ХроникаВоенная операция на УкраинеОбновлено в 14:22

Первый вице-президент "Ростелекома": мы можем рассматривать M&A, но цифровая экономика – экономика партнерств

Владимир Кириенко рассказал о том, как компания видит свой путь в ближайшие 5 лет

Первый вице-президент "Ростелекома": мы можем рассматривать M&A, но цифровая экономика – экономика партнерств
Владимир Кириенко
Фото: пресс-служба "Ростелекома"

Москва. 14 мая. INTERFAX.RU - В марте "Ростелеком" представил инвесторам новую стратегию компании до 2022 года, которая предусматривает трансформацию оператора в IT-гиганта. Компания намерена идти в смежные с телекомом ниши - хранение данных, облачные технологии - и практически в 5 раз увеличить выручку от этих сегментов уже к 2020 году.

О том, как "Ростелеком" видит свой путь в ближайшие 5 лет, как будет вписываться в тренд цифровой экономики и какие доходы может дополнительно получить на рынке транзита трафика, в интервью "Интерфаксу" рассказал первый вице-президент компании Владимир Кириенко.

- Ранее вы презентовали инвесторам новую стратегию компании, которая предусматривает мощный рывок до 2022 года. При этом стратегия охватывает как развитие потребительского сектора, так и развитие инфраструктуры. Как эти две задачи вы будете решать?

- Сейчас в рамках развития цифровой экономики принято говорить о том, что перед каждой компанией стоят новые вызовы. Если классический телеком заключался в том, что передавал информацию из точки в точку, то сейчас сам факт передачи ценности уже не представляет. Стремительное развитие технологий привело к тому, что передача данных воспринимается как гигиеническая потребность: интернет стал такой же необходимостью, как электричество. Поэтому телеком-компании ищут новые ниши, где очень важно определить для себя право на успех. Причем именно в тех направлениях, где твои навыки, компетенции, опыт могут быть полезны. Мы считаем, что "Ростелеком", безусловно, является инфраструктурным лидером. При этом мы становимся цифровым и инновационном партнером для наших клиентов и пользователей. Мы, например, фокусируемся на облачных услугах, дата-центрах, комплексных ИТ-услугах по сервисной модели, умных городах, биометрии и другие. Мы намерены создавать цифровое будущее на базе нашей уникальной инфраструктуры.

- Что сейчас для вас приоритетно в развитии корпоративного сегмента?

- В этом сегменте одним из флагманских направлений для нас становится оказание комплекса ИТ-услуг по сервисной модели. Ведь стремительное развитие ИТ-технологий привело к тому, что сегодня развивать собственную ИТ-инфраструктуру не просто дорого, но и не выгодно. Мы берем все эти расходы на себя. Поэтому заказчикам уже не надо закупать отдельно серверные мощности, оборудования, софт, услуги, сервис, поддержку и прочее. В рамках сервисной модели под запрос каждого конкретного клиента мы формируем пакет необходимых им программных решений, которые и предоставляем по подписной модели. Таким образом, клиент получает сокращение инвестиций, прозрачное ценообразование, гарантии и высокий стандарт обслуживания.

- Среди приоритетов вы назвали облачные услуги и дата-центры. Какую динамику спроса ожидаете?

- Мы считаем, что центры обработки данных и облачные вычисления - это своеобразная кровеносная система любого бизнеса. Сегодня "Ростелеком" является крупнейшим игроком на рынке ЦОДов, у нас более 5 тыс. стоек, и мы хотим удвоить этот параметр в ближайшие несколько лет ("Ростелеком" объявлял о планах довести количество стоек до более чем 10 тыс. к 2022 году - ИФ). Выручка от услуг ЦОДов "Ростелекома" выросла за 2017 год на 25%. Но, повторюсь, особенность заключается в росте высокомаржинальных и сложных с точки зрения технологий сервисов, таких как построение облака. Это направление за 2017 год выросло у нас в 3 раза. Я считаю, что этот сервис очень перспективен. Эксперты прогнозируют, что уже в 2018 году около 80% всех вычислительных мощностей в мире будет осуществляться через облака. Среднему бизнесу и крупным компаниям выгодно передавать хостинг своих систем в единые ЦОДы. Дело в том, что закупленное ими годы назад оборудование уже давно устарело, а его масштабирование - достаточно сложный процесс. Поэтому многие компании мигрируют в облако, и здесь основной спрос. Что касается финансовых показателей этого направления, то сейчас сегмент дата-центров и облачных услуг составляет около 1,5% от выручки "Ростелекома", а к 2020 году мы намерены добиться 5-7%. Причем, на мой взгляд, это консервативная оценка.

- Какие еще новые ниши планируете занять?

- Мы активно развиваем такое стратегическое направление как информационная безопасность. Мы предоставляем полный комплекс услуг. Специалисты нашего Security Operation Center (SOC) круглосуточно борются с различными атаками: DDos, атаками на веб-приложения, с вредоносным софтом и многим другим. Например, DDos-атаки на своей магистрали мы можем фиксировать до того, как они дойдут до сервера или приложения клиента. В таких критически важных сервисах каждая доля секунды имеет важное значение, поэтому борьба с DDos-атаками - наша зона роста. Мы фиксируем больше 2 млрд событий ИБ в сутки в нашем SOC, подавляющее большинство обрабатывается в автоматическом режиме и в среднем 50 инцидентов требует ручного и глубокого анализа наших специалистов. При этом важно понимать, как правило, хакеры нападают не в рабочее время, а ночью, и действуют скрытно. Поэтому защиту собственной инфраструктуры нужно доверять профессионалам.

- Какие видите перспективы в работе с малым бизнесом?

- "Ростелеком" - это компания, которая работает, в первую очередь, с крупным бизнесом и государственными заказчиками. Но сейчас мы активно развиваем и сегмент малого бизнеса - предлагая в дополнение к классическим сервисам и видеонаблюдение, услуги новой телефонии, виртуальный ЦОД. И мы наблюдаем большой спрос на все эти услуги со стороны малого бизнеса.

- Но все-таки если посмотреть на компанию в перспективе пяти лет - какой вы ее видите?

- Мы считаем, что мы - цифровой партнер для бизнеса и населения. При этом наше развитие в этом направлении будет основано не только на собственных компетенциях, например, в облаках, дата-центрах, кибербезопасности, умных городах и т.д. Цифровая экономика намного шире, поэтому в каких-то направлениях мы будем привлекать партнеров, так как считаем, что нельзя разработать все сервисы самостоятельно. На рынке постоянно появляются новые интересные стартапы, новые технологии, и для нас важно сделать их доступным для наших пользователей.

- То есть и в проектах, связанных с цифровой экономикой, и в вашей сервисной модели вы нацелены на органический рост и партнерства?

- В первую очередь мы отталкиваемся от потребностей наших клиентов. В каждом конкретном случае мы рассматриваем различные варианты развития событий. Как я уже сказал, у нас достаточно широкий спектр собственных компетенций. Но также мы ориентируемся на партнерства - смотрим, какие решения существуют на рынке, насколько они востребованы и как могут быть интегрированы в предложения "Ростелекома". А если мы сталкиваемся с какой-то узкой специализацией, в которой видим выгоду от приобретения, то, разумеется, можем рассматривать и М&А в том числе. Но, повторюсь, цифровая экономика - это экономика партнерств.

- Вы прогнозируете прирост выручки в сегменте умный город к 2022 году на 50%. Можете подробнее рассказать, за счет чего?

- Мы говорили про цифровую трансформацию в IT, но то же самое происходит и в управлении городом. "Ростелеком" начинал с проектов, связанных с безопасностью: это были системы 112, которые мы разворачивали с МЧС. В последующем мы делали фото- и видеофиксацию, весогабаритный контроль... Я считаю, что дальнейшее развитие умных городов - это некий симбиоз безопасности граждан и повышение эффективности управления городским хозяйством.

В этом направлении мы запустили проект комплексной работы с девелоперами. Его суть заключается в том, что мы на начальном этапе договариваемся с застройщиками о том, что мы берем на себя вопрос формирования полноценной сетевой инфраструктуры в доме для оказания цифровых услуг, вплоть до установки камер видеонаблюдения во дворах и умных датчиков. Таким образом, девелоперам не надо думать о дополнительных затратах, а с новоселов вообще снимается вопрос: сверлить или не сверлить дополнительные дыры для прокладки проводов. Абонентам остается только выбрать интересующий набор услуг "умного дома": от базового ТВ и интернета, до современных цифровых услуг видеонаблюдения, охранной сигнализации, датчиков учета горячей и холодной воды и прочих услуг.

Такая стратегия позволяет в 2 раза повысить уровень проникновения услуг "Ростелекома". По нашим ожиданиям, эта инициатива даст значительный эффект на доходную базу розничного сегмента.

- Как вы выстраиваете взаимодействие со стартапами?

- Принцип очень прост. Мы выстраиваем системное взаимодействие с ключевыми игроками на этом рынке, такими как ФРИИ, Сколково. Совместно мы запускаем акселераторы, в которые приглашаем компании, соответствующие нашим критерием, то есть могут дать потенциальную синергию с продуктами "Ростелекома". Далее определяем пул компаний - это своеобразная воронка, в которую заходят сотни компаний, желающих сделать пилотный проект с нами. На выходе получаем порядка 10 квалифицированных проектов. В чем плюс для них? Компании достаточно просто подключиться и на реальных данных, на реальном объеме трафика получить опыт взаимодействия с клиентами. Плюс для нас - если проект удовлетворяет нашим ожиданиям, то мы взаимодействуем дальше.

- Планируете ли агрессивный рост в сегменте платного ТВ? И за счет чего?

- Мы определяем лидерство в платном ТВ по объему выручки, и "Ростелеком" давно лидер по объему выручки на этом рынке. Также нам важна динамика прироста абонентской базы, но не ради количества. При этом было бы лукавством говорить, что нам неважно количество абонентов. Разумеется, важно. Но нам нужна хорошая динамика прироста и чтоб наши абоненты оставались с нами.

- Какие перспективы у "Ростелекома" в сегменте В2О?

- Операторский рынок можно разделить на 2 направления: внутренний и международный. Если взять международное направление, то здесь мы реализуем крупнейший проект Транзит Европа-Азия (ТЕА). Мы работаем с крупными зарубежными операторами, предоставляя им возможность проводить их трафик через нашу транзитную сеть, что гораздо эффективней и быстрее, по сравнению с магистралями, которые построены в обход нашей страны через море. Мы постоянно модернизируем нашу магистраль и в 2017 году "Ростелеком" заключил новые контракты на общую сумму более 30 млн долл. Законтрактованность магистрали сейчас превышает 1 Тб/с.

Сейчас мы проводим масштабное расширение, в результате общая пропускная способность магистрали между восточными и западными границами России достигнет 2 Тб/с к концу 2018 года, а в перспективе - 10 Тб/с глобального транзитного трафика.

Хочу отметить, что этот проект дает новую выручку, выручку, которая до этого не была в нашей стране, цифровую и высокотехнологичную.

Если смотреть на российский рынок, то идею сервисной модели мы транслируем и коллегам по телеком-рынку. Мы развиваем проект "оператор для операторов" (О2О) практически во всех регионах РФ и сегодня обслуживаем оптические каналы "большой четверки" и локальных операторов. На обслуживание нам передано более 45 тыс. базовых станций и более 100 тыс. км ВОЛС.

На этом рынке О2О мы также верим в партнерскую модель. Мы понимаем, что наше сотрудничество с операторами должно строиться на взаимовыгодных условиях.

Интервью

Антон Силуанов: Дополнительные деньги бюджету нужны
Генсек ОДКБ: на фоне теракта в Crocus City Hall важно не позволить раскачивать ситуацию в сфере миграционной политики
Гендиректор NatCar: Инвестиции только в подвижной состав - это уже прошлое
Глава Polymetal: торги акциями Polymetal в Москве все больше похожи на рынок фанатских карточек k-pop
Михаил Шамолин: Segezha до конца года намерена решить проблему долга
CEO "Ренессанс Страхования": есть интерес к выходу за пределы страхования
СЕО "Полюса": рост capex в ближайшие годы стимулирует интерес "Полюса" к рынку долгового капитала
Глава Экспертно-криминалистического центра МВД России: служба сконцентрируется на противодействии "высокотехнологичным" преступлениям
Замглавы Минэкономразвития РФ: все участники ВТО заинтересованы в ее реформе
Зампред Банка России: мы не делаем скидку на сложные времена