ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 05:58

Блеск бриллиантов и тоска ширпотреба

Российские ювелирные фирмы представили свои достижения за прошедший год, еще раз показав, что роскошь – это роскошь, а массовый сектор – это грустно и скучно

Блеск бриллиантов и тоска ширпотреба
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 8 сентября. INTERFAX.RU - Выставка "Ювелир", проводящаяся с 1996 г. в Москве, является единственным в своем роде событием – самая крупная ювелирная выставка страны, ориентирующаяся как на профессионалов (оптово-розничный формат), так и просто на любителей посмотреть на ювелирные изделия, ничего не покупая и не имея средств на то, чтобы купить что-то серьезное. Концептуальный замысел прост – здесь и производители, и дизайнеры, и компании, занимающиеся технологическими разработками в отрасли. Уже давно на "Ювелире" ничего не меняется – формат остается понятным и простым, увеличивается, разве что, число павильонов (в этом году их было 11 на 40 тыс. кв. м, правда, временами с кондиционированием воздуха были некоторые проблемы, но кто мог думать, что опять в Москве станет жарко).

Заявляется "Ювелир" как мероприятие международного формата, однако надо учесть, что ювелиры из Европы (немцы, турки, итальянцы) привозят свои изделия только на "осмотр", но не на продажу, по условиям ввоза с обратным вывозом, оформление которого значительно быстрее, дешевле и удобнее. Так было и в этом году. Розничным клиентам, разумеется, такая система неудобна, однако, напомним, что "Ювелир" позиционирует себя как мероприятие в первую очередь для профессионалов, которые выстраивают работу на год вперед, устанавливают новые деловые связи и так далее. Так что, по большому, счету придраться не к чему, разве что к факту – крупные западные ювелирные фирмы участия в "Ювелире" не принимают, их место занимают средние игроки рынка, с которыми работают такие же средние российские ювелирные компании, ориентирующиеся в основном на массовый сектор.

На выставке различные фирмы и компании представляют как ограненные камни, в том числе алмазы, так и изделия, всевозможные предметы из разряда luxury и то, чем будут радовать душу потребителя ювелирные магазины среднего звена.

Среди тех, кто продает камни и представляет их на "Ювелире", бесспорным лидером является смоленский завод "Кристалл". Логично и понятно – он является одним из немногих предприятий России, которое имеет право на сертификацию ограненных алмазов и, после этой сертификации, продажу незакрепленных камней."Кристалл" в этом году привез все разнообразие бриллиантов, как бесцветных, так и фантазийных цветов массой до семи с половиной карат: это крупные камни, цены на них - шестизначные. Помимо этого покупатели могли выбирать и бриллианты фантазийных цветов, которые не были подвергнуты искусственной обработке: желтые, коричневые, желто-зеленые, оранжевые, серые, редкие розовато-фиолетовые. Цена, например, за оранжевый бриллиант массой 0,3 карата – около 100 тыс. рублей. Все камни продаются в запаянных прозрачных коробочках, внутри которых лежит тот самый сертификат, который подтверждает, что вы купили этот бриллиант у легального продавца и можете его хранить и перепродавать. Напомним, что согласно российскому законодательству, хранение не сертифицированных незакрепленных камней частными лицами запрещено и подлежит уголовной ответственности.

Впервые на "Ювелире" были представлены бриллианты из нового российского месторождения, расположенного в Архангельской области, их огранили на предприятии в Северодвинске. Пока эти камни вряд ли способны поразить воображение - бесцветные и желтоватые массой не более карата. Именно таково на сегодня лицо архангельских алмазных трубок, одну из которых недавно начали разрабатывать. Однако потенциал месторождения может быть значительно выше, по крайней мере, специалисты делают ему многообещающие авансы.

СПРАВКА: Месторождение алмазов им. М.В.Ломоносова было открыто в 1980 году. Его прогнозные ресурсы оцениваются в $12 млрд алмазного сырья, из которых более половины составляют алмазы ювелирного качества. Проект разработки месторождения алмазов им. Ломоносова в Архангельской области ведет ОАО "Севералмаз", более 90% акций которого принадлежит государственной компании "АЛРОСА".

Говоря о камнях, можно упомянуть незакрепленные цветные камни – их представили несколько фирм, среди которых можно выделить "Самоцветы от Соколова" – высокого качества изумруды, сапфиры, тсавориты, танзаниты, рубины. Компания привезла на выставку весь размерный ряд, а сами камни демонстрировали высочайшие качественные характеристики. Отметим, что можно было приобрести гарнитурные подборки, что удобно как ювелирам, так и тем, кто ищет дорогой (очень дорогой) и в какой-то степени оригинальный подарок.

Как и обычно, было много изделий из янтаря (от неинтересных грошовых колечек, доступных любому, до больших композиций), якутские ювелиры привезли изделия из мамонтовой кости (опять же от простых маленьких фигурок до практически бесценных игровых наборов).

Столь любимый дамами жемчуг был представлен в изобилии, но изобилии, которое можно даже назвать негативным: сколько мы видим каждый день вокруг себя изделий из жемчуга и как мало из них достойны внимания. Также было и на "Ювелире". Огромное количество дешевого пресноводного китайского жемчуга и малое черного жемчуга Таити и золотистого Южных морей. Небольшой выбор только подчеркивал элитарность прекрасных и гармоничных жемчужин. Еще раз делала это их цена. Так, одна бусина черного таитянского жемчуга высокого качества диаметром 14 мм обходилась покупателю в 7-8 тыс. рублей. Подсчитать, сколько нужно таких жемчужин для ожерелья (даже самого короткого, под горло) и то, во сколько обойдется такое украшение, может каждый.

Для любителей сражать своих партнеров по бизнесу бросающейся в глаза роскошью на "Ювелире" было представлено достаточно изделий – массивные ручки из золота, украшенные драгоценными камнями (иногда не просто украшенными, а усыпанными, так, что золото едва виднелось из-под обилия бриллиантов, рубинов, изумрудов), настольные приборы, пряжки для ремней, трубки. И так далее. Эдакая широта русской души в разрезе ручки – зачем нам аскетичная простота и лаконичность Mont Blanc, мы умеем показать товар лицом. Товар и благосостояние того, кто его приобретает.

Что же касается массового рынка, то тут "Ювелир" стал отражением нашей жизни. Русские люди любят золото и бриллианты вне зависимости от их качества – это давно аксиома. И великое множество фирм представило на выставке свои изделия: легковесные простые колечки и сережки, многие украшены крошечными бриллиантами-"пылинками", которые потом, после заключения контрактов, распылятся по ювелирным магазинам крупных российских городов. Они будут расходиться на ура в качестве подарков на день рождения, Новый год, Восьмое марта, День святого Валентина и так далее. Наблюдать это бесконечное пиршество отечественного ювелирного ширпотреба можно на улицах каждый день, говорить о дизайне применительно к этим изделиям – практически невозможно. Но в этом и есть жестокое правило ювелирной промышленности: либо все, либо почти ничего.

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });