Загадки ФРС: чем закончится смягчение
Признание Бена Бернанке - ФРС может покончить с третьим раундом количественного смягчения в "ближайшее время" - напугало рынки до состояния паники и обвала. После выходных страсти поутихли и на первый план вышли рациональные соображения
24 мая. FINMARKET.RU - 24 мая. FINMARKET.RU - В среду Бен Бернанке признал, что ФРС может начать сокращать программу количественного смягчения, причем решение об этом будет принято на ближайших заседаниях. Это заявление настолько шокировало инвесторов, что рынки обвалились в среду и четверг, падение, но чуть более слабое, продолжается и в пятницу. Мировая экономика вот-вот лишится главного драйвера роста - дешевой ликвидности главного мирового центробанка. Экономисты пока не уверены, как истолковать заявления Бернанке и действительно ли за этим стоит желание свернуть QE3. Скорее всего, ФРС решилась подготовить рынки к возможности свернуть программу QE в будущем.
В пятницу после двухдневного падения мировые финансовые рынки буквально оказались на пепелище. S&P 500 на торгах в четверг упал на 0,29%, а Nasdaq - на 0,11%. В пятницу падение продолжилось - на 0,8% и на 0,72%. Eurostoxx 50 на 0,75%, а FTSE 100 - на 0,77%. Индекс МВВБ упал на 1,34%.
Потери понесли валюты большинства развивающихся стран и другие рисковые активы, а инвесторы вновь вернулись в безопасные активы - казначейские облигации США.
- На торгах в США доходность по 10-летним казначейским облигациям США достигла 2,07% - это самое высокое значение с 14 марта этого года. Но на торгах сегодня доходность уже снизилась до 2%.
- Азиатские валюты на фоне ожиданий, что ФРС вот-вот свернет QE3 падают уже три недели подряд. Индекс азиатского доллара Bloomberg-JPMorgan достиг в среду минимального уровня за последние шесть недель после заявления Бена Бернанке.
- Рубль на торгах в пятницу фиксирует небольшой рост по отношению доллару - это стало результатом коррекции после падения в четверг. Доллар подешевел на 0,7 коп до 31,33 руб.
- Обвалились цены практически на все сырьевые продукты. Так нефть марки Brent подешевела на 0,64% до $101,78 за барр, а нефть марки WTI - на 1,14% до $9318 за барр.
- Даже цены на золото упали на 0,27% до $1388 за тройскую унцию.
Чем ФРС так напугала рынки?
Сейчас американский регулятор стимулирует экономику двумя основными мерами.
- Ежемесячно ФРС тратит $85 млрд на покупку ипотечных бумаг и казначейских облигаций - это и есть QE3.
- ФРС обещает сохранить ставку по федеральным фондам практически на нулевом уровне до тех пор, пока безработица не снизится ниже 6,5%, а инфляция не вырастет выше 2,5%.
Инвесторов испугала вероятность того, что ФРС свернет QE3. Свои выводы они основывали на двух фактах.
- Бен Бернанке в среду вечером произнес речь перед Конгрессом в США. Большая часть речи не сулила ничего страшного. Бен Бернанке рассуждал о том, что экономика и рынок труда восстанавливаются, но постепенно. Уровень безработицы до сих пор остается выше своего нормального уровня, а участие в рабочей силе снижается. Примерно 8 млн человек работают лишь половину рабочего дня, а хотели бы работать целый день. Это влияет как на частные жизни людей, так и снижает производительность всей экономики и потенциал ее роста. Бернанке также отметил, что инфляция остается довольно низкой.
- Бернанке также раскритиковал бюджетную политику правительства: долгосрочной проблемы она не решает, а в краткосрочной перспективе она замедляет восстановление экономики.
- В такой ситуации, по мнению Бернанке, также применяться крайне мягкая денежная политика.
- Однако на последних встречах FOMC стало ясно, что QE3, возможно, придется либо изменить, либо подстроить под текущие экономические условия. Это, возможно, будет сделано в одну из ближайших встреч в зависимости статистики по экономике.
- Масла в огонь подлил протокол заседания FOMC от 30 апреля - 1 мая. Согласно нему, несколько участников переговоров выразили желание снизить объемы покупок уже на июньской встрече, если экономическая статистика покажет существенный прогресс.
Бен Бернанке пытается управлять рисками и управляет дефляцией
Нынешняя волнатильность на финансовых рынках - это не очень приятное напоминание того, что произойдет, когда ФРС, на самом деле, начнет сворачивать смягчающую политику, пишет Гэвин Дэвис, Fulcrum Asset Management, бывший экономист Goldman Sachs. Предупреждения Бернанке четко напугали рынки особенно такой, как японский, где в бычьи позиции был вложено слишком много средств.
- На данный момент основной посыл ФРС - это "увеличить или сократить темпы покупки активов… по мере того, как перспективы рынка трада и инфляции изменяются". Рынку теперь придется учитывать некоторую неопределенность. Цель ФРС в данной ситуации заставить игроков рынка брать на себя меньше рисков.
- Общий тон послания Бернанке говорит о том, что ФРС еще далек от того, чтобы как-то существенно изменить монетарную политику. Даже если программа будет сокращена, то это означает лишь то, что темпы смягчения политики будут сокращаться. Настоящего ужесточения монетарной политики придется ждать еще пару лет.
- Инвесторы задаются вопросом, когда произойдет снижение объема покупок. Возможно, это будет на встрече в сентябре или в декабре. Отвечая на этот вопрос, стоит помнить не только о состояние рынка труда, но и об инфляции, которая сейчас оказалась ниже цели ФРС в 2%.
- Бернанке отметил, что некоторые проблемы экономики в последнее время разрешились. Однако с помощью монетарной политики невозможностью полностью разрешить проблемы, которые создает бюджетная политика. Билл Дадли, глава Федерального резервного банка Нью-Йорка, уже заявил, что следующее действие ФРС будет зависеть от того, сможет ли экономика справится с "бюджетным тормозом".
- Бернанке также в речи рассуждал о том ущербе, который экономике наносит высокая безработица - это не слова председателя ФРС, который хотел бы досрочно закончить стимулирование.
- Кроме того, ФРС сильно обеспокоены слишком низкой инфляцией, риски дефляционного давления могут оказаться слишком существенными. Дадли, например, призывает проводить достаточно агрессивную политику, чтобы избежать дефляционной ловушки.
- Насколько этот риск сейчас высок, оценить довольно сложно. Согласно индексу потребительских цен, потребительская инфляция в апреле снизилась до 1,1%, а базовая - до 1,7%. Согласно оценке инфляции в основе, которой лежит динамику личных расходов, потребительская инфляция упала до 1% и базовая инфляция снизилась до 1,1%.
- ФРС руководствуется именно данными последнего показателя. С 2012 года инфляция снижается. Пока никто не воспринимает это серьезно, в ФРС это связывают с временными факторами. Инфляционные ожидания пока также соответствуют цели ФРС в 2%.
- Конечно, принятие решения о сокращение программы стимулирования будет связано со статисткой, причем как по инфляции, так и по рынке труда. Но ни та, ни друга я не соответствует целям двойного мандата ФРС. Поэтому свернуть программу сейчас будет сложно.
Тим Дай, Бернанке подготовливает почву для сокращения программы в сентябре
Говоря о следующих "нескольких встречах" Бернанке, по меньшей мере, имел в виду сентябрь. Сентябрь и декабрь - наиболее возможные встречи с учетом последующей пресс-конференции.
Это сообщение смешанное. Если говорить об июньской встрече, то Бернанке остается голубем, а если о декабрьской, то становится ястребом. Но представьте, что было бы, если бы Бен Бернанке не выступил перед публикацией протокола встречи FOMC в апреле.
Если бы Бернанке не выступил бы заранее, то реакция рынков на возможность скорого изменения политики была бы более существенной. Бернанке, таким образом, спас игроков рынка от еще более напряженного дня. Стоит ожидать, что Бернанке использует июньскую пресс-конференцию, чтобы создать базу для сокращения объемов покупки уже в сентябре.
С другой точки зрения, Бернанке, возможно, просто осадил своих коллег. Последние комментарии чиновников из ФРС говорят о том, что они были близки к тому, чтобы сократить объемы покупки. Глава ФРБ Сан-Франциско Джон Уильямс в понедельник предложил внезапное сокращение программы покупки. Но Бернанке всех четко осадил, это не случится летом, возможно, осенью.
Предполагая, что текущая активность продлится все лето, логично полагать, что первое сокращение скорости покупки активов начнется в сентябре. Пока ФРС продолжит говорить, что они могут уменьшить или увеличить политику, вряд ли они сами в это верят.
В ФРС ожидают, что первое сокращение скорости покупки активов станет началом окончания количественного смягчения. Если это так, то они не начнут этот процесс, пока точно не поймут, что им не нужно будет свернуть назад. Это хорошая причина, чтобы не делать этого этим летом.
Есть хороший способ улучшить способ общения: Бернанке должен давать больше речей, которые напрямую говорят о будущем политике.
Naked Capitalism: Программа так плохо разработана, что свернуть ее так просто не удастся
Кажется, монетарные власти установили условия для выхода из QE, которые они не могут соблюсти:
- ФРС обещал сообщить о повышение ставки заранее, чтобы у инвесторов было время подготовиться к этому.
- ФРС разработал QE, просто определив фиксированный размер покупки, но не уточнил, какого уровня ставки или спреда по ипотечным бумагам она хочет достичь. Из-за этого у ФРС куда меньше контроля над тем, как выйти из программы.
- ФРС хотела бы обеспечить постепенный выход из программы, но связи между этими двумя пунктами не позволят это сделать.
- Более того, так как ФРС теперь влияет на долгосрочные ставки и спреды по ипотечным бумагам, в зону его влияния попал куда более широкий тип активов, чем в прошлом. Сейчас ФРС управляет хуже разработанной программой с куда более обширными последствиями, чем когда-либо в прошлом.
- ФРС начинает подготовлять рынок к концу QE, но эти факторы говорят о том, что сворачивать программу придется намного позже.
- Кроме того, ФРС страдает от сложной формы "предвзятости подтверждения": ей надо верить, что политика работает, поэтому они ищут в статистике признаки выздоровления экономики. Это все же может привести к более раннему выходу из QE.
- Тем не менее если простые заявления о выходе из QE приводят к такой реакции, то ФРС, даже несмотря на оптимистическое прочтение данных, побоится выходить из программы.
- Может быть, это не так уж и плохо, ведь рынок труда в плохой форме, а рост инфляции в реальной экономике оживить сложно. Но плохо разработанная QE таит в себе много рисков.