ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 22:56

"Мертвые не потеют"

Продажа самого гламурного инвестбанка за 100 рублей железнодорожной и алмазной монополиям важна не суммой, а знаком. Знаком конца одной эпохи и начала новой. Правила игры изменились

"Мертвые не потеют"
Фото: Reuters

Москва. 9 октября. INTERFAX.RU - "Мертвые не потеют" - шептал генеральный директор "КИТ Финанса" Александр Винокуров в кулуарах 9 российского экономического форума в Лондоне – всего два года назад. Это был пароль на вечеринку с участием скандальной группы "Ленинград" в культовом заведении The Roof Garden. Пароль работал. На сцене ругался матом крупный мужчина в кожанке, вокруг него толпились, обливая свои фраки коктейлями, инвестбанкиры, финансовые консультанты, M&A-специалисты, PR-щики, IR-щики, wealth management-эксперты и чудом затесавшийся в эту финансовую банду глава Газэкспорта Александр Медведев. Никто, в общем, и не догадывался, что, возможно, он присутствует на последнем празднике жизни. Через два года лондонский форум скончался, "КИТ Финанс" продан, а участники вечеринки в The Roof Garden, за исключением, наверное, девушек легкого поведения, вот уже какую неделю изучают структуру своей задолженности.

Сегодняшний кризис, в отличие от событий десятилетней давности, напоминает не сход лавины, а заболевание крови. То и дело слышишь про вполне себе обыкновенную, устойчивую компанию:

- У такого-то вообще катастрофа!

- Как катастрофа, у него же отличный бизнес!?

- А ты помнишь, что ему через неделю по бондам платить?

И вопросов больше нет.

У меня дома на видном месте валяется Forbes-100. Очень полезно перечитывать с утра, чтобы заставить себя добраться до работы. Сегодня многое воспринимается в новом свете: про Дерипаску – "Он сейчас как тот мотоциклист, который в цирке ездит по стенам: съехать вниз уже не может, ему остается только все время жать на газ, пока бензин не кончится". Думаешь – "ага, видимо, кончается". Слова "Фридману пришлось искать попутчиков среди других любителей экстрима – с ним поехали президент "Миракс Групп" Сергей Полонский и совладелец гипермаркетов OBI Игорь Сосин" - звучат совершенно по-другому. А вот это даже не смешно: "Бизнес-империя Сулеймана Керимова функционирует в рабочем режиме - акции "Газпрома" и Сбербанка растут…"

"Мы уже лежим на лопатках, но у нас есть еще немного сил, чтобы подняться. Мы можем сделать это только с вашей помощью (…). Мы просим вас о разумном освещении темы нашей отрасли в СМИ и создании позитивной картины в целом". Это не обращение какой-нибудь ассоциации инженеров-оборонщиков в 1993 г., это письмо к журналистам Сергея Полонского, организовавшего еще две недели назад вечеринку не с каким-нибудь Шнуром, а с Мадонной.

Продажа "КИТ Финанса" за 100 рублей важна не суммой: когда-то Владимир Потанин хотел продать Ангарский нефтехимический комбинат за один доллар, "Гута-Банк" и "Связь-Банк" тоже были проданы за символические деньги. Не важно, что его купил консорциум из РЖД и АЛРОСА – для двух компаний, работающих с предчувствиями падения спроса, тяжело раненный инвестбанк - явно не предмет первой необходимости. Гораздо важнее, что продажа "КИТа" - это символический конец эпохи когда "все растет", а только стоимость денег падает. Бизнес возвращается к основам: сейчас, как и в начале 90-х "сидеть на потоках" снова принципиально важнее, чем обладать "большим малтиплом" - деньги здесь и сейчас вновь приоритетнее, чем оценка твоих будущих перспектив кучкой уже, видимо, безработных аналитиков. Как и в начале 90-х все начали играть в игру "кто кому первый не заплатит", накапливая деньги на счетах каптивных банков "на всякий пожарный". Как и в начале 90-х все массово, с самыми богатыми впереди, побежали к государству за поддержкой. Кому поддержка не светит, занялись расчетами: а что больше – стабфонд или общая корпоративная задолженность перед нерезидентами. Как и в начале 90-х люди, которым предыдущие пять предложений ни о чем не говорят, спрашивают у друзей: "А что доллар покупать или как?".

Но есть во всем этом один хороший аспект. Вы все, кто сидит в пыльных офисах на приличных, но не обещающих ничего, даже виртуальной опционной программы, позициях, вы ли не мечтали "вот бы у меня в начале 90-х были бы деньги, я бы точно купил акции при РТС в 30 пунктов и сейчас бы уже не работал"? Вы ли не просили бога о еще одном шансе?

Кризис кончится, когда кто-то первый скажет: "Ага, а вот на этом можно и заработать".

Обозреватель Юрий Погорелый

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });