ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Экономика мафии: как добиться эффективности

Трудности, с которыми сталкивается преступная группировка, можно сравнить с проблемами новой компании в условиях плохого инвестиционного климата. Ученые из Оксфорда проанализировали телефонные переговоры мафиозных кланов и узнали, в чем кроется секрет их успеха

Экономика мафии: как добиться эффективности
Фото: Reuters

Оксфорд. 30 июля. FINMARKET.RU - Почему два преступника объединяются и создают криминальное предприятие? Раньше считалось, что преступные организации основываются на специфических социальных нормах их участников и особой субкультуре. Однако, если бы это было так, то бандиты не воровали друг у друга и не становились бы информаторами полиции.

  • В традиционной экономике взаимоотношения между субъектами основываются на доверии.
  • Участник А передает ресурсы участнику B, ожидая, что тот позже выполнит свою часть соглашения и перечислить деньги за ресурсы.
  • Если вдруг участник В не оправдает ожиданий, то всегда есть суд, который решит спор. А те, кто нарушает договоренности, мгновенно лишаются своей репутации.
  • Но в мире преступников на справедливый суд рассчитывать не приходится. Условия, в которой бандитам приходиться вести дела, можно сравнить с ситуацией на формирующихся рынках. Там так же нет уважаемой судебной системы, а деловая репутация не важна. Агенты, внедренные в преступные группировки, подтверждают, что мафиози живут в атмосфере взаимного недоверия.

Однако мафиозным организациям удается быть крайне эффективными. В чем их секрет?

Профессор криминологии Оксфордского университета Фредерико Варезе и профессор социологии Паоло Компана изучили взаимодействия двух преступных кланов и вычислили механизмы функционирования мафии.

Эффективный менеджмент по-неополитански

Как и любым руководителям, мафиозным боссам нужно, чтобы их приказы выполняли. Но способы повысить мотивацию своих подчиненных, которые используют обычные менеджеры, в этом случае бесполезны. Варезе и Компана смогли узнать, что в этом случае делают "доны корлеоне", проанализировав телефонные переговоры двух мафиозных кланов.

  • Речь идет о неополитанской группировке Каморра и русской мафии, орудующей в Риме.
  • Неополитанский клан сформировался в 1970-е и существовал до 2003 года, когда босс и все ключевые члены стали государственными свидетелями. Русский клан - это часть небезизвестной Солнцевской группировки, переехавшая в Италию в 1994 году. Помимо русских в клан входили итальянцы. Обе преступные группы находились под наблюдением полиции в течение нескольких месяцев.

Ученые разделили все задания, которые поручались членам группировки, на четыре вида: управление кланом (слежка и наказание мафиози), добыча ресурсов (обеспечение фальшивых документов и открытие "чистых" банковских счетов), действия по защите (контроль рынков) и экономические инвестиции. После этого все связи были проанализированы с помощью специального алгоритма.

Что же выяснили ученые?

  • Для поддержания порядка преступные боссы использовали два способа: формировали семейные предприятия и делились информацией о запланированных насильственных преступлениях.
  • Мафиозный клан, состоящий из родственников, крайне эффективен, ведь у каждого участника есть заинтересованность в процветании компании. Кроме этого, родственникам сложнее скрыться от наказания.
  • Насильственный метод заключался в том, что члены группировки рассказывали друг другу о планах по совершению преступлений, делая коллег по клану соучастниками.
  • Исследователи пришли к выводу: чем меньше родственных связей было в группировке, тем чаще ее члены рассказывали друг другу о своих преступных планах.
  • Клан Каморра в основном пользовался первым методом: 43% участников группировки состояли в кровном родстве с боссом. В русском клане только один человек был родственником босса, при этом 54% состояли в родстве с другим членом клана.
  • В клане русской мафии делились преступными планами 73% участников. В клане Каморра это делали всего 37% членов преступной организации.
 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });