ХроникаСмена власти в СирииОбновлено в 20:23

Консервативный бюджет встретили "в штыки"

Бюджет на 2013-2015 годы консервативен настолько, что в нем нет почти ничего, кроме расходов на "социалку" и оборону. Но 18 регионов не согласны и с расчетами Минфина по социальным обязательствам

Консервативный бюджет встретили "в штыки"
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 26 ноября. FINMARKET.RU - Принятый Госдумой в минувшую пятницу федеральный бюджет на 2013-2015 годы отправился в Совет федерации. Здесь он сразу же столкнулся с сопротивлением представителей двух десятков регионов, убежденных, что Минфин их "обсчитал" при распределении резко выросших расходов на зарплату работникам бюджетной сферы. Повысить их велел президент Владимир Путин в ходе предвыборной кампании, а Минфин переложил решение проблемы на регионы.

Эту и другие проблемы бюджета обсудили в понедельник эксперты, собравшиеся на площадке РИА Новости. Большинство из них не увидели в новом бюджете "развития" и назвали его "оборонным" и "слишком консервативным" одновременно.

Елена Пенухина, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП)

"Федеральный бюджет на 2013-2015 годы принимался в условиях высоких внешнеэкономических рисков, когда не ясно, как будет развиваться ситуация в Европе и США. Нужна сбалансированность бюджета.

Увеличение налогов невозможно, так как это окажет дестимулирующее воздействие как на экономический рост, так и на приток иностранных инвестиций в нашу экономику. И напротив, будет стимулировать вывоз капитала за границу.

Крайне негативное влияние на доходы бюджетной системы именно в среднесрочной перспективе оказывает вступление в ВТО. За три года переходного периода бюджет потеряет порядка 900 млрд рублей или 0,5% ВВП в год.

При этом у нас сформировалась объективная потребность в росте бюджетных расходов: это возмещение социальных долгов бюджетникам, изношенность инфраструктуры. Значительные усилия мы вынуждены концентрировать на решении проблемы дефицита Пенсионного фонда.

В итоге у нас получился, конечно же, бюджет не развития, а стабилизации. В налоговой политике в основном сохранены номинальные ставки налогов на бизнес при некотором повышении налогов на потребление и на газовый сектор. В бюджетной политике новое бюджетное правило сдерживает рост расходов и позволяет вернуться к накоплению резервных фондов.

При этом приоритетом являются несокращаемые масштабные расходы, связанные с валоризацией пенсий, реализацией масштабной госпрограммы перевооружения, с подготовкой к Олимпиаде в Сочи, Универсиаде в Казани, чемпионату мира по футболу.

Финансирование всех прочих направлений сильно сжимается, осуществляется по остаточному принципу.

Социально рискованными являются реформы здравоохранения и образования. Фактически предполагается сокращение их финансирования за счет оптимизации и эффективного контракта.

В таких условиях балансирующей статьей бюджета становятся госинвестиции, которые сокращаются с 1,5% ВВП в 2012 году до 1% ВВП в 2015 году.

Снижение роли государства в экономике происходит очень не вовремя. Если в предкризисные годы вклад госпотребления в экономический рост составлял не менее 0,6 п.п. ВВП, то к 2015 году он сожмется в два раза - до 0,3 п.п. ВВП. Мы оставляем нашу экономику без очень важного ресурса для развития.

Если бы мы выбрали бюджет развития, а не стабилизации, то вклад госрасходов в экономический рост должен был бы вырасти с нынешних 0,8 п.п., а сейчас к 2015 году он сократится до 0,3 п.п.".

Лариса Пономарева, первый зампредседателя комитета Совета федерации по социальной политике

"В абсолютных цифрах социальные расходы увеличены. Но с учетом инфляции будут чуть-чуть меньше, чем в этом году.

Важной темой было повышение зарплаты работникам социальной сферы - учителям, врачам. 18 регионов не согласны с расчетами Минфина, считающего, что выделенных им средств будет достаточно для повышения зарплаты в бюджетной сфере. В минувшую субботу их представители собирались на площадке СФ. Часть регионов не смогли доказать Минфину своих опасений.

Минфин согласился еще раз сверить расчеты, и если регионы смогут доказать свою правоту, то необходимые коррективы будут внесены в бюджет в мае 2013 года вместе с первыми поправками".

Евгений Федоров, член комитета Госдумы по бюджету и налогам

"Бюджет на 2013-2015 годы социально ориентирован. Более 50% его расходов направлено на социальные нужды. Так как он стал госпрограммным, в нем более четко расписано выделение средств по конкретным направлениям, то можно ожидать, что он будет более эффективным.

В нем искусственно занижены расходы - на 1 трлн руб. в год, порядка 10% расходов. Эти деньги попадут в резервные фонды, будут держаться в долларах и евро и зарубежных ценных бумагах. Политика Алексея Кудрина (министр финансов в 2000-2011 годах - "Финмаркет") восторжествовала в еще больших объемах, чем он рассчитывал.

Бюджет на 2013-2015 годы обеспечивает решение проблем Европы и США: мы им обещаем больше давать наших денег. А они увеличивают вложения через европейские банки в виде инвестиций: западные банки дают кредиты под 5%. Это странная история, характеризующая уровень нашего национального суверенитета.

Государство тоже берет деньги на покрытие дефицита под 5% годовых: 1 трлн руб. И тут же сдает их через наши международные резервы под 0,7% годовых. Возникает экономика по-русски, где мы - не выигрывающая сторона.

Как признают и в Центральном банке России, например, зампред ЦБ Алексей Улюкаев, до трети золотовалютных резервов избыточны.

Надо переходить на поддержку национальной экономики не через бюджет, а через эмиссию, как это делается в Европе. В развитых странах мира важнейшей задачей из центральных банков является поддержка национальной экономики. У нас не так, наш ЦБ ответственен за стабильность национальной валюты.

Поэтому ЦБ РФ не выполняет указание президента снизить кредитные ставки, чтобы сделать доступными финансовые ресурсы для инвестиций, для экономического роста".

Андрей Чернявский, Центр развития ВШЭ

"Мы пытаемся перейти на рельсы консервативной бюджетной политики, сокращая госрасходы по их доле в ВВП. В итоге все расходы зажимаются расходами на оборону и по социальным обязательствам, в том числе Пенсионного фонда. В наибольшей степени страдают расходы на национальную экономику и инвестиции, а также на поддержку регионов.

При этом у нас консервативен прогноз по цене на нефть, но оптимистичен по темпам экономического роста, который обеспечивается за счет роста инвестиций. А госинвестиции как раз снижаются: в этом есть явное экономическое противоречие.

Фактически Минэкономразвития закладывает в макроэкономический прогноз, на основе которого верстался бюджет, очень резкое улучшение инвестиционного климата. Предположение о резком увеличении объема частных инвестиций ничем не обосновано. Пока тенденция противоположная.

На регионы ложится большая часть ответственности за выполнение социальных обязательств президента: порядка 350 млрд руб. в год. А проектировки по региональным доходам слишком оптимистичны. По нашим оценкам, собственные доходы регионов будут на 600-700 млрд руб. меньше. Они столкнутся с очень серьезными проблемами при выполнении старых и новых бюджетных обязательств.

В конце концов, на финансирование президентских указов деньги найдутся, но это будет сделано в ущерб другим расходам регионов, в первую очередь, инвестиционным: на региональные дороги, жилье. Центр проблем незаметно переносится с федерального на региональный уровень.

Сейчас произошло какое-то зацикливание на цели достижения к 2015 году сбалансированности бюджета. Но так ли это необходимо при перегрузке различными обязательствами?

Госдолг - внутренний и внешний - сейчас составляет 8-9% ВВП. Если дефицит бюджета будет 1,5% в год, то к 2030 году долг достигнет 17% ВВП, что также не очень много на фоне развитых стран. Зато это позволит решить многие социальные и другие проблемы".

Елена Лебединская, Экономическая экспертная группа

"Нынешний бюджет - это попытка вернуться к консервативной политике, реализуемой до кризиса. Смысл в этом есть. Перспективы мировой экономики очень не ясны, наша зависимость от этой неопределенности тоже сохраняется.

В кризис 2009 года 7% ВВП были профинансированы из Резервного фонда. Если бы этих денег не было, то мы сейчас были бы совсем в другой точке.

Проблема не в объемах, а в структуре расходов. К 2015 году из 18,8% ВВП, которые идут на наши расходы, исходя из бюджетного правила, 5,5% занимает социальная политика, почти 4% - оборона и 2,6% - национальная безопасность. То есть, две трети расходов изначально зарезервированы.

Этот бюджет скорее не способствует развитию и диверсификации экономики, чем способствует. Это оборонный бюджет, а не социальный: он выполняет социальные обязательства, но не решает стратегических социальных проблем. Например, в нем нет пенсионной реформы.

Для реализации программы перевооружения выбран крайне неудачный момент: мы еще не восстановились после кризиса, и к этому не готова наша оборонная промышленность. Есть большие сомнения в эффективном расходовании столь резко увеличившихся расходов.

Даже при самом оптимистичном развитии ситуации размер Резервного фонда будет к 2015 году всего 5,5% ВВП, то есть гораздо меньше, чем в 2008 году".

Хроники событий
Смена власти в СирииСмена власти в Сирии101 материалов
80-летие Победы в Великой Отечественной войне80-летие Победы в Великой Отечественной войне9 материалов
Военная операция на УкраинеВоенная операция на Украине5558 материалов
Инфляция в РоссииИнфляция в России30 материалов
Обострение палестино-израильского конфликтаОбострение палестино-израильского конфликта2057 материалов
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });