ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 15:38

"Мост" в мир эмоций

В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка немецких художников-экспрессионистов группы "Мост"

"Мост" в мир эмоций
Фото: ИТАР-ТАСС

Москва. 8 сентября. INTERFAX.RU – В основном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина разместилась уникальная экспозиция, состоящая из картин, предоставленных берлинским музеем Brucke.

Об экспрессионизме, так или иначе, знают многие: художественное течение, которое зарождалось параллельно во многих странах и развивалось в начале ХХ века, но некоторые прародителем данного направления считают норвежца Эдварда Мунка с картиной "Крик", её относят к выражению самой идеи экспрессии. А в нашей стране экспрессионизм ассоциируется с именем Василия Кандинского. Однако наиболее последовательно основные принципы этого движения были выражены именно немецкими художниками группы "Мост", образованной в Дрездене в 1905 г.

В её состав входили Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Бляйль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. Во времена гитлеровского режима работы немецких экспрессионистов попали в обойму "дегенеративного искусства", и в 1937 г. картины художников группы "Мост" основоположники немецкой пропаганды включили в одноименную выставку в Мюнхене.

Программа экспрессионистов была ориентирована на молодых художников, способных "непосредственно и без фальши выражать то, что побуждает к творчеству": "с верой в прогресс и новое поколение вдохновенных творцов и ценителей, мы взываем ко всем молодым. И как молодёжь, олицетворяющая будущее, хотим развязать себе руки и обрести свободу вопреки всё ещё процветающим старым силам", - говорилось в манифесте.

Как и положено прогрессивным творцам они не боялись экспериментировать, объявляя войну устаревшему обществу, бросая вызов своей эпохе с её косностью, угнетением и несправедливостью. "Мостовцы" словно кричали: "Да посмотрите же вы!", не скрывая своего отвращения к окружающей их действительности.

Отсюда и яркие краски на полотнах: красный, зелёный, синий, желтый. Их смешение - сочетание, казалось бы, не сочетаемо вовсе, но и в этом есть своя символика. Например, картина одного из художников группы Карла Шмидта-Ротлуфа "Портрет Розы Шапиро", экспонирующаяся на выставке, практически целиком исполнена в красных тонах.

Посетители на открытии выставки не могли пройти мимо работы Макса Пехштайна "Желто-чёрное трико". Кто-то сравнивал созданный автором образ девушки с персонажем из фильма ужасов, кому-то на ум приходила реклама известного мобильного оператора.

Тем, кому больше по душе дивные пейзажи, мягкие цвета и романтичные сюжеты, понравятся картины Отто Мюллера, его произведения отличаются от работ коллег по группе "Мост": здесь нет резких тонов, кричащих сочетаний. Картина "Влюблённые у садовой ограды" выразительна по-своему: она более теплая, спокойная: цвета темные, приглушенные, но не мрачные. "Северное море" Эриха Хеккеля также настраивает на лирический лад: море, радуга, здание, похожее на ратушу и всё в голубо-желтых тонах. Всего в экспозицию "Немецкий экспрессионизм – художники группы "Мост"" вошла 131 работа из музея Brucke, который владеет самой крупной коллекцией ранних картин, акварелей, рисунков и печатной графики немецких художников: Эрнста Людвига Кирхнера, Эриха Хеккеля, Карла Шмидт-Ротлуфа и Макса Пехштейна.

Обозреватель Виктория Красуля

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });