ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 01:07

Вырождение на глазах

Пятьдесят вторая выставка победителей World Press Photo демонстрирует, что репортажная съемка в нашем мире становится все более странной, а правят всем насилие и ужас

Вырождение на глазах
Фото: Глеб Гаранич, Reuters

Москва. 9 июля. INTERFAX.RU - Пятьдесят два года – подумайте, больше полувека! – каждый год миру даруется подборка лучших репортажных фотографий. Это называется World Press Photo, премия, в рамках которой независимое международное жюри выбирает лучшие работы лучших фоторепортеров мира (по крайней мере, так заявляется), тех, кто должен был потрясти нас, открыть нам глаза, показать окружающий мир во всей его полноте и разнообразии посредством фотоснимков. Правда, последние годы, к величайшему прискорбию, откровения не получается, катарсис не наступает. Подборка World Press Photo 2009 исключением не стала: те же по концепции сюжеты, что и в предыдущие годы, то же доминирование горя и насилия и отдельные, а от того еще более неожиданные всплески чувства – вот оно, репортажная фотография. К сожалению, происходят они лишь у отдельных стендов, вернее, у отдельных работ. Все остальное сливается в бесконечную и уже даже чуть унылую массу.

Все более характерным для World Press Photo становится то, что даже в сюжетных блоках (а номинируются как отдельные снимки, так и сюжеты одного авторства) постепенно теряется репортажный компонент, тот, ради которого все и делалось. Создается впечатление, что в эпоху постмодерна фотография как таковая утратила смысл, ей обязательно нужен кэпшен. Иногда лишь после прочтения описания можно понять, что же именно сфотографировал автор. И что он пытался до нас донести. Вот, например, работа Машида Мохаджерина – на абсолютно черном фоне мы видим явный нос лодки, люди машут руками, а где-то на горизонте – еще одна лодочка, груженная некими красными кругами. Прочитав описание, понимаешь, что это служба береговой охраны идет навстречу лодке с нелегальными мигрантами. Машид Мохаджерин получает первую премию за отражение проблем современности (одиночные фотографии). Спорить невозможно, равно как невозможно понять, чему именно тут отдается предпочтение, то ли умению фотографа-репортера, то ли популярности и модности темы.

В этом вся суть современной нагрузки данной премии: есть модные темы, есть больные темы, есть войны, а войны всегда в моде. А потому, например, вот – то, чего мы ждали, целый угол, несколько стендов отведены августовскому конфликту на Кавказе. Избегая углубления в аспект идеологических и медийных войн, остается только заметить, что страдания грузинских женщин, их искаженных лиц, их воздетых к небу рук здесь занимают значительно больше места, чем осетинские страдания. Лишь один стенд показывает нам Абхазию – Давид Монтелеоне снимает абхазскую свадьбу, мужчин в кафе, девочку с хмурым лицом в Сухуми и горы. Свое место находит в этом тематическом углу зала знаменитое фото Глеба Гаранича, работающего на агентство Reuters, та самая фотография из Гори, о которой было столько споров, является ли она монтажной подделкой или нет. Признано. Не является. Результат – третье место в разряде одиночных фотографий "Горячие новости".

Еще одной тенденцией World Press Photo становится то, что зрителя как будто бы нужно подавить очевидным ужасом происходящего каждый день, места красоте остается совсем чуть-чуть. Вот всплывающее изуродованное тело – последствия шторма "Наргис". Вот мертвое лицо под завалами – землетрясение в Китае. Вот лица прыгунов в воду – смешные на первый взгляд, но страшные на второй. Вот дети смотрят на распростертое тело женщины с простреленной головой – это Сальвадор (Первое место в разряде одиночные снимки, категория "Повседневная жизнь"). Ты смотришь на все это и думаешь о расхожей истине – показать ужас и уродство может почти каждый, но вот кто сумеет показать мир и доброту? Нет, нас надо ужасать. Иначе мы не поймем, что же такое истинное репортажное фото. Бездомные, нищие, мертвые, жертвы эксплуатации, жертвы мировой несправедливости, войны, насилие – фотографы старательно разъясняют нам, каков мир. Никогда нельзя забывать за завтраком, что в Африке голодают дети. Просто не забывать, помогать не обязательно. Из победителей World Press Photo лишь немногие оказываются способны на то, чтобы без лишней голливудщины и спецэффектов вызвать у зрителя рефлексию или даже понимание темы съемки.

Приятно, что, в частности, таковым оказывается победитель – американец Энтони Суо в серии черно-белых снимков для журнала Time, легендарного Time, где всегда были лучшие фотографии, отображает наступление Новой великой депрессии – мирового кризиса, показывает через детали. Его главная фотография – полицейский с пистолетом, который как бы крадется по дому – на самом деле, он просто проверяет, не осталось ли жильцов, которые должны были покинуть это помещение из-за невыплат по ипотеке. Фотография завораживающая, не теряющая той самой репортажной динамики, не напоминающая постановочный снимок, приобретающая, к тому же, особый смысл. Такая же динамика вдруг исходит из статичной на первой взгляд работы Чиба Ясуоши, посвященной конфликту африканских племен – воины с луками в руках двигаются по зеленой траве, война ужасна, но может быть красива. Радует какой-то прелестью и простотой раскрытия сюжета серия фотографий одного и того же пляжа в местечке Владиславов в разное время суток, сделанная Кацпером Ковальски.

Ты уходишь, отсмотрев все стенды с фотографиями. Остается недоумение. Если ты каждый день работаешь с фотобанками крупнейших агентств, ты видел все это десятки и сотни раз, принцип отбора победителей так и остается тебе непонятным – фотографы AP, AFP, Reuters уже давно научились делать страшно и превращать иракских женщин в Мадонн. Ничего нового в этом году World Press Photo не открывает. Равно как и не показывает действительно ярких и хороших репортажей, именно репортажей, а не серий одиночных картинок, связанных темой (а тема, в свою очередь, диктуется политической модой).

С полным списком победителей и призеров конкурса и их работами можно ознакомиться на официальном сайте. Московская выставка World Press Photo будет открыта до 27 июля в помещении Карамельного цеха фабрики "Красный Октябрь" (Берсеневская наб., 6, стр.3).

Новости

 
window.yaContextCb.push( function () { Ya.adfoxCode.createAdaptive({ ownerId: 173858, containerId: 'adfox_151179074300466320', params: { p1: 'csljp', p2: 'hjrx', puid1: '', puid2: '', puid3: '' } }, ['tablet', 'phone'], { tabletWidth: 1023, phoneWidth: 639, isAutoReloads: false }); setTimeout(function() { if (document.querySelector('[id="adfox_151179074300466320"] [id^="adfox_"]')) { // console.log("вложенные баннеры"); document.querySelector("#adfox_151179074300466320").style.display = "none"; } }, 1000); });