокодоходных бизнесов не так много".

Алексей Балаев, Экономическая экспертная группа

"Теоретически, у прогноза не должно быть какой-то стратегической цели. В пояснительной записке к нему нигде не говорится, что стоит задача снизить инфляцию или обеспечить такой-то экономический рост. Прогноз нужен для того, чтобы предсказать, например, последствия выбора той или иной формулы бюджетного правила: какие при этом будут доходы, расходы, дефицит. Или для долгосрочного планирования развития пенсионной системы.

Правда, в майских указах президента были установлены вполне конкретные целевые макроэкономические показатели, например, увеличить объем инвестиций не менее чем до 25% ВВП к 2015 году и до 27% - к 2018 году; увеличить производительность труда в 1,5 раза, а долю высокотехнологичных отраслей - в 1,3 раза. Эти показатели закладываются в прогноз как данность.

А вот, например, прогнозируемый уровень инфляции является не столько расчетной или моделируемой величиной, сколько предполагаемой. Обратная связь, судя по представленным данным, не просчитывается.

Очевидно, в Минэкономразвития надеются, что с помощью жесткого таргетирования инфляции рост цен на потребительском рынке можно будет подавить даже с учетом существенного индексирования тарифов естественных монополий. Низкая инфляция, в свою очередь, дает возможность наращивать инвестиции за счет того, что появляется много длинных денег.

В итоге показатели по инвестициям, приток которых должен обеспечить модернизацию промышленности и рост производительности труда, в прогнозе явно завышены, особенно на ближайшие годы - около 7% темпы роста. Это излишне оптимистично. Ничего не сказано, какие предполагается принять меры по улучшению инвестиционного климата, какие структурные или институциональные реформы будут проводиться.

Не исключено, что показатели по инвестициям станут целевыми для крупных компаний, с которыми государство будет согласовывать инвестиционные планы. Может быть даже директивно. В пояснительной записке во многих местах говорится, что темпы инвестиции будут задаваться топливно-энергетическим сектором, где, кстати, очень велика роль государства. На ближайшие годы это возможно. Но после 2015 года показатели инвестиций все равно представляются завышенными, недостаточно обоснованными.

В прогноз Минэкономразвития до 2017 года заложены примерно те же показатели роста производительности труда, которые рассчитаны для нашей страны ОЭСР. А вот после этого в 2018-2030 годах ОЭСР ожидает в России среднегодовые темпы роста производительности труда в 3-4% в год, а не 4,5%, как у Минэкономразвития (в новом консервативном варианте - 3-3,5%, в инновационном - 4-5%, в прорывном - 5-6% - "Финмаркет"). Прогнозы производительности могут быть завышены.

Но в прогнозе есть предположение о существенном росте инновационного сектора. Если это оправдается, то показатели производительности могут быть достигнуты. Хотя предположение, что инновационный сектор будет расти так быстро, очень зыбкое".

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });