ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:38

МАКС-2009: скромная ярмарка времен затянутых поясов

Деловая программа авиасалона в Жуковском завершилась. На "кризисном" "МАКСе - 2009" не было объявлений о большом числе гражданских контрактов, амбициозных планах развития, выходе на рынки публичных заимствований. Главной "новинкой" авиасалона стало проведение под руководством Владимира Путина совещания по проблемам авиастроительной отрасли

МАКС-2009: скромная ярмарка времен затянутых поясов
Фото ИТАР-ТАСС

Москва. 21 августа. IFX.RU - Авиасалон в Жуковском, который традиционно проводится раз в два года, в пятницу завершил деловую программу. На "кризисном" "МАКСе - 2009" не было объявлений о большом числе гражданских контрактов, амбициозных планах развития, выходе на рынки публичных заимствований - как это было два года назад.

Центральным событием авиасалона стало совещание у премьер-министра Владимира Путина, который подверг резкой критике производителей российских самолетов и фактически ответил на вопрос, почему так мало российских судов было законтрактовано в ходе "МАКСа".

Дело на 120 миллиардов

В.Путин, будучи президентом, всегда приезжал на открытие авиасалона в Жуковском, поэтому его визит на "МАКС-2009" в качестве премьера ни для кого не стал неожиданностью. Премьер открыл авиасалон во вторник, 18 августа, почтил минутой молчания память погибшего командира "Русских витязей" Игоря Ткаченко, а после - осмотрел экспозицию "МАКСа".

Главной "новинкой" авиасалона стало проведение под руководством В.Путина совещания по проблемам авиастроительной отрасли: на докризисном "МАКСе" в 2007 году президентская программа закончилась осмотром экспозиции. Премьер как никогда жестко раскритиковал руководство российских авиазаводов, добавив, что их деятельность генерирует лишь убытки.

"Целый ряд контрактов ОАО "ОАК" на поставку самолетов, как внутри страны, так и за границу, принес, как это ни странно, не прибыль, а одни убытки: я прошу ОАК и заинтересованные ведомства детально проанализировать такую ситуацию, представить предложения, которые впредь исключили бы повторение подобных ошибок", - заявил В.Путин на совещании по развитию самолетостроения.

Он также отметил, что не выполняются планы производства гражданских самолетов, причем это относится не только к сегодняшнему дню, но было справедливо и для докризисных времен.

Премьер сообщил, что общая сумма долгов "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) и ее "дочек" составляет порядка 120 млрд рублей. Источники в отрасли ожидали, что на совещании у премьера руководство корпорации запросит господдержку именно на эту сумму, однако, как выяснилось, план по оздоровлению предприятий ОАК еще не готов.

"Учитывая форс-мажорную ситуацию, необходимо разработать программу финансовой стабилизации, помочь авиастроителям избавиться от накопленных "токсичных" долгов - такая программа финансового оздоровления должна быть внесена в правительство в течение ближайшего месяца, в крайнем случае, в течение полутора", - сказал В.Путин на совещании.

Он подчеркнул, что ждет соответствующий доклад к 1 октября.

Суперсамолету не дают взлета

Сразу после совещания глава ОАК Алексей Федоров обнародовал и другие проблемы - в реализации проекта Sukhoi SuperJet-100, а также во взаимоотношениях с главой АХК "Сухой" Михаилом Погосяном. Выйдя из конференц-зала, где только что завершилось совещание с участием премьер-министра, А.Федоров заявил, что первый SSJ-100 будет поставлен в эксплуатацию заказчикам с задержкой - в первой половине 2010 года. Глава корпорации также добавил, что лично он ни разу не упоминал о том, что самолет будет поставлен авиакомпаниям до конца 2009 года.

Заявление Федорова вынудило главу "Сухого" на следующее же утро опровергнуть сообщение о задержке программы. "Есть определенные риски, но наша цель - свести их к минимуму. Я по-прежнему утверждаю, что наша цель - завершить основной объем сертификационных испытаний и подготовить первые самолеты для поступления заказчикам до конца года", - заявил М.Погосян. Глава АХК пообещал кроме прочего, что до конца года общий портфель заказав на этот самолет достигнет 150 самолетов против нынешних 124 (с учетом заказа авиакомпании "Якутия" на 2 борта, сделанного во время "МАКСа").

До конца салона руководители ОАК так и не смогли согласовать свои позиции. На неформальной встрече с журналистами в четверг 20 августа А.Федорову снова был задан вопрос о том, когда же все-таки лайнер будет готов и поставлен на линию, и что означают противоречивые заявления представителей корпорации. Президент ОАК комментировать слова М.Погосяна не стал, однако повторил, что из-за проблем с сертификацией двигателя ранее 2010 года самолет не будет поставлен заказчикам.

Контракты на "МАКСе"

Что касается контрактов, то самый крупный из них был подписан в первый же день - на поставки военной техники. В присутствии В.Путина "Сухой" и министерство обороны РФ заключили контракт на поставки истребителей, общая стоимость которого оценивается в 80 млрд рублей. Он предполагает, что до 2015 года ВВС России получат 64 новых истребителя, в том числе 48 самолетов Су-35, 12 - Су-27СМ и 4 Су-30М2.

Эта сделку А.Федоров назвал крупнейшей в истории ВВС России.

Подписания по гражданской части касались в основном предконтрактных соглашений и по большей части - на региональную технику. Неожиданный интерес авиакомпании проявили к конкуренту SSJ-100 в рамках ОАК - региональному самолету Ан-148. Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" получила 30 "твердых" контрактов на этот самолет. Предварительно документы о намерении купить Ан-148 заключили "Саратовские авиалинии" (протокол на 5 самолетов), "Владивосток Авиа" (4 самолета), авиакомпания из Эквадора Icaro (на 2 самолета).

В общей сложности число "твердых" заказов на Ан-148, по данным ИФК, теперь достигает 60 единиц.

Это вдвое меньше, чем у SSJ-100, портфель заказов на которые составляет 124 самолета. Между тем, в ходе авиасалона "Гражданские самолеты Сухого" подписали лишь один контракт на приобретение этих самолетов - "твердый" контракт был подписан с авиакомпанией "Якутия", которая рассчитывает получить свои лайнеры в 2012 году.

Помимо Ан-148 компании заказали среднемагистральные Ту-204 - "Атлант-Союз" (15 штук), компании из Латинской Америки (8 штук).

Запросы "Ростехнологий"

Представители крупнейших российских авиакомпаний (из первой пятерки) не сделали в ходе авиасалона каких-либо громких заявлений - лишь "Аэрофлот" был объявлен официальным перевозчиком Олимпиады-2014, а "Антант-Союз" объявил о "твердом" контракте на 45 российских самолетов.

Это упущение попытались компенсировать хозяева нынешнего салона - госкорпорация "Ростехнологии", создающая нового авиаперевозчика под рабочим названием "Росавиа". В торжественной обстановке глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов передал представителям Boeing и Airbus запрос на коммерческие предложения на закупку 50 (плюс 15 в опционе) среднемагистральных самолетов. Суда предполагается закупить в пользу "Росавиа".

Одновременно С.Чемезов сказал, что хоронить проект "Росавиа" - как это сделали "некоторые СМИ" - рано: он обязательно будет развиваться и дальше. Объявление "Ростехнологий" оказалось самой громкой новостью от авиакомпаний - хотя переданные документы не являются не только контрактом, но даже протоколом о намерениях.

Новости по теме

Авиация теряет летчиков

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });