ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:38

Дружественный обмен пошлинами

Минск может согласиться ввести повышенные экспортные пошлины на нефтепродукты в случае отмены Москвой пошлин на поставляемую сырую нефть, заявляют белорусские чиновники. Предложенная Минфином РФ схема может оказаться выгодной для Белоруссии, отмечают эксперты

Дружественный обмен пошлинами
Фото ИТАР-ТАСС

Минск. 21 октября. FINMARKET.RU - Россия и Белоруссия нашли точки соприкосновения в нефтяной сфере. Предложение заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова о замене экспортных пошлин на нефть для Белоруссии вывозными пошлинами на белорусские нефтепродукты в виде компенсации, в принципе, может устроить Минск.

Формула замирения

Заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил во вторник, что РФ с 2011 года может воспользоваться механизмом экспортных пошлин на нефтепродукты для компенсации выпадающих от перехода в Единое экономическое пространство (ЕЭП) доходов с экспортных пошлин на нефть для Белоруссии.

Экспортные пошлины на нефтепродукты могут быть повышены с 2011 года с 55% до примерно 85-90% от пошлины на нефть, сообщил журналистам Сергей Шаталов.

По его словам, РФ также может воспользоваться механизмом экспортных пошлин на нефтепродукты для компенсации выпадающих от перехода в Единое экономическое пространство доходов с экспортных пошлин на нефть для Белоруссии.

Как отметил С.Шаталов, в рамках компенсации потерянной экспортной пошлины при поставках нефти в Белоруссию России рассчитывает получать 100% экспортных пошлин на нефтепродукты, вывозимых из этой страны.

"Мы хотим получить от Белоруссии компенсацию, вариант - увеличение экспортных пошлин на нефтепродукты, существенное увеличение, с тем, чтобы они перечисляли нам в полном объеме все экспортные пошлины на нефтепродукты, которые будут вывозиться из Белоруссии", - сказал он.

"Сейчас пошлины на нефтепродукты находятся на уровне 55% от пошлины на нефть. То есть из федерального бюджета мы дотируем нефтепереработку, мы не хотим эту дотацию давать белорусским предприятиям. Выход в том, что бы повысить в целом пошлину на нефтепродукты, не только для Белоруссии, но и для России", - отметил С.Шаталов.

При повышении экспортной пошлины на нефтепродукты российские НПЗ теряют поддержку со стороны государства, что может привести к сокращению инвестиций в реконструкцию НПЗ. Чтобы этого не произошло, Минфин предлагает поддерживать модернизацию российских НПЗ за счет экспортной пошлины на нефтепродукты, взимаемой Белоруссией и в полном объеме перечисляемой в российский бюджет.

Таким образом, отметил С.Шаталов, будут отменены субсидии в нефтепереработке в целом.

Говоря о возможном увеличении экспортной пошлины на нефтепродукты, С.Шаталов отметил, что пока ведутся расчеты, но уже точно, что повышение будет производиться "не в разы". "Потому что речь идет о том, что бы выйти на равнодоходность поставок нефти и нефтепродуктов (на экспорт)", - добавил С.Шаталов.

С.Шаталов считает, что сроки ввода нового механизма будут зависеть от того, как быстро "мы будем готовы к этому, и как быстро найдем соглашение с Белоруссией и Казахстаном". "Есть желание ускорить процесс", - подчеркнул он.

Как сообщалось, переход на ЕЭП запланирован на 2012 год. В начале октября 2010 года президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что урегулирование вопроса отмены экспортной пошлин на нефть и нефтепродукты в рамках ЕЭП затягивается. Позже сообщалось, что вопрос экспортных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты может быть исключен при формировании Единого экономического пространства.

На данный момент Россия и Белоруссия ведут переговоры о формировании баланса поставок нефти на 2011 год. Белоруссия предложила увеличить объем беспошлинных поставок нефти с 6,3 млн тонн, поставляемых в 2010 году, до 6,7 млн тонн в следующем году. Россия считает, что предложения Белоруссии требует дополнительных обоснований.

РФ также взимает 100% пошлины на поставляемые в Белоруссию нефтепродукты. Правомерность введения этих пошлин в настоящее время оспаривается Белоруссией в Экономическом суде СНГ, который в октябре рекомендовал российской стороне учесть интересы Белоруссии и в ходе переговоров договориться о временном моратории на их применение до вынесения решения суда.

Белоруссия после подписания с Россией протокола к межправсоглашению от 12 января 2007 года об условиях торговли нефтью в начале 2010 года отказалась от взимания экспортных пошлин на нефтепродукты и от государственного субсидирования нефтепереработчиков.

Белорусский интерес

Белоруссия может согласиться с предложением России о введении экспортных пошлин на нефтепродукты в обмен на отмену РФ вывозных пошлин на поставляемую в республику сырую нефть, сообщил журналистам в четверг в Минске министр экономики Белоруссии Николай Снопков.

"Как мы можем не согласиться, если в основе этой темы - равные условия деятельности и реализации нефтепродуктов на экспорт для белорусских и российских НПЗ", - сказал Н.Снопков.

"Это и есть то, к чему мы стремились - равные условия хозяйствования нефтеперерабатывающих заводов", - подчеркнул министр.

В то же время Н.Снопков отказался комментировать детали идущих переговоров об условиях поставки нефти в Белоруссию и функционировании рынка энергоносителей в рамках Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана. Н.Снопков только заметил, что "речь идет о равных условиях хозяйствования с точки зрения входа нефти и выхода нефтепродуктов для белорусских, российских и казахстанских НПЗ".

Приемлемым считает предложение Сергея Шаталова и представитель Минфина Белоруссии. "В принципе нас бы это устроило. В целом такой механизм выглядит логично и он был бы даже выгоден для нас при существующем соотношении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты", - сказал представитель Минфина "Интерфаксу".

Между тем, ключевой темой переговоров в этом случае станет величина, на которую экспортные пошлины могут быть повышены. "В конечном итоге вопрос упирается в согласованный сторонами уровень рентабельности нефтепереработки. Все это необходимо просчитывать", - считает собеседник.

Он также полагает, что "Россия вряд ли предложит такой уровень пошлин на нефтепродукты, который сделает нефтепереработку нерентабельной".

По его мнению, на переговорах Москва должна учитывать более глубокий уровень нефтепереработки на белорусских НПЗ (около 72%) по сравнению с российскими (порядка 63%). В связи с этим собеседник считает логичным передавать в российский бюджет тот объем белорусских экспортных пошлин на нефтепродукты, который соответствует российской глубине нефтепереработки. "Допустим, из 100 тонн нефти на российских НПЗ получат 60 тонн нефтепродуктов, на наших - 70. Логично, чтобы белорусская сторона передавала в российский бюджет экспортные пошлины за 60 тонн, а не за 70, так как только в этом случае для сторон сохраняется принцип равнодоходности", - пояснил представитель Минфина Белоруссии.

Он также уверен, что принципиальный механизм передачи или раздела белорусских экспортных пошлин на нефтепродукты должен быть согласован и закреплен в готовящемся соглашении о порядке распределения вывозных таможенных пошлин в рамках Таможенного союза Белоруссии, России и Казахстана. Аналогичным соглашением должен быть утвержден и механизм субсидирования, в том числе и нефтепереработки.

Однако, при этом необходимо учитывать и интересы Казахстана, который "имеет очень низкие вывозные пошлины на нефтепродукты при наличии собственного сырья". "Очевидно, что Казахстану будет невыгодно резко повышать экспортные пошлины на нефтепродукты", - уверен собеседник.

Белорусская выгода

Возможный отказ России от взимания экспортных пошлин на сырую нефть в обмен на введение повышенных пошлин на нефтепродукты может оказаться выгодным для Белоруссии, полагают белорусские эксперты нефтяного рынка.

"В существующих условиях работы белорусских НПЗ, перерабатывающих и пошлинную, и беспошлинную российскую нефть, предложение Минфина РФ может оказаться выгодным для отрасли", - заявил агентству "Интерфакс-Запад" представитель руководства одного из белорусских НПЗ.

В то же время источник отметил, что на данном этапе оценить последствия этого предложения для бюджета Белоруссии невозможно. "Этот вопрос нуждается в тщательном анализе со стороны профильных ведомств и органов госуправления. Нужно трезво оценить и уровень рентабельности нефтепереработки в условиях такой схемы, и возможность дальнейшего финансирования модернизации белорусских НПЗ, и, в общем, влияние этой схемы на доходную часть бюджета", - сказал собеседник агентства.

Аналогичное мнение высказали агентству и в концерне "Белнефтехим".

Между тем, как отмечал замминистра юстиции РФ Василий Лихачев, возглавляющий российскую группу юристов на процессе в Экономическом суде СНГ, который рассматривает иск Белоруссии к России о неправомерности взимания экспортных пошлин на нефтепродукты, по подсчетам экономистов РФ, в 2007-2009 годах, когда Россия не взимала эти пошлины, казна недополучила $1 млрд.

Новости по теме

Станем договариваться?

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });