ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 04:00

Санкции – "умные", а не "парализующие"

Ирану, скорее всего, не стоит опасаться "парализующих санкций", на которых настаивает Израиль. Выступление Дмитрия Медведева в Париже свидетельствует, что сдерживать ядерные амбиции Тегерана будут в щадящем режиме

Санкции – "умные", а не "парализующие"
Фото: Reuters

Москва. 2 марта. INTERFAX.RU - Ирану, вероятно, не следует опасаться "парализующих" санкций мирового сообщества. Если этой стране и угрожают какие-то контрмеры в ответ на ее, все резче, по мнению мировых политиков, обозначающиеся ядерные амбиции, то, судя по высказываниям российского лидера Дмитрия Медведева в Париже - речь идет о неких щадящих шагах.

Главный, пожалуй, апологет "парализующих" международных санкций против Ирана – Израиль, по-видимому, не ощущает радикальных изменений в российской позиции. По крайней мере, вернувшись из Москвы премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что в ходе пребывания в российской столице ему не удалось заручиться полной поддержкой российского руководства по вопросу ужесточения санкций в отношении Ирана.

В то же время, сообщает во вторник израильская газета "Гаарец", г-н Нетаньяху, выступая в комитете израильского парламента по иностранным делам и обороне, подчеркнул, что в Москве увидел "большее понимание угроз, которые иранская ядерная программа несет нам, региональному миру и мировой стабильности".

Между тем президент России Дмитрий Медведев заявил в понедельник в Париже, что ситуация вокруг переговоров по иранской ядерной проблеме деградирует. "Мы оптимисты, и мы не теряем ощущения того, что мы можем добиться успеха (в переговорах). Тем не менее, если не получится, Россия готова вместе с другими нашими партнерами рассматривать вопрос о введении санкций", - сказал Медведев на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Франции Николя Саркози.

Он отметил, что Иран - "трудная тема" и практически любые переговоры с европейскими и американскими коллегами так или иначе затрагивают иранскую проблематику.

"К сожалению, за последнее время мы не продвинулись вперед, наоборот - ситуация деградирует. К сожалению, те увещевания, которые мы осуществляем в отношении иранского руководства, наши призывы работать по мирной ядерной программе под контролем международного сообщества, пока результатов не дали", - заявил Медведев.

Говоря о возможностях рассмотрения санкций против Ирана, Медведев подчеркнул, что они должны быть выверенными и умными. "Эти санкции не должны быть направлены против гражданского населения, и эти санкции должны знаменовать самую крайнюю форму, за рамками которой уже невозможен диалог", - сказал Медведев, выразив готовность России продолжить обсуждение этого вопроса с партнерами. "Хотя, конечно, желательно этих санкций было бы избежать", - добавил он.

В середине февраля в западной печати высказывалось мнение о том, что Россия укрепила надежды Запада на то, что она поддержит более жесткие международные санкции против ядерной программы Ирана, когда объявила об отсрочке поставок ему современных ракет противовоздушной обороны С-300.

Однако в интервью "Интерфаксу" замглавы МИД РФ Сергей Рябков подчеркнул, что Россия намерена выполнять контракт по поставкам зенитных ракетных комплексов С-300 Ирану, а задержки с поставками обусловлены техническими проблемами с отладкой комплексов. Как отметил замминистра, "вопросы, касающиеся нашего военно-технического сотрудничества с Ираном, очень политизированы". "Это не помогает делу. Мы всегда предельно ответственно подходим к соблюдению всех своих обязательств по поставкам продукции военного назначения в другие страны и действуем в полном соответствии со своими внутренними, кстати, очень жесткими требованиями к такого рода деятельности", - подчеркнул он.

По словам Рябкова, "есть масса примеров, когда адекватного понимания и встречной готовности учитывать наши интересы и предпочтения, в том числе в этой сфере, мы не видим".

"Многие российские юридические лица по-прежнему остаются под американскими санкциями, причем абсолютно безосновательно. Это вопрос, который нас тревожит", - сказал замглавы МИД. Он добавил, что "есть и другие примеры недостаточного, мягко скажем, учета наших интересов". "Поэтому выхватывать из общего контекста тему поставок С-300 и превращать ее в какую-то чуть ли не главную проблему, а тем более как-то связывать с дискуссией по восстановлению доверия к сугубо мирному характеру иранской ядерной программы, совершенно неправильно", - сказал Рябков.

"Здесь мы имеем два совершенно разных вопроса, и к каждому из них надо подходить, исходя из его сути, специфики, не пытаться внедрять какие-то искусственные увязки или требования, не относящиеся к делу", - заключил он.

Рябков также подчеркнул, что термин "парализующие санкции", "конечно, вызывает у нас полное неприятие". Комментируя позицию Израиля, который настаивает, в частности, на ограничении экспорта иранской нефти в рамках санкций, Рябков сказал: "Только санкции, имеющие отношение к укреплению режима ядерного нераспространения, могут рассматриваться с точки зрения той позиции, которую занимает Российская Федерация".

В свою очередь посол Ирана в РФ Махмуд Реза Саджади сказал телеканалу "Россия-24", что задержки с поставками российских комплексов С-300 в Иран негативно сказываются на российско-иранском военно-техническом сотрудничестве. "По поводу военно-технического сотрудничества, можно сказать, что мы хорошо начали, и обе стороны до сих пор удовлетворены этим сотрудничеством. Однако задержка с поставкой комплексов С-300 слегка подпортила картину", - сказал глава иранской дипмиссии в интервью телеканалу "Россия-24", которое вышло в эфир в среду. Саджади выразил надежду, что "эта проблема, которую наши русские друзья называют технической, будет скорейшим образом устранена".

В Париже, где гостил в эти дни российский президент полагают, что вопрос об интенсивности и характере санкций в отношении Ирана должен обсуждаться в Совете Безопасности ООН. "Что касается характера санкций и того, в отношении кого и чего их следует применять - это вопрос переговоров в ООН, как это происходит все время", - сказал посол Франции в РФ Жан де Глиниасти в интервью "Интерфаксу".

По словам главы французской дипмиссии, "самое сложное - это принципиальное решение о введении санкций". "Потом уже обсуждается, как, когда, на сколько времени и прочее. И это совершенно нормальная дискуссия для ООН", - подчеркнул он.

Дипломат отметил, что иранская ядерная проблема существует давно. "Произошли события, которые усугубили кризис и обеспокоили нас еще больше, чем прежде. Прежде всего, речь идет о ядерном объекте в Куме, который иранские власти скрывали от международного сообщества и который обнаружили совершенно случайно с помощью спутниковых снимков", - сказал де Глиниасти.

Кроме того, он напомнил о решении Тегерана самостоятельно дообогащать уран до 20%. "Эксперты считают, что после того, как освоен трудоемкий и сложный процесс обогащения урана до 20%, начать его обогащать до 80% гораздо легче. Это говорит о том, что 20% - это та ступень, после которой уже начинается милитаризация ядерной программы Ирана", - отметил Ж. де Глиниасти.

Он напомнил, что Россия, Франция и США предложили Ирану формулу, предусматривающую поставки Ирану обогащенного до 20% топлива для исследовательского реактора в Тегеране. "Но иранцы не воспользовались этой возможностью. Таким образом, мы сейчас находимся на том этапе, когда международное сообщество, включая Россию, обсуждает вопрос о принятии каких-то тактических мер, в том числе идет речь о санкциях СБ ООН", - сказал глава французской дипмиссии.

Американские издания констатируют, что несмотря на растущее давление со стороны США, Китай до сих пор не проявил никаких признаков того, что он поддержит ужесточение санкций против Ирана. New York Times, в частности, на мнение неназванных европейских дипломатов и экспертов, которые заявили, что Китай отказывается обсуждать вопрос о санкциях даже в общих чертах, предпочитая продолжать решать вопрос о иранской ядерной программе в дипломатических рамках.

Обозреватель Владимир Шишлин

Новости

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });