ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 07:55

Минфин хочет пострашнее

Минфин считает кризисный прогноз Минэкономразвития недостаточно пессимистичным и предлагает исходить из того, что кризис может затянуться на несколько лет. В результате отток капитала больше, а у бюджета не будет денег на гигантские антикризисные мероприятия

Минфин хочет пострашнее
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 14 августа. FINMARKET.RU - Министерство финансов РФ посчитало разработанные Минэкономразвития кризисные сценарии социально-экономического развития в 2013-2015 годах недостаточно пессимистичными. В Минфине не исключают, что кризис может продлиться несколько лет, а динамика оттока капитала будет более жесткой, а падение импорта - менее глубоким, чем считают в Минэкономразвития.

Интерес финансового ведомства к сценариям не праздный - на основе этих оценок Минфин должен будет до конца месяца рассчитать варианты так называемого "кризисного" бюджета.

Минэкономразвития предположило, что все проблемы в случае кризиса могут быть решены с помощью "глубокой" девальвации и последующего увеличения расходов бюджета.

  • "Мягкий" вариант кризиса (вариант "А") - цена нефти при таком сценарии упадет до $80 в 2013 году, но затем вновь начнет расти ($93 в 2014 году и $100 - в 2015 году). Мировая экономика взбодрится и будет расти в 2015 году темпами на уровне 4%. Темпы роста российской экономики сперва замедлятся до 0,5-1,2%, а затем, в 2014 году, выйдут на траекторию роста в 3-3,7% в год. Доходы бюджета РФ в этом случае могут оказаться на 150-300 млрд руб. (0,3% ВВП) меньше.
  • По жесткому варианту (вариант А2) происходит резкое падение цен на нефть - ниже $60 за баррель в первой половине 2013 года, кризис в еврозоне углубляется, мировая экономика растет всего на 1,2%, в США начинается рецессия. Россию накрывает вторая волна кризиса, экономика падает также глубоко, как в Европе, резко снижаются доходы о экспорта. Однако затем, после девальвации рубля до 46 рублей за доллар, рост экономики может возобновиться с темпом 2-4% (с 2014 года).

    Доходы бюджета в этом случае могут оказаться на 1,1-1,2 трлн руб. (1% ВВП) меньше по сравнению с базовым сценарием, что не так уж и много - девальвация и инфляция в 12% принесут бюджету солидный дополнительный "номинальный" доход. Бюджет даже сможет позволить себе траты на антикризисные мероприятия, причем не только социального, но и инвестиционного характера. Все это сгладит последствия кризиса и ускорит восстановление.

В Минфине предлагают написать еще более пессимистичный сценарий, чем это сделали в Минэкономразвития, так как, по оценкам ведомства, кризис продлится несколько лет (в вариантах Минэкономразвития российская экономика возвращается на траекторию роста уже в 2014 году).

Минфин приводит в качестве примера пессимистичный сценарий Всемирного банка, предполагающего полную потерю контроля властей ЕС над долговым кризисом и его расползание по крупным экономикам региона. Спад в экономике еврозоне в 2013-2014 гг. может в этом случае составить соответственно 7,9% и 5,2%, спад в мировой экономике - соответственно 1,7% и 0,5%, а цены на нефть снизятся.

Минфин также указывает коллегам из Минэкономразвития:

  • на недостаточную обоснованность большого разрыва в оценках роста российской экономики при сравнении сценариев при существенном различии в ценах на нефть;
  • на отсутствие обоснования источников существенного прироста российской экономики в 2014 г при отсутствии прироста (или незначительном приросте) в еврозоне и США;
  • на заниженные, с точки зрения Минфина, цифры по оттоку капитала в кризисных вариантах в 2013-2015 годах при значительно снизившихся ценах на нефть;
  • на завышенную динамику падения импорта в случае девальвации, что "искажает историческую зависимость между сальдо текущего счета и уровнем цен на нефть". Импорт даже в условиях девальвации будет уменьшаться медленно, что при падении экспорта приведет страну к отрицательному сальдо счета текущих операций. А в сценариях Минэкономразвития, напротив, "более низкий уровень цен на нефть ассоциируется с более высоким значением сальдо текущего счета", что кажется Минфину нелогичным;
  • на отсутствие пояснений и просчитанных вариантов эффективности антикризисных мер. Минфину не понятно, "каким образом антикризисные меры приведут к столь существенному смягчению кризисных явлений (разница между экономическим приростом в сценариях без мер и с мерами)". Тем более, что "инвестиционные расходы" бюджета, которые предлагает Минэкономразвития, как антикризисным не относятся. В Минфине к антикризисным расходам относят только индексацию пенсий в связи с повышенным уровнем инфляции.

Темпы прироста российской экономики, в %:

сценарий 2013 2014 2015
А 0,5 2,2
А с мерами 1,2 2,8 3,7
А 2 -2,7 2 2,9
А 2 с мерами -2,1 2,7 3,7
 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });