ХроникаНападение на Crocus City HallОбновлено в 19:53

Алмазный рынок становится рынком

Вековая монополия De Beers в алмазной отрасли уходит в прошлое. Рынок впервые за всю историю становится конкурентным. Весомую роль в этом сыграет и переход к "самостоятельному плаванию" российской "АЛРОСА". Однако чтобы успешно пережить кризис компании предстоит решить ряд непростых задач, прежде всего, снизить издержки

Алмазный рынок становится рынком
Photostogo/Russian Look

Москва. 28 декабря. IFX.RU - Финансовый кризис с каждым годом преподносит алмазному рынку все более интересные сюрпризы. В прошлом году чуть было не пошатнулся один из главных постулатов этого бизнеса: алмазы и бриллианты начали падать в цене, а ведь бриллиант позиционируется как "вечная ценность", которая не дешевеет с годами. Сейчас мировая экономика вроде бы начинает восстанавливаться, но впереди у отрасли еще одно серьезное испытание, с которым ей придется столкнуться впервые за всю историю существования - алмазный рынок уходит от искусственного регулирования и становится конкурентным.

Сто лет монополии

"Искусственный рынок сложился исторически, - поясняет эксперт Rough&Polished Сергей Горяинов. - Пока в 19 веке не были открыты крупные месторождения в Южной Африке, алмазы добывались случайно на россыпях (например, в Индии), и потому ценились очень высоко. До конца 19-го века это был очень дорогой камень, "камень королей", недоступный даже для верхушки тогдашнего "среднего класса". Самым же массовым камнем на тот момент считался опал, добыча которого была налажена в Европе".

После того, как были открыты месторождения в Южной Африке, стало очевидно, что среди драгоценных камней алмазы являются даже не самыми редкими, а наоборот - наиболее часто встречающимися камнями. Люди, которые занимались этим рынком, осознали, что если добыть весь объем алмазов и вывести его на рынок, они тут же резко подешевеют. Так родилась идея абсолютно искусственного рынка с монопольным диктатом цены. Для этого нужно было сделать три вещи: первое - получить физический контроль над алмазными месторождениями; второе - избавиться от конкурентов внутри отрасли; и третье - "очистить" рынок, сделать алмазы привлекательными для всех, но в то же время сохранить их цену.

"Очистка" рынка была проведена очень элегантно: опалу приписали негативные потребительские свойства - проще говоря, объявили, что он приносит несчастья и вызывает холеру. От холеры в то время как раз очень "вовремя" умерли несколько членов королевской семьи Испании, владевшей коллекциями опаловых украшений. Алмазы и бриллианты вытеснили "несчастливый" опал и стали самыми популярными дорогими камнями меньше чем за 10 лет.

Спрос был очень большим, но при формировании цены он не играл никакой роли. Производители рассматривали сначала свои издержки на добычу, а затем подсчитывали, какую сумму рынок готов заплатить - разумеется, чтобы эта сумма покрывала издержки с лихвой. "Анализ рынка всегда проводился очень внимательно, так что никто никогда не запрашивал сумму больше, чем покупатели готовы отдать. Но эта стоимость всегда находилась где-то на верхней планке возможностей покупателей", - отмечает С.Горяинов.

Такая практика ценообразования сохранялась в течение долгого времени. Сначала монополистом по производству алмазов была De Beers (входящая в структуру Anglo American). Потом появились новые крупные месторождения алмазов в Австралии и СССР, и De Beers в какой-то степени пришлось потесниться. Но с СССР было заключено очень выгодное соглашение о том, что все алмазы, добытые в стране, также будут продаваться через De Beers - внутри страны оставался лишь какой-то незначительный объем. Эта практика сохранилась и после распада Советского Союза.

"АЛРОСА" продавала значительную часть добываемых алмазов через De Beers до недавнего времени. В 2006 году Еврокомиссия потребовала прекратить действие этого соглашение, чтобы демонополизировать рынок. С 2007 года объем поставок "АЛРОСА" в адрес De Beers постепенно снижался, и с 2009 года поставки прекратились полностью.

Кроме того, как напоминает С.Горяинов, цены, которые устанавливались на закупаемый объем, были результатом долгих переговоров и дискуссий, и формировались на основе не только потребностей рынка, но и обязательств De Beers брать в том числе и неликвидное сырье. При этом, несмотря на то, что эти цены - закрытая информация, они были известны основным участникам рынка и являлись для них ориентиром.

И вот теперь по решению Еврокомиссии "АЛРОСА" реализует алмазы самостоятельно и самостоятельно же устанавливает цену на свое сырье. "Сейчас рынок перестал быть "рынком продавца" и все более близок к тому состоянию, когда спрос определяет предложение. 2009 год продемонстрировал, что конкуренция между ведущими алмазодобывающими компаниями стала реальностью, и именно это обстоятельство главным образом будет определять дальнейшее развитие рынка", - считает эксперт.

Что делать?

Основа рыночной конкуренции - это ценообразование: превзойти конкурента можно, установив более выгодную цену на свою продукцию. Однако, как уже упоминалось выше, основная идея алмазного бизнеса состоит в том, что бриллианты не могут дешеветь. "То, что рынок приходит к состоянию обычной конкуренции - это, на мой взгляд, не очень хорошо, потому что непредсказуемо, - считает С.Горяинов. - В этом случае как раз теряется сама идея бриллианта как уникального дорогого камня".

По его словам, позволить себе снижать цену сейчас не могут даже организации, не имеющие к коммерции никакого отношения. В настоящее время очень большие запасы алмазного сырья сформированы в Гохране РФ. "АЛРОСА" в этом году продала туда камни на $1 млрд, и в следующем году продаст еще более чем на $800 млн. "Разумеется, Гохрану невыгодно, чтобы эти камни дешевели. Держать их в запасе тоже достаточно накладно - тем более, что никто не может спрогнозировать цену на алмазы. Поэтому желание Гохрана продать эти запасы очень велико, но опасность тем самым обвалить рынок - еще больше", - сказал эксперт.

По его мнению, нынешнее финансовое состояние алмазодобывающих компаний таково, что любая попытка прямой ценовой войны может оказаться губительной для всех. Однако сейчас эту ценовую войну сдерживает кризис, и не исключено, что после его окончания компании начнут конкурировать и по цене. Пока же компании соперничают в другой возможной плоскости - сокращении издержек.

Меньше затрат

В первую очередь это означает ограничение или полное прекращение эксплуатации низкорентабельных месторождений. Контуры этого процесса наметились еще в начале 2009 года, когда De Beers остановила геологоразведочные проекты в Конго и отказалась от Верхотинского месторождения в Архангельской области. De Beers уже заявила о планируемой остановке добычи на месторождении Namaqualand (ЮАР) в первом квартале 2010 года. В эту стратегию также вписывается отказ De Beers инвестировать $300 млн в строительство рудника на месторождении АК6 (Ботсвана) и продажа своей доли в этом проекте канадской компании Lucara в ноябре 2009 года.

В то же время De Beers заявила о наращивании производства и создании 175 новых рабочих мест на месторождении Snap Lake (Канада), где используются самые современные на сегодняшний день технологии и соотношение средней цены за карат (сейчас около $110) к себестоимости добычи (около $30) отвечает нынешним реалиям рынка.

Кроме того, Debswana (СП De Beers и правительства Ботсваны) заявила об утверждении капитальных затрат в объеме $539 млн на проект Сut 8, предполагающий масштабную реконструкцию карьера Jwaneng, себестоимость продукции которого еще ниже чем на Snap Lake (около $25 на карат).

"Надо отметить, что De Beers смогла существенно снизить издержки, - сказал С.Горяинов. - при том, что на "подземку" у De Beers сейчас приходится не менее 50% производства, и дальше будет только больше. У "АЛРОСА" же издержки в подземной добыче весьма существенные, что оказывает крайне негативное влияние на реализацию компанией своей инвестпрограммы в случае ухудшения рыночной конъюнктуры и требует поддержки государства в виде прямой закупки сырья в госфонд".

"АЛРОСА" выполняет собственную программу по переходу на подземную добычу: вслед за рудником "Мир" открыт рудник "Айхал", продолжаются работы по строительству подземного рудника "Удачный". В настоящее время себестоимость добычи одного карата в Западной Якутии - около $39 при средней цене якутских алмазов около $90 за карат. Соотносить стоимость российских алмазов и продукции De Beers достаточно проблематично, так как цены эти являются скорее инструментом учетной политики, нежели рынка. Однако очевидно, что для того, чтобы конкурировать себестоимостью, "АЛРОСА" придется изыскать источники снижения издержек.

Компания уже сделала первые шаги в этом направлении - прекратила разработку некоторых россыпных месторождений в районе Иреляха, остановила работы на нерентабельной трубке "Зарница". Однако самым вероятным источником снижения издержек может стать архангельская "дочка" "АЛРОСА" - "Севералмаз".

"Севералмаз" создавался в расчете на прогнозируемый глобальный дефицит алмазного сырья. Рынок ожидал, что количество алмазных месторождений на планете уже истощилось, а если где-то будут открыты новые, то условия добычи на них будут очень трудными. "Вообще, это тяжелый проект. Но цены на алмазы росли, и компания ожидала, что уже в 2009 году "Севералмаз" сможет выйти на рентабельность. Ну, а кризис никто спрогнозировать не мог", - сказал С.Горяинов.

По его словам, себестоимость добычи на "Севералмазе" в настоящее время составляет около $70 за карат, продать же продукцию предприятия можно по цене не более $50 за карат. В этих условиях компания каждый год приносит около 1 млрд рублей чистого убытка, что сопоставимо с чистой прибылью "АЛРОСА" в кризисный период. "Разумеется, "АЛРОСА" должна сейчас исследовать все возможности по сокращению этих издержек, - считает он. - Но законсервировать "Севералмаз" нельзя - там такие геологические условия, что месторождение просто затопит. Так что, вероятно, нужно максимально возможно снизить интенсивность работ на этом предприятии и пересмотреть параметры строительства большой фабрики в 5 млн тонн руды".

Представитель "АЛРОСА" не стал комментировать озвученные цифры, но отметил, что проблема с рентабельностью "Севералмаза" действительно существует. "АЛРОСА" совместно с менеджментом "Севералмаза" уже разработала программу антикризисных мер для того, чтобы вывести компанию на безубыточный уровень. Она будет представлена совету директоров", - сказал он.

Меньше разведки

Отказ от эксплуатации нерентабельных в условиях кризиса алмазных месторождений снижает необходимость интенсивного развития минерально-сырьевой базы. Если компания добывает меньше алмазов - соответственно, меньше необходимость в воспроизведении запасов. "Кроме того, вероятность открытия месторождений с легкими геолого-минералогическими условиями сегодня крайне незначительна. Доступных кредитов и свободных средств для инвестиций в новые проекты нет. Так что, скорее всего, в 2010 году ведущие алмазодобывающие компании прибегнут к сокращению расходов на геологоразведку", - считает С.Горяинов.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Якутии на 2010-2012 годы, "АЛРОСА" за этот период направит на геологоразведку 3-3,5 млрд рублей для перевода прогнозных ресурсов низких категорий в более высокие. Якутия ожидает, что на геологоразведочные работы компания будет выделять в среднем 3-4% средств, получаемых от добычи алмазов.

В 2008 году "АЛРОСА" направила на геологоразведку 4,52 млрд рублей (против 4,14 млрд рублей в 2007 году). Программа разведки на 2009 год была утверждена в объеме 2,606 млрд рублей, и пока компания не объявляла о ее снижении.

Больше организации

Эксперт ювелирной компании Scintilla Monaco Сергей Пунтус отмечает еще одну особенность нынешнего состояния рынка. "Сегодня роль De Beers в индустрии принципиально изменилась, - говорит он. - Корпорация теперь поддерживает лишь свои интересы в отрасли, а не интересы отрасли в целом. Рынок дезорганизован, правительства и уполномоченные органы 23 африканских алмазодобывающих стран, ведущих все более самостоятельную политику на алмазном рынке, компании, добывающие алмазы в Канаде, De Beers, "АЛРОСА" и крупнейшие операторы и переработчики алмазов не выработали план защиты интересов отрасли. Бриллианты начали вытесняться с рынка другими предметами роскоши".

Он также отмечает, что "АЛРОСА" следует укреплять свою базовую конкурентную позицию (в условиях нарождающейся конкуренции). "У нас высокая себестоимость и не слишком хорошая история взаимоотношений с рынком. Добыча у нас одна из самых дорогих. Для крупных компаний, которые работают в аналогичных условиях, в частности в Канаде (например, BHP Billiton), алмазы не являются основным бизнесом, и они без потерь для себя могут и отказаться от этого сегмента. Для России такой вариант невозможен - нельзя же закрыть базовую отрасль Якутии", - сказал С.Пунтус.

По его мнению, "АЛРОСА" могла бы компенсировать это отставание, заняв позицию организатора рынка. "Но не теми методами, как это делала De Beers. Например, почему бы не организовать некое подобие "алмазной ОПЕК"? Только если ОПЕК просто ограничивает добычу, чтобы поддержать цены, то такая организация в алмазном бизнесе занялась бы как раз продвижением бриллианта как продукта, стимулированием спроса и, соответственно, организацией рынка. Если "АЛРОСА" предпримет усилия по организации рынка, то все ее конкурентные недостатки уже не будут играть роли", - считает С.Пунтус.

По мнению эксперта, в случае, если основные участники рынка не примут усилий по координации действий, рынок может увидеть повторение прошлогоднего кризиса отрасли. "Сейчас на состояние рынка влияют три фактора: во-первых, сказалось сокращение предложения алмазов в первом полугодии этого года, во-вторых, De Beers по-прежнему ограничивает предложение, в-третьих, банки возобновили кредитование операций с алмазами на льготных условиях под гарантии Банка Индии, что снова разгоняет спекуляции с сырьем, - отметил он. - Это факторы обусловливают восстановление рынка, которое мы видим сейчас, но они временны. Вызвавшие же алмазный кризис причины носят системный характер, поэтому "АЛРОСА" и другим компаниям необходимо быть готовыми к существенному падению спроса на алмазы уже в ближайшем будущем".

Что скажет Набсовет?

Решения о дальнейшей судьбе "АЛРОСА", распределении объемов финансирования, уровне добычи и работе предприятий будут приняты уже скоро: планы на 2010 год набсовет компании рассмотрит на заседании 29 декабря. Повестку заседания компания официально не озвучивала, но основные ее темы предположить можно.

Предварительные цифры бюджета "АЛРОСА" на 2010 год правление компании уже рассмотрело, и вряд ли они изменятся по итогам заседания набсовета. В 2010 году компания ожидает добычу алмазов на сумму $2,314 млрд по сравнению с $2,444 млрд в 2009 году. Продажи продукции (алмазов и бриллиантов), как ожидается, при этом составят $3,3 млрд по сравнению с $2,187 млрд в 2009 году. В отличие от De Beers, "АЛРОСА" не прекращала добычу в период кризиса и, судя по заявленным планам, за счет этого сформировала значительные запасы сырья.

Компания по-прежнему рассчитывает на поддержку Гохрана и в 2010 году планирует продать ему алмазы на сумму $872 млн. Ранее источник в Гохране сообщал "Интерфаксу", что всего на закупку алмазов у компаний ведомство в 2010 году выделит $1 млрд, основной объем из которых будет направлен на помощь "АЛРОСА". Гохран также собирается оказать поддержку российскому производителю бриллиантов ПО "Кристалл", выкупив у него продукцию на $150 млн.

На рассмотрение набсовета может быть вынесен вопрос о равенстве участников рынка, который правление компании уже обсудило 26 декабря. "Анализ кризиса первой половины 2009 года показал целесообразность обеспечить равные условия доступа к сырью клиентам внутреннего и внешнего рынков, а также унифицировать долгосрочные контракты для российских и зарубежных покупателей", - поясняется в сообщении компании.

По мнению С.Горяинова, "АЛРОСА" существенно бы выиграла, если бы уравняла в праве доступа к сырью внешний и внутренний рынок. Сейчас, по его словам, лучшее сырье уходит российским компаниям, так как менее дорогое тут гранить экономически не целесообразно. Так, основной потребитель алмазов "АЛРОСА" - смоленский "Кристалл" - специализируется на огранке в первую очередь крупных дорогих камней.

"Однако российские потребители не демонстрировали лояльность "АЛРОСА" в период кризиса, да и часть закупаемого ими сырья отправляется опять же на экспорт. В конце концов, основной оборот бриллиантов находится в США, Японии и еврозоне. Практически за каждым российским производителем бриллиантов стоят нерезиденты, заинтересованные в льготном доступе к сырью. Так зачем им платить премию?", - считает эксперт.

Кстати, предлагаемая набсовету концепция сбытовой политики предполагает увеличение доли долгосрочных контрактов в общем объеме сбыта до 70%. Ранее "АЛРОСА" заявляла, что продает по "длинным" контрактам более половины сырья. В частности, долгосрочные контракты заключались с рядом компаний, зарегистрированных в Брюсселе. Вместе с тем, "АЛРОСА" работает по таким контрактам и внутри страны: долгосрочное соглашение заключено, например, с тем же "Кристаллом".

Набсовету также предстоит решить, что делать с долговой нагрузкой "АЛРОСА". До кризиса компания активно привлекала кредиты на строительство подземных рудников, каждый из которых оценивается в $1 млрд (всего 4).

С конца прошлого года "АЛРОСА" из-за кризиса была вынуждена уйти с рынка и продавала алмазы только в Гохран - в течение первого полугодия ведомство выкупило у компании камни на сумму около 12 млрд рублей. Поэтому текущую деятельность "АЛРОСА" также приходилось финансировать за счет заемных средств, в частности, за счет кредитов ВТБ и размещения краткосрочных еврокоммерческих бумаг. К концу июля долг "АЛРОСА" достиг 160 млрд рублей ($5,1 млрд).

В июле компания возобновила рыночные продажи и с августа благодаря этому начала снижать долг. Ожидается, что "АЛРОСА" закончит год с чистым долгом в размере 112 млрд рублей ($3,8 млрд).

В 2010 году необходимо рефинансировать задолженность. Правление "АЛРОСА" предлагает набсовету одобрить размещение облигаций на 44 млрд рублей во втором квартале 2010 года. Кроме того, в зависимости от состояния рынка в четвертом квартале компания может разместить евробонды.

Планируется, что эти меры позволят "АЛРОСА" снизить долговой портфель на 10% - до 103 млрд рублей, а также изменить его структуру. Если сейчас основная часть долга приходится на краткосрочные обязательства, то по итогам 2010 года, как ожидается, доля долгосрочных кредитов увеличится до 77%.

Не исключено, что в ходе заседания набсовета будут приняты какие-либо решения относительно деятельности "Севералмаза", низкорентабельных проектов "АЛРОСА" в Африке, а также экономической эффективности строительства подземных рудников. Во всяком случае, эти вопросы рассматривались в ходе двухнедельной поездки президента "АЛРОСА" Ф.Андреева по Якутии.

Новости по теме

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });