ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Пик жизни в Facebook и Twitter

Две социальные сети обнародовали десять самых обсуждаемых в ресурсах тем 2010-го года. Все они дублируют реальную жизнь

Пик жизни в Facebook и Twitter
Фото: Reuters

Москва. 16 декабря. INTERFAX.RU – Две ключевых социальных сети Twitter и Facebook опубликовали для любопытных пост-сборку всех самых обсуждаемых событий в 2010-м году среди пользователей данных ресурсов. Как оказалось, юзеров обоих сервисов больше всего интересует 16-тилетний победитель MTV, футбол и трагедия в Гаити, то есть, в общем, все, что развлекает гиков, проводящих дни и ночи перед экранами мониторов.

Эксперименты с наиболее востребованными сетевыми сервисами начались с корпоративных чатов, в которых невозможно было отменить введенной фразы, прошли стадию тематических мобильных чатов и перешли в почти неразвивающийся, но безграничный для графоманов формат жж. Оформившись в короткие апдейты анонимов на твиттере и статусы в фейсбук с расширенными возможности самопрезентации среди друзей и реальных коллег, топовые темы уходящего года показали, что внутри этих двух систем произошла взаимная замена функций.

Так, самым популярным словом в статусах на Facebook оказался акроним HMU, от "hit me up", то есть, призыв индивида к своим "друзьям" позвать его с собой, позвонить, написать, растормошить. Парадокс явления акронима именно в Facebook, а не на Twitter, для сетевой жизни заключается в том, что интернет-пользователи предпочли высказать пожелание не аудитории случайных адресатов, оказавшихся среди читателей их микроблога, но вполне конкретной группе людей, которых они, скорей всего, знают лично или о которых они точно уверены, что те существуют. Пример показывает, как скоро сетевое сообщество стало приближено по своим внутренним законам к сообществу реальному, что, фактически, нивелирует фантастическую идею виртуального мира, в котором возможно все. Теперь пользователи Интернета не желают идти наобум, общаясь с группой виртуалов, но предпочитают быть точно уверенными в том, какой именно собеседник находится по ту сторону экрана: сколько ему лет, чем он занимается, какого цвета его глаза и т.п.

Заметим, что на первом месте у англоговорящих пользователей Twitter стоит "разлив нефти", то есть, новостное событие, безличное, любопытное как информация к размышлению, не имеющая лица и четкого призыва к действию. Микроблог на поверку оказался менее подвижным, мобильным. Об этом говорит и остальная статистика в Twitter: вся она занята актуальными новостными составляющими: Кубок мира по футболу, фильм "Начало", извержение вулкана на Гаити, раздражающие вувузелы, продукты Apple – iPhone 4 и iPad, Google Android, 16-летний победитель премии MTV Джастин Бибер, "последний" фильм о Гарри Потере и живой и мертвый осьминог Пауль. В некотором смысле список трендов на твиттере получается тем, что принято назвать снобизмом: топовые технологии, заинтересованность в судьбах мира, мнение о неоднозначном фильме, ну и политика, выраженная в спорте. Максимально безличный список несколько разбавляется востребованными тегами, среди которых #thankful ("благодарный") или #icantlivewithout ("я не могу жить без") или #rememberwhen ("помните, когда").

В этой связи любопытно, что верхние позиции занимают темы мировых трагедий. Наибольшее число откликов в твиттере, как уже было сказано, получило январское землетрясение на Гаити, самой резонансной темой на Facebook оказалось происшествие на Чили, когда местные шахтеры были заперты на большой глубине под землей. Характерно, что в обоих случаях информацию об актуальных передвижениях героев (в случае с землетрясением на Гаити, пропавших без вести) можно было получить посредством тех же современных средств связи. Одна 36-летняя женщина, оказавшаяся среди переживших шок на Гаити, периодически обновляла свой статус в сети, а у 33-х чилийских шахеров оказался один работающий мобильный с вебкамом, который они и использовали для онлайн-воспроизведения их быта, которое, в свою очередь, транслировали даже телеканалы.

Заинтересованность в событиях, происходящих в местах отдаленных, говорит о многом. С одной стороны, это свидетельствует о том, что в мире много неравнодушных людей, сочувствующих и желающих помочь, имеющих свою точку зрения, свободных от расовых и социальных предрассудков. С другой стороны, превращенная в тренд, тема теряет свой первозданный статус непредвзятого, искреннего подхода жителей земли к происходящему. Аккумулируя свое внимание на том, что их напрямую не касается, пользователи Интернета обретают возможность на безопасном расстоянии обсуждать и сочувствовать трагедии, помочь которой никто не может, и, ввиду очевидности обстоятельства, эта обязанность им никем не вменяется. Таким образом, даже трагедия превращается в очередной новостной апдейт, и возникает вопрос, почему внимание тысяч людей приковано к одному конкретному событию, а не к другому, а так же насколько более легким в таком случае становится управление этим вниманием, переключение его на новый предмет.

Вполне обыденная для личной беседы тема загадывания на будущий год, 2011-й, в таком списке смотрится самым, можно сказать, животрепещущим вопросом. Именно тема предстоящего года попала в список наиболее обсуждаемых в топ-листе Facebook за год уходящий. Это при определенном угле восприятия возвращает к жизни формат ЖЖ, просторного, вместительного блога, вопиюще несовременного, но, все же востребованного, потому что в этом пространстве у юзера есть возможность размышлять о вопросах не сиюминутных, имеющих больший срок хранения. Одновременно с этим, загадывание на год, которого еще не случилось, в году, который еще не ушел, ставит под сомнение целесообразность сетевого пространства в том, что касается собственно сиюминутности (основное преимущество мгновенных сообщений над бумажным письмом).

Таким образом, выходит, рефлексия над настоящим, происходящим здесь и сейчас, отодвигается в сторону возможностью максимального неучастия и одновременно информированности в событиях, происходящих где-то далеко. А возможность встретить случайное существо, созданное в виртуальности, вымещается желанием видеть кого-то конкретного, уже известного. Результаты выборки Facebook и Twitter показали, что странным образом, две самые популярные социальные сети Интернета вопреки своей первоначальной идее оказались воплощением ее полной противоположности - сублимация жизни реальной стала ее полноценным дублем.

Обозреватель Серафима Скибюк

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });